Когда в конце октября у нас с Костей сорвалась одна дальняя поездка, я сразу же понял, что проехать её получится теперь только весной из-за объективной продолжительности светового дня, поэтому надо было сразу же сесть и придумать что-то взамен, что можно запихнуть в очень короткий яркий промежуток просветления неба декабря.
Мы всё уже обкатали на немыслимые километры вокруг Москвы, ну, что тут можно ещё найти? Я отчаялся в какой-то момент и забил вообще на это полностью...
И как-то, случайно, читая уведомления всех ста сообществ, на которые я подписан в ВК, мне выпала какая-то короткая ссылка с сайта РЖД, я туда полез просто из любопытства, зарылся с головой, и внезапно вывалился на расписание поезда "Лев Толстой".
Я понятия не имел, что он существует. Более того, я сто раз пытался придумать хоть какие-то поездки через Елец, но ничего не срасталось, потому что там ничего не ходит. Я знал, что нет пассажирского движения на линиях Елец - Лев Толстой, Лев Толстой - Раненбург, а линии Троекурово - Лев Толстой и Лев Толстой - Горбачёво вообще уже сто лет как разобраны в буквальном смысле.
И вот тут оказалось, что на фоне отмен и уничтожений любого пассажирского движения каким-то непонятным образом в РЖД в своё время придумали туристический поезд "Лев Толстой" с одним фирменным плацкартным вагоном по маршруту Елец - Лев Толстой без остановок раз в две недели. Я понял, что это вот оно то самое, что нам надо.
Расписание его гласило, что в 2025-ом году он поедет только 22 ноября и 13 декабря. Собирать народ за пару недель до старта глупо, так что я сразу кинул клич на декабрь, получил полное одобрение и подтверждение намерений от Тёмы и Кости, после чего полез рубить маршрут.
Отталкиваясь от нашей философии поездок, которая гласит, что путь туда и путь обратно не должны совпадать, я решил, что мы поедем в Елец ночным ПДСом, потом искомый поезд "Лев Толстой", а оттуда, поскольку нельзя назад и нет других вариантов вперёд, едем час до Троекурово на такси, откуда можно преспокойно с одной пересадкой доехать до Москвы на электричках. Идеально.
Финальный план стал таким: плацкартные места по 1444 рубля каждый на поезд 049 Санкт-Петербург - Кисловодск от Восточного вокзала до Ельца с отправлением в 22:56 и прибытием в 6:13, там погулять немного, с 9:10 до 10:55 поезд "Лев Толстой", такси, час езды до Троекурово, а оттуда волной на Москву 16:18 - 19:46 до Узуново и 20:00 - 23:02 до Павелецкого вокзала. Всё максимально просто и прозрачно. Кроме одного но...
Билеты я искал через сайт РЖД, обнаружив там ссыль на сайт пригородной компании, которая осуществляет туристическую перевозку по маршруту Елец - Лев Толстой, поэтому, зная, что нас может поехать четверо, сразу же купил их там именно столько, мгновенно оплатив картой, однако вместо бланков я получил... ничего...
Пришло странное ни к чему не обязывающее письмо на мыло...
...и поняв стадию полного очка я на всякий пожарный заскринил сайт РЖД...
Чтоб вы понимали, это всё не является проездными документами, мне просто написали, что я отдал им бабки, а билетов на проезд мне так и не было предоставлено.
Через некоторое время я нашёл через сайт РЖД контакт, позвонил туда, и получил крайне забавный ответ "это у вас там в Москве интернеты работают, а у нас тут его очень давно уже нет, я даже не могу проверить вашу заявку, вот, запишите номер, позвоните туда в понедельник, может хоть у кого-то хоть что-то заработает и вам там пояснят за билеты".
Я позвонил даже во вторник и попал в Пригородную Пассажирскую Компанию "Черноземье", где очень милая девушка по имени Александра меня успокоила: Илья Игоревич, вашу заявку вижу, не переживайте, данные о вас у кондуктора поезда "Лев Толстой" будут. А билеты пришлём вам на мыло как только физически сможем, ведь интернет прямо сейчас есть, а потом его уже не будет. Я успокоился, мне этого было вполне достаточно.
Однако через несколько минут позвонили уже мне, на связи был сотрудник всё той же ППК "Черноземье" Павел, который внёс полную ясность: заявка ваша вот, деньги пришли, то что вы заскринили все действия - это вы молодец, так что приходите смело к поезду "Лев Толстой", ваши четыре места только ваши, если будут проблемы, звоните сразу мне, хоть мы сидим в Воронеже, но у меня там на месте в Ельце будет человек, который всё координирует, любые сложности будут улажены. Я поблагодарил Павла за заботу и исчерпывающие разъяснения, спросил, можно ли сдать один лишний билет, на что получил продолжительное "э-э-э-эммм", после чего сказал "я всё понимаю, проехали" и мы попрощались.
