Найти в Дзене
Армения и армяне

Почему Льва Толстого отпевали в армянской церкви? Этому было логическое объяснение

Весьма интересный факт исторический. Классика русской литературы отпевали после смерти в армянской церкви. Есть быть точнее, то в Армянской церкви Святой Екатерины на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. 9 ноября 1910 года. Инициатором отпевания стал лично председатель церковного совета Армянских церквей, глава общины петербургских армян князь Симеон Симеонич Абамелек-Лазарев. Меценат, покровитель образования, промышленник и один из богатейших людей всей Российской империи. Начальник питерской охранки той поры, полковник фон Коттен, писал: Все дело в том, что Лев Толстой был с 1901-го года официально отлучен от Русской православной Церкви. С пояснением - за критику церкви, духовенства и «распространение учений, противных Христу и Церкви» И потому Лев Николаевич никак не мог быть отпет в православном храме и русским православным священником. Старшая и любимая классика дочь Татьяна давно дружила с семьей князя Симеона Абамелека, его супругой Марией Павловной. А дядя князя генерал-ма

Весьма интересный факт исторический. Классика русской литературы отпевали после смерти в армянской церкви. Есть быть точнее, то в Армянской церкви Святой Екатерины на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. 9 ноября 1910 года.

Инициатором отпевания стал лично председатель церковного совета Армянских церквей, глава общины петербургских армян князь Симеон Симеонич Абамелек-Лазарев. Меценат, покровитель образования, промышленник и один из богатейших людей всей Российской империи.

-2

Начальник питерской охранки той поры, полковник фон Коттен, писал:

  • Панихиду отслужили в 12 часов дня. Собралось около двух сотен молящихся - в основном, армяне, а также студенты и курсистки. Церковь всех пришедших проститься вместить не могла: значительная часть молившихся стояла на церковной паперти и в церковном дворе. Панихиду отслужил армянский священник Григорий Тер- Григорян.
Армянская церковь святой Екатерины в Петербурге основана была еще в 1772-м году
Армянская церковь святой Екатерины в Петербурге основана была еще в 1772-м году

Все дело в том, что Лев Толстой был с 1901-го года официально отлучен от Русской православной Церкви. С пояснением - за критику церкви, духовенства и «распространение учений, противных Христу и Церкви» И потому Лев Николаевич никак не мог быть отпет в православном храме и русским православным священником.

  • Однако великий русский писатель тесно связан был с армянской общиной. Эти добрые отношения сложились еще в Тульской губернии, где рядом с Ясной Поляной располагалось поместье армянских князей Абамелек-Лазаревых.
В современном Ереване есть и улица Толстого
В современном Ереване есть и улица Толстого

Старшая и любимая классика дочь Татьяна давно дружила с семьей князя Симеона Абамелека, его супругой Марией Павловной. А дядя князя генерал-майор князь Артемий Давидович Абамелек женился на Екатерине Толстой, дочери старшего брата автора "Войны и мира".

  • Сам Толстой тесно общался с армянами и всегда помогал армянскому народу. Вел переписку с выдающимися армянскими публицистами Григорием Джаншиевым и Атрпетом (Саркисом Мубаяджяном).
-5

Толстой помогал армянам из захваченной турками Западной Армении - участвовал в издании альманаха «Братская помощь пострадавшим в Турции армянам», на средства от распространения которого для армянских детей открыли 12 сиротских приютов. Не случайно, армяне восприняли уход русского писателя как тяжелую утрату.

  • Кстати, в великом романе Толстого «Война и мир» Пьер Безухов защищает от французов-мародёров в захваченной Москве именно молодую армянку. «В восторге бешенства» избивает разбойников. За что и попадает в плен к захватчикам.

Именно потому в 1910-м армянские священники и совершили христианский человеколюбивый жест: отпели знаменитого писатели в армянским храме.

-6

- Панихида по человеку, отлученному от РПЦ и преданному анафеме, в условиях отсутствии евхаристического общения между Русской и Армянской Церквами, запросто мог привести к напряжению отношений между РПЦ и ААЦ, - отмечал историк Владимир Бархударян. - Однако армянские священники все равно решились на подобный смелый шаг.