В начале 1780-х, во время своего большого европейского путешествия, Муцио Клементи оказался в Лионе, где давал уроки клавира юной Марии Виктуар.
Между учителем и ученицей возникло тёплое чувство. Они хотели сбежать и пожениться. Муцио посвятил девушке свой опус номер 8 (послушать можно у меня в ТГК).
Но отец Марии, уважаемый лионский коммерсант, смотрел на мир более прагматично. Он мечтал для своей дочери о женихе «покрепче» — с положением, стабильностью и перспективой, которые, как ему казалось, не мог дать странствующий музыкант.
Он разорвал их связь, не подозревая, что тот самый молодой итальянец, которого он недооценил, вскоре станет величайшим виртуозом Европы, известным педагогом, издателем и владельцем одной из лучших фортепианных фабрик своего времени.
БИОГРАФИЯ
Муцио Клементи родился 23 января 1752 года в Риме, в семье ювелира. Его музыкальные способности проявились рано: мальчик быстро освоил орган, клавесин и основы композиции. Его отец был этому очень рад!
Уже в 14 лет его заметил англичанин сэр Питер Бекфорд, который забрал юного музыканта в Англию (на контракт), обязавшись дать ему образование и полное содержание до 21 года.
К 1770-м годам Клементи закрепился в Лондоне как один из лучших клавирных виртуозов. Клементи прожил долгую жизнь, большую часть — в Англии. Он умер 10 марта 1832 года в Ившеме и был похоронен с почестями в Вестминстерском аббатстве — рядом с выдающимися деятелями британской культуры.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
В сентябре 1804 года, между двумя поездками в Вену, Клементи женился на Кэролайн Леманн — опытной пианистке, с которой познакомился в Берлине годом ранее. Вместе они отправились в Италию. Но уже в следующем году его юная супруга скончалась, оставив ему сына по имени Карл.
К 1810 году Клементи вновь находился в Лондоне, где его компания продолжала успешно расти. 6 июля 1811 года он женился во второй раз. Его новая жена, Эмма Гисборн, подарила ему четверых детей: Винсента, Цецилию Сюзанну, Каролину и Джона.
ТВОРЧЕСТВО
Клементи — один из первых крупных композиторов, которые писали не для клавесина, а специально для фортепиано. Его музыка опиралась на новый тембр, новые возможности динамики, артикуляции и техники игры.
Он создал более сотни сонат, многие из которых позже стали «сонатинами» — обязательным репертуаром для всех начинающих пианистов.
Его трёхтомник «Gradus ad Parnassum» — настольная книга пианистов XIX века. Это не просто этюды, а огромная школа техники: пассажи, октавы, трели, арпеджио, кантилена — всё, что стало фундаментом классической фортепианной школы.
Фабрики фортепиано и издательская деятельность
Клементи — фигура уникальная: он не только композитор и пианист, но и музыкальный предприниматель, сыгравший важную роль в развитии производства фортепиано.
✔ Фабрики фортепиано
В конце XVIII века он стал партнёром, а затем главой фирмы «Clementi & Co.», которая производила фортепиано в Лондоне.
Эти инструменты отличались: высоким качеством, выверенной механикой, улучшенной репетицией, более широкими динамическими возможностями.
Фабрики Клементи давали до 70 инструментов в год — много по меркам того времени.
Его рояли покупали лучшие музыканты Англии, а сегодня сохранившиеся экземпляры представляют огромную историческую ценность.
Музыкальное издательство
Клементи активно занимался и издательством: он выпускал не только свою музыку, но и произведения других композиторов. Особенно важный эпизод — издание произведений Бетховена в Великобритании. Таким образом, Клементи влиял на музыкальную жизнь не только как автор и исполнитель, но и как организатор, продюсер, менеджер.
Ученики и педагогическое наследие
Клементи — основатель большой и мощной фортепианной школы. Его ученики стали известными пианистами и учителями, продолжившие его метод.
Самые яркие имена:
- Иоганн Баптист Крамер
- Джон Филд
- Фридрих Калькбреннер
- Игнац Мошелес
Поединок с Моцартом
– Господин Моцарт, – сказал встречавший его камердинер государя фон Штрак, – император заключил пари с Русской принцессой, что ни один итальянец не сможет превзойти немца в игре на фортепьяно. Сумма пари весьма значительна. Его Величество рассчитывает на вас.
– Всегда к услугам Его Величества.
– Император расстроится, если проиграет. Он расстроится и как патриот, и как акционер, осуществивший неудачный вклад.
– Постараемся этого избежать.
– Клементи – виртуоз. У вас серьезный соперник.
– Я знаю.
– Гости из России, по-видимому, тоже это знают.
– Ничуть не сомневаясь в таланте маэстро Клементи, буду рад огорчить гостей из России.
Моцарт играл на инструменте, с которым был хорошо знаком, а Клементи досталось нечто расстроенное и с тремя западавшими клавишами
Вот что писали композиторы после этой встречи:
В.А.Моцарт:
«Клементи шарлатан, как и все итальянцы. Он пишет, что сонату надо играть Presto или даже Prestissimo и allave — а сам играет ее Allegro на 4/4. Я знаю это, потому что сам его слышал. Что он хорошо исполняет, так это пассажи терциями. Но он в Лондоне день и ночь над этим потел. А кроме этого у него ничего нет, решительно ничего, совсем ничего – никакого вкуса, и еще меньше чувства».
И М.Клементи
«До сих пор я не слышал никого, кто исполнял бы столь одухотворенно и прелестно. Главным образом поразило меня одно Adagio и многие его вариации, которые он импровизировал на тему, избранную ему для этого императором; мы должны были ее варьировать, попеременно аккомпанируя друг другу».
Кто победил в дуэли достоверно неизвестно. Данные разнятся. Кто-то пишет о том, что Император объявил ничью, а кто-то пишет, что победитель - Моцарт.