Всё уладилось, но надо было как-то отбить вложения, поэтому в надежде найти четвёртого я закинул на форум полную инфу как и где к нам можно присоединиться, после чего благополучно об этом забыл, потому что зная диванную ориентированность наших участников был точно уверен, что желающих не найдётся и с 660-ю рублями можно попрощаться.
В общем, на момент старта было точно известно, что трое должны были выехать из Москвы 12 декабря 2025 года в 22:56 с Восточного вокзала...
Когда я вышел из дома, внезапно обнаружилось, что на всех аллеях, ведущих к метро, поменяли лампы с холодного тона на тёплый, что дало крайне неожиданный эффект при фотографировании ночью.
А вот сам вестибюль оставался в привычных красках.
На фото ниже как раз видна принципиальная разница тёплого справа и холодного слева освещения.
Проезжая "Марьину Рощу", я через Телегу спросил у Костяна, где он прямо сейчас находится, и узнав, что он уже подходит к метро, дождался его на "Сретенском Бульваре".
На "Черкизовской" мы вышли прогуляться, но поднялся настолько мощный ветер, что нас предельно быстро загнало обратно в здание Восточного вокзала. На табло уже был наш поезд номер 49.
В переходе всё напоминало о неотвратимо надвигающихся праздниках.
В момент прибытия поезда мы с Костяном спустились из конкорса на платформу и сразу же наткнулись на наш вагон, который не смотря на то, что имел номер 4, был предпоследним...
Посадка была адова. И почему-то именно в наш четвёртый. Создавалось ощущение, что билеты в него продавались только от Москвы, и сейчас все пятьдесят четыре человека должны туда влезть за двадцать минут.
Тёма появился минут за пять до отправления, когда Костя уже продрог до костей, а я всадил пару сигарет, чего обычно никогда не делаю просто так. Я вообще курю только в покатушках раз в месяц или с какой там частотой мы ездим, чтоб адреналин азарта сбить, ведь уже семь лет как бросил делать это ежедневно и ежечасно.
Из Москвы отправились под завязку за исключением пары верхних боковых. Наш четвёртый сосед по купе сразу же залез наверх и до Ельца, где он тоже вышел, мы его больше не видели и не слышали.
В Ожерелье у нас была стоянка двадцать пять минут, чтобы электровоз сменился на тепловоз, который должен был дотащить нас до промежуточной точки, поэтому мы с Артемием пошли курить, а Костян завалился спать.
На улице нас встречала апокалиптическая картина. Я подумал, что это Каширская ГРЭС так фонит, но Тёма пояснил, что это всего лишь теплицы неподалёку от станции.
Температура упала до минус семи, а ветер усилился настолько, что просто начал сбивать в ног, поэтому дальнейшее пребывание на улице не имело смысла.
Разбудила нас проводница за полчаса до Ельца где-то около 5:40. Бельё мы не брали, так что утренний туалет и долгие сборы нам не понадобились.
Елец. Вид назад.
И вперёд.
Небольшой привал, который внёс некоторую ясность в наши дальнейшие планы.
Дело в том, что когда я готовился к поездке, я посмотрел прогноз, увидел, что будет минус 4, солнце, без осадков, поэтому по старой привычке поверх футболки напялил зимнюю куртку и даже не взял варежки. Это была моя стратегическая ошибка. Я не посмотрел ветер...
А он как начал дуть накануне ещё в Москве на уровне около штормовых 15-20 метров в секунду, так и не собирался униматься. Поэтому в Ельце я замёрз сразу же примерно за три минуты.
Но в ближней перспективе это ничего не меняло, поскольку с самого начала проработки плана поездки было очевидно, что три часа мы проведём на вокзале, куда мы немедленно и направились. Других развлечений с 6 до 9 утра Елец предложить нам всё равно не мог.
Внутри вокзала было очень красиво и богато, но ничего не работало. Там вообще кроме охраны никого не было.
Оказалось, что вся жизнь протекала в кафетерии с телевизором и кожаными диванами, горячей едой и напитками, в том числе спиртными в виде пива, но с тройной наценкой.
До обеда они меня принципиально не интересовали, поэтому я пустился в разговоры с барменшей.
Касым: и что, можно прям любого пива взять, хоть крепкого, и синячить его тут в-открытую в любое время?
Мадам: да.
Касым: а я вот там два магазина видел с сувениркой, когда откроются?
Мадам: к поездам, в 12. (очевидно имелись в виду проходящие поезда дальнего следования южных направлений)
Касым: а вот у вас в углу стенды за стеклом, продайте магнит, мне очень надо.
Мадам: женщина, кто этим занимается, заболела, ключей нет, она их с собой унесла... В интернете закажи...
Касым: понятно, тогда горячий чёрный чай без сахара.
