Белое движение, олицетворяющее собой национальное сопротивление большевизму в годы Гражданской войны, является на сегодняшний день одной из самых фальсифицируемых исторических тем. А фигура адмирала Александра Васильевича Колчака стала объектом самых ожесточённых нападок и клеветы. У нынешних поклонников красных одно упоминание имени адмирала Колчака вызывает истерику, переходящую в психоз. Представители неосоветских течений выдумывают всё новые небылицы о Колчаке, распространяют не подкреплённые документально заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство адмирала (якобы, он был заурядным полярником, посредственным флотоводцем и бездарным правителем) и призывают снести немногочисленные памятники и мемориальные доски, установленные в его честь.
Научные заслуги А. В. Колчака в области полярных исследований были отмечены в 1906 г. высшей наградой Императорского Русского географического общества - Большой Золотой Константиновской медалью. В постановлении о награждении лейтенанта Колчака за участие в экспедиции барона Толля предпринятая им спасательная экспедиция на остров Беннета характеризовалась как "важный географический подвиг, совершение которого было сопряжено с большой опасностью для жизни". Также Колчак был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени.
В 1909 г. Александр Васильевич опубликовал по итогам экспедиции фундаментальную научную монографию "Лёд Карского и Сибирского морей", в которой открыл эллипсоидную траекторию дрейфа арктических льдов. Научный авторитет Колчака был столь высок, что, не имея академического образования, он приглашался читать лекции в Морской академии.
Не менее нелепы попытки дискредитации Колчака как флотоводца и военно-морского деятеля. Недоброжелатели напрочь игнорируют его участие в возрождении и модернизации флота после Русско-японской войны. А ведь Колчак непосредственно участвовал в разработке новой судостроительной программы, благодаря которой русский флот стал оснащаться новейшими судами, построенными и оборудованными по последнему слову техники.
Возглавляя с 1915 г. минную дивизию Балтийского флота, Колчак провёл ряд смелых операций по минированию германских позиций, нанеся значительный урон германскому флоту.
Военные успехи в годы Первой мировой войны обеспечили Александру Васильевичу головокружительный взлёт. В 1916 г. Колчак был произведён сначала в контр-адмиралы, а затем - в вице-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом, где также блестяще себя проявил. Именно в этот период была установлена полная блокада Босфора русским флотом, в результате чего Россия добилась полного господства на Чёрном море.
Достоверно известно, что А. В. Колчак был единственным из представителей высшего военного командования, кто в феврале-марте 1917-го не стал обращаться к Государю с просьбой об отречении.
Не был Александр Васильевич и сторонником демократии, утверждая, что "власть не может принадлежать массам в силу закона глупости числа". При всей европейской образованности адмирал прочно ассоциировал демократию с "керенщиной" - дряблостью, безволием и слабостью государственной власти на фоне развала страны.
Духовной опорой власти Колчака как Верховного правителя выступала Русская Православная Церковь. Правительство адмирала выделяло средства на содержание Временного высшего церковного управления во главе с омским архиепископом Сильвестром, восстановило структуру военного духовенства. Под религиозными знамёнами в сентябре 1919 г. в армии Колчака формировались добровольческие православные дружины Святого Креста и мусульманские отряды Зелёного Знамени.
Ещё с советских времён известен миф о том, что Колчак был ставленником запада, марионеткой Антанты. Современные левые публицисты присочинили ещё и то, что Александр Васильевич был якобы ещё до революции завербован британской разведкой.
На самом деле, в сложной обстановке Гражданской войны режим Колчака проводил последовательную, самостоятельную, патриотическую и великодержавную политику. В отличии от большевиков, провозгласивших "права на самоопределение", что стало бомбой замедленного действия, белые выступали за восстановление территориального единства России в дореволюционных границах, признавая лишь независимость Польши, и соглашались предоставить внутреннее самоуправление национальным окраинам.
На территориях, подконтрольных белым, несмотря на все сложности, не было голода и нехватки продуктов. На прилавках магазинов в свободной продаже были даже такие товары, которые простому обывателю снова стали доступны только после краха СССР.
При Колчаке впервые были утверждены прожиточные минимумы по регионам, и в зависимости от них индексировалась заработная плата госслужащим и рабочим. Самим рабочим были сохранены данный большевиками 8-мичасовой рабочий день и расширенные права профсоюзов. Были восстановлены биржи труда, больничные кассы, в которые одну четверть денег вносили сами рабочие, а три четверти - хозяева предприятий.
В конфликтах рабочих и предпринимателей колчаковское правительство чаще всего вставало на сторону рабочих.
Именно при Колчаке на уральских заводах резко возросла производительность труда.
Также правительством Колчака принимались меры по обеспечению правопорядка, восстановлению судебной системы.
Поднимая вопрос о так называемом "белом терроре", который проводился в колчаковской Сибири, современные левые забывают, что власть большевиков не была легитимной. Незаконность советской власти признана Определением Общего Собрания Правительствующего Сената от 23 ноября 1917 г. Задачей Правительствующего Сената было охранение законности в России, то есть он являлся тем органом, который был правомочен признать советский режим незаконным. Поэтому вооружённое сопротивление большевизму было закономерной реакцией на вооружённый захват власти в стране организацией политических экстремистов.
В любом случае, жестокость белых носила ответный характер и была несопоставима с красным террором, официально провозглашённым самими большевиками. При этом высшее командование белых стремилось к соблюдению законности, опираясь на правовые традиции, в том числе и на дореволюционное российское законодательство.
И в заключении слова доктора исторических наук, профессора, исследователя истории Гражданской войны в Сибири, В. Г. Хандорина:
"Верховный правитель адмирал Александр Васильевич Колчак вполне достоин увековечения памяти как выдающийся патриот, вождь сопротивления преступной и авантюрной, антинациональной, антигуманной и богоборческой власти, один из отцов Белой идеи, в целом актуальной и по сей день, а также талантливый флотоводец и учёный".