Найти в Дзене
НейроПульс

«Женщина, которой позировал мужчина»: Ливийская сивилла Микеланджело

Автор: Микеланджело Буонарроти
Дата: роспись Сикстинского плафона — 1508–1512; подготовительный рисунок — ок. 1510–1511
Где: Ватикан, Сикстинская капелла; рисунок хранится в Метрополитен-музее, Нью-Йорк Когда смотришь на величавую Ливийскую сивиллу на плафоне Сикстинской капеллы, видишь женщину — мощную, собранную, с раскрытой книгой пророчеств. А вот её знаменитый подготовительный рисунок в красном мелке показывает… мужчину: обнажённая мужская фигура выполняет тот самый поворот корпуса и закладку плеча, которые Микеланджело затем «оденет» в женский образ. Этот лист — один из шедевров графики мастера и прямое свидетельство практики позирования. В эпоху Возрождения художники чаще работали с обнажёнными мужчинами: так было проще и приличнее по нормам времени; академии и мастерские строили обучение на мужской анатомии, а доступ к обнажённым женским моделям был ограничен вплоть до Нового времени. Поэтому нередко мужчина позировал для будущей женской фигуры, а художник уже «перекодировал»
Оглавление
Ливийская сивилла Микеланджело с Сайта музея мира с фотографиями .
Ливийская сивилла Микеланджело с Сайта музея мира с фотографиями .

Автор: Микеланджело Буонарроти
Дата: роспись Сикстинского плафона — 1508–1512; подготовительный рисунок — ок. 1510–1511
Где: Ватикан, Сикстинская капелла; рисунок хранится в Метрополитен-музее, Нью-Йорк

Когда смотришь на величавую Ливийскую сивиллу на плафоне Сикстинской капеллы, видишь женщину — мощную, собранную, с раскрытой книгой пророчеств. А вот её знаменитый подготовительный рисунок в красном мелке показывает… мужчину: обнажённая мужская фигура выполняет тот самый поворот корпуса и закладку плеча, которые Микеланджело затем «оденет» в женский образ. Этот лист — один из шедевров графики мастера и прямое свидетельство практики позирования.

Этюды к «Ливийской сивилле» (лицевая сторона) Из Метрополитен-музея
Этюды к «Ливийской сивилле» (лицевая сторона) Из Метрополитен-музея

Почему так

В эпоху Возрождения художники чаще работали с обнажёнными мужчинами: так было проще и приличнее по нормам времени; академии и мастерские строили обучение на мужской анатомии, а доступ к обнажённым женским моделям был ограничен вплоть до Нового времени. Поэтому нередко мужчина позировал для будущей женской фигуры, а художник уже «перекодировал» тело в женский образ, добавляя одежду, черты лица и «смягчая» анатомию. У Микеланджело это особенно заметно: его женщины нередко «держат» мужскую мускулатуру (вспомни аллегорию «Ночь» для Новой сакристии Медичи — есть рисунки с мужской натурой, а итоговая скульптура женская).

Насколько это было часто

Довольно часто для мастерских XV–XVI веков. Историки искусства и источники об обучении рисованию указывают, что мужская натура была базовой моделью, и немало «женских» образов выросло из мужских поз. У Микеланджело это задокументировано лучше всего (те самые листы к Ливийской сивилле), но практика встречалась у разных мастеров Возрождения.

Детали, которые интересно заметить

  • В рисунке к сивилле важнее всего скрутка корпуса и закладка плеча — Микеланджело тренирует движение, не «гендер». В фреске он «переоденет» позу в широкие ткани, добавит поворот головы и мягкий профиль.
  • «Мужское основание» объясняет ощущение силы в его женских фигурах: анатомия строится от торса и дельт, затем «смягчается» драпировками и лицом.

Короткий вывод:

До XIX века художнику проще было посадить в позу мужчину, поймать сложный разворот и свет, а потом превратить набросок в женщину. Поэтому истории про «женский образ — мужская натура» для Возрождения — не исключение, а правило, и случай с Ливийской сивиллой — самый наглядный и документированный.