Мадам: 50 рублей.
Я не знаю, от чего я охренел больше... От бумажного стаканчика с кипятком и пакетиком растворимого чая за пятьдесят рублей или от того, что в помещении, где есть три точки с тысячами магнитов, я не смогу купить даже одного к себе в коллекцию.
Пока я откровенно охеревал от всего этого, будто бы меня забросило лет на сорок назад прямо в Союз, к столику, который мы с Артемием уже оккупировали полностью, явился Костян, неся с собой на пластиковой тарелке огромное куриное бедро за 180 рублей, и стал его с удовольствием поглощать. И вот тут я опять не понял ценообразования. Стакан кипятка полтос, полноценный обед - всего в три с половиной раза дороже...
У меня оставалась последняя надежда на магнит - автостанция, поэтому мы с Артемием оставили Костю с напарником в виде куриной ноги охранять наши рюкзаки, а сами налегке направились туда.
Вход в кафетерий с улицы был однозначно лучшим объяснением всего происходящего в Ельце.
Автостанция находилась строго напротив вокзала, её даже было видно от главного входа, хоть она и располагалась на достаточно высокой горке. Казалось бы, что мешало сделать там лестницу? Я не знаю, но прямого прохода не было, поэтому нам пришлось идти до неё в обход через город минут десять.
По внешнему виду я сразу понял, что магнитов Ельца мне не видать как своих ушей.
Внутренности были канонические.
Я обнёс стенд с междугородными расписаниями для друзей из Яндекса, и мы с Артемием пошли обратно.
Уровень развлечений в Ельце пребывал на недосягаемой высоте...
На остановке нам попался местный городской автобус номер 1, и это был МАЗ-103. В Москве таких давно уже нет на регулярных маршрутах, лишь у меня под окнами гоняют заказные до строительного рынка "Левый Берег". Кстати, тоже полностью белые.
Самое забавное, что на левом борту всех автобусов красовался рекламный транспарант местной компании "Елецкие овощи". А забавно это тем, что едет автобус, внутри него по ночному городу перемещаются сонные в семь утра мрачные граждане с кефирными лицами и лимонными походками, а под ними подпись "Елецкие овощи". Мы с Тёмой дико проржались с этой темы.
Вокзал Ельца уникален ещё и тем, что туалеты находились примерно в ста метрах от здания вокзала в отдельном строении, но хотя бы пребывали в идеальной чистоте.
В сортире на подоконнике мы нашли карту "Тройка" из серии "Московский зоопарк" с изображением манула, на которой даже обнаружились какие-то денежки, и по возвращении в кабак немедленно подарили её Костяну, который уже расправился с куриными запчастями. И тут всех посетителей этого местечкового рая внезапно изгнали в зал ожидания. Подавалось это под соусом "вы мешаете мыть полы", я хотел было возразить, что данная система приоритетов вообще-то работает ровно наоборот, но решил не расходовать энергию. Интересно, если б я у них жратвы и бухла на пару косарей накупил, они бы меня тоже турнули?
Внутри зала ожидания встречала Элеонора из Атомик Харт.
И в этот момент, около восьми утра, ожила моя личная тревога: в зал ожидания с улицы начался непрерывный поток бабок...
Если кто забыл начало рассказа, то билетов на поезд у меня на руках всё ещё не было. А поскольку до полудня никаких других движений на вокзале не ожидалось, стало очевидно, что эти десятки и десятки старушенций загрузятся именно в наш вагон "Лев Толстой". Мои худшие подозрения подтвердились, когда одна из них, самая молодая (лет 60) и очень дорого одетая в меха, начала их координировать по спискам. Что-то подобное я уже видел, когда мы с Костей обкатывали НОВОМОСКОВСКОЕ КОЛЬЦО.
Ожидался полный песец, поскольку если бабки собираются больше четырёх, то это галдёж и беспредел хуже молодёжи, а главное, им хрен чего скажешь. Мы с парнями провели оперативное совещание и решили даже не смотря на ураганный ветер и пронизывающий холод пойти к вагону, чтоб сесть первыми в самое дальнее купе дабы нас не поглотил этот пенсионный ад.
А на улице уже рассвело. Наш вагон стоял на дальних путях с самого начала, мы его сразу приметили лишь сойдя с московского поезда, просто очередь рассказать о нём пришла только сейчас.
Там рядом были ещё два и тоже активно топились. Интересно, а они куда? Неужели это вагоны из Касторной?
Странно, а чем оно может быть негабаритно именно тут? Просто низкая пассажирская платформа...
Наш вагон с торца.
И повезло, что всё случилось именно так, ведь в этот момент толпа обезумевших бабок упёрлась мне в спину и буквально забросила на верхние ступеньки вагона, и таким образом я оказался там первым.
