Автор: Микеланджело Буонарроти
Дата: роспись Сикстинского плафона — 1508–1512; подготовительный рисунок — ок. 1510–1511
Где: Ватикан, Сикстинская капелла; рисунок хранится в Метрополитен-музее, Нью-Йорк Когда смотришь на величавую Ливийскую сивиллу на плафоне Сикстинской капеллы, видишь женщину — мощную, собранную, с раскрытой книгой пророчеств. А вот её знаменитый подготовительный рисунок в красном мелке показывает… мужчину: обнажённая мужская фигура выполняет тот самый поворот корпуса и закладку плеча, которые Микеланджело затем «оденет» в женский образ. Этот лист — один из шедевров графики мастера и прямое свидетельство практики позирования. В эпоху Возрождения художники чаще работали с обнажёнными мужчинами: так было проще и приличнее по нормам времени; академии и мастерские строили обучение на мужской анатомии, а доступ к обнажённым женским моделям был ограничен вплоть до Нового времени. Поэтому нередко мужчина позировал для будущей женской фигуры, а художник уже «перекодировал»