На входе сидела проводница и перед ней на столе лежали сгруппированные в пачки билеты. Я сказал "ковалёв, четыре места" и получил свою упаковку, после чего направился в самое последнее купе плацкартного вагона, а за спиной бушевала преисподняя...
В поездку предлагалась активность: кроссворд, посвящённый жизни и творчеству Льва Толстого.
А вот наши билеты и даже чек. Павел из Пригородной Пассажирской Компании "Черноземье" не обманул, за что ему и его коллеге Александре огромное спасибо.
Наше купе.
В целом обычный новый плацкарт, только очень чистый, ухоженный, с поднятыми верхними полками и репродукциями картин 19-го века.
Пришли парни и заняли скамейку напротив меня. Но это всё равно не помогло, пришлось уплотняться, поскольку все места были проданы бабкам, а по протоколу при таком формате поездки на каждой лавке должны быть по три человека. Кто-то подсел к парням третьим, а на своё законное четвёртое место я отбил несколько атак, демонстрируя билет и поставив заградительный рюкзак.
Дорогой С., который не смог с нами поехать, ты был четвёртый, билет брался на тебя, и поэтому огромное тебе спасибо лично от меня и моей ТИКСОФОБИИ. Я ехал в кайфе, отгороженный от бабкоада рюкзаком, и я рад, что два часа спокойствия мне стоили всего 660 рублей.
Билет покрупнее. Бутафорский, но всё равно симпатично.
В это время ровно в 9:00 в Ельце впервые за день заработал интернет. С этого момента Костю и Артемия я потерял навсегда. Оставалось только следить за окружающим меня миром.
А тут повезло. На боковые сидения сели местные селебрити: супружеская пара сильно за полтос, которые называли себя ПИСАТЕЛЯМИ. Я аж подавился от уровня пафоса, ведь даже я, когда не могу объяснить новым знакомым, чем я занимаюсь, тоже называю себя "писатель", но они считали себя прям ПИСАТЕЛЬСКИМИ ПИСАТЕЛЯМИ, ПИСАТЕЛЬ ПИСАТЕЛЕВИЧАМИ. Было видно, как их раздражает, что им подали какой-то сраный плацкарт имени какого дядьки из позапрошлого века, а не золочёную карету. Рядом с ними на наших лавках устроились две их поклонницы примерно того же возраста, которые пытались продать себя как молодых перспективных авторов, хвалясь, что они настолько сильны в поэзии, что даже публиковались в елецкой газете. Это был какой-то сюр, такой абсолютный отрыв от реальности всех этих людей...
Меня чуть не вырвало...
За три минуты до старта к нашему вагону кто-то прицепился, продули магистрали и с опозданием минут в семь-восемь поехали. Ехали дёргано, с толчками, очень неаккуратно, я в какой-то момент даже подумал, что нас тащит половинка магистрального товарного тепловоза, но Тёма сгонял в первый тамбур и сообщил, что это просто старый ТЭП-70.
Река Сосна.
Мы покидали Елец...
Пронесли сувенирку на продажу, но вся она была про Льва Толстого, а не про Елец, да и магнитов там не было - только ручки и значки.
В вагоне стоял ор. Бабки общались.
Потом потянуло едой - весь вагон начал жрать...
...а вскоре выяснилось, что ещё и подбухивать...
...наши соседи - Писатель Писателевич с супругой - очень пафосно жрали заветренные, год назад нарезанные дома яблоки из пластикового контейнера, предлагая их остальной челяди...
...и только три человека среди этого паноптикума, как пристанище разума, философствовали, глядя в окно...
А я почему-то дико злился на Елец, размышляя о тысячах магнитов, которые нельзя купить. Зачем тогда они, если людям, ответственным за это, так искренне на это насрать? Плюс изгнание из кафе... В тот момент в моём личном рейтинге городов, куда я больше не приеду никогда, Елец вышел на твёрдое первое место, сместив ПСКОВ на вторую строчку...
Пока я копил яды, Тёма заметил, что когда мы проезжали мимо Лебедяни, там рядом тоже имелось своё Троекурово Липецкой области, но мы все лишь поржали над этим. А зря...
11 утра. Станция Лев Толстой. ТЭП70-0507. Странно, и чего нас так мотыляло, машина-то вроде норм?
Классика железнодорожной фотографии.
Оказывается, всё это называлось "Вагон русской литературы". Не меньше. А не до хера ли пафоса, учитывая контингент и масштаб?
Прощаемся с "русской литературой"...
Теперь взгляд на запад.
Отреставрированное под старину здание вокзала было великолепно.
Внутренняя территория. Очень чисто и уютно.
Красота.
Ну, и какая же станция без паровоза...
Я даже не пошёл его смотреть, достало уже, у меня за прошедший год от них уже интоксикация...
ВТОРАЯ ЧАСТЬ ТУТ
(с) Касым, 2026