Основным видом узорчатой дамасской стали является слоистый композит, полученный кузнечной\диффузионной сваркой стальных пластин разных марок, ныне именуемый сварочным дамаском. В таком неоднородном металле вид макроструктуры, проявляющейся в виде узора, оказывает сильное влияние на свойства клинка, поэтому в течение столетий мастера использовали разнообразные приемы получения узоров.
Слоистый камень агат, вид слоев с торца и дамасский узор на поверхности
Производимый несколько раз прием складывания и проковки многослойной заготовки клинка характерен для всех кузнецов, изготавливающих слоистый дамаск – и для европейских, и для азиатских, для мастеров древних времен, и для современных.
Если из пластины слоистого дамаска изготовить клинок не нарушая параллельности слоев, то узор на его поверхности будет полосатым или слабо волнистым, в зависимости от аккуратности ковки. Такой полосатый узор характерен для промышленного дамаска, полученного, например, на прокатном стане.
Клинок из китайского нержавеющего дамаска
Но в исторических образцах старинного оружия, как и в современных клинках индивидуальной работы, строго полосатый узор встречается редко. Чаще - т.н. «дикий» узор дамаска, образующийся в результате довольно беспорядочного перемешивания слоев металла в процессе ручной ковки.
«Древесный» узор клинка шпаги. Германия, 1530-й год
«Дикий» узор нержавеющего дамаска. Россия, Златоуст
Слоистая заготовка клинка это своего рода холст, на который кузнецы могут нанести узор по своему желанию и опыту. Итальянец Беруальдо Бьянчини в начале 19-го века писал об этом так: «Вытягивание дважды рафинированных болванок в полосу и последующее выковывание клинка между двух штампов происходит также, как и при изготовлении обычного клинка. Единственное различие состоит в том, что штамп для «дамаска» должен быть снабжен различными рельефами или украшениями, которые желательно перенести на клинок. При ковке клинка сменяющие друг друга листы стали и железа вдавливаются в углубления штампа, в результате чего возникают углубления или рельеф, которые, будучи затем спилены, дают желаемый узор.»
Полученный в результате такой обработки узорчатый металл именуют «штемпельным дамаском» - по способу образования узоров путем набивки специальным штампом-штемпелем упорядоченного рельефа на заготовку клинка, отчего слои металла перемешиваются в заданном мастером порядке.
Существует и иной, как бы зеркальный к штемпельному, метод получения схожих регулярных узоров. При штемпельном методе поверхность сначала проковывают фигурными бойками-штампами, образуя рельеф, после чего пластину шлифуют, снимая выступы до нижнего уровня впадин и формируя таким образом узор. При альтернативном методе поступают строго наоборот – сначала насверливают или нарезают абразивными дисками упорядоченно расположенные впадины, после чего проковывают пластину, разравнивая поверхность и вминая выступы рельефа. Очевидно, что методы различаются лишь формально, поэтому и узоры получаются одинакового штемпельного вида и сути.
Видов этих узоров не много. К ним относятся ступенчатый, волнистый, ромбический (сетчатый) и кольчатый, которые получаются либо набивкой рельефа на заготовке клинка с последующей сошлифовкой выступов, либо наоборот, нарезкой углублений с дальнейшей расковкой заготовки в клинок или пластину. Сегодня зачастую даже «дикий», вроде бы беспорядочный узор получают набивкой специальными штампами с хаотично расположенными выступами, потому что произвольно перемешивающая слои ручная ковка уступила место ковке на механических молотах и прессах с ровными плоскими бойками.
Ступенчатый тип узора характеризуется относительно узкими прядями линий, расположенными поперек клинка. В зависимости от глубины наносимого рельефа, тщательности отковки и шлифовки клинка узор может видоизменяться, плавно переходя от концентрических овалов к волнистым разомкнутым фигурам, напоминающих ряд сосулек или сталактитов, свисающих с обуха клинка.
Чисто волнистый узор получается, если набивку или нарезку выполнить так, чтобы с одного края заготовки углубления и выступы были сильнее, чем на обухе.
Ступенчато-волнистый штемпельный узор
Голографический узор волнистого дамаска
Кстати, по такому же штемпельному принципу получали и ценимый в древности узор булата «кырк нардубан» (сорок ступеней) иначе называемый «лестница Магомета». На заготовках клинков делали регулярные поперечные надпилы и проковывали
Ступенчатый узор на клинке из булата высокого сорта
Ступенчатый узор на булате низшего сорта
Другим распространенным типом «штемпельного» узора является ромбический, имеющий две разновидности. Одну из них получают насекая поверхность заготовки тупым зубилом крест-на-крест, отчего узор имеет вид сплетенной из нитей сетки, наброшенной на клинок из «дикого» дамаска. Соответственно, и узор называется «сетчатым». Другой имеет вид четких концентрических ромбов и набивается имеющим пирамидальные выступы штампом, похожим на кулинарный молоток для отбивания мяса.
Если эти выступы будут в виде усеченной пирамиды, то, по мере ее затупления-усечения, узор будет все более и более походить на сетчатый, набиваемый обычным зубилом. Так что различия этих разновидностей непринципиальны и обусловлены лишь соотношением площадей выступов и впадин набиваемого рельефа.
Сетчатый узор на многослойном дамаске
Третий, кольчатый вид (от слова кольцо) штемпельного узора проявляется, когда на клинке в том или ином порядке расположены многочисленные концентрические окружности. Для получения этого типа узора некоторые современные мастера большим сверлом по разметке засверливают непосредственно саму заготовку клинка, другие делают то же самое со штампом, которым и набивают этот узор, когда потребуется. Надо заметить, что мелкие, густые кольчатые узоры часто встречаются на антикварных и современных дамасских клинках, изготовленных в Пакистане или Индии.
Если мелкие концентрические круги расположены в беспорядке, то такой узор именуют «капли дождя» или «дождевой». Действительно, вид узора клинка похож на поверхность воды во время дождя, причем в зависимости от интенсивности и аккуратности ковки фон узора может иметь вид струистого речного потока или спокойного озера. На практические свойства изделия эти отличия влияния не оказывают, но с художественной, декоративной точки зрения струйчатый вид узора предпочтительнее. Японцы, большие любители традиций и регламентации, на этой основе в старые времена могли бы насчитать десяток разновидностей «дождевого» узора.
Сегодня кольчатые виды узора встречаются довольно часто, исключая один из наиболее редких - придуманный в Германии в 19-м веке крупный кольчатый узор, именуемый гроссе розен, «большие розы». Для получения этого оригинального узора на заготовке клинка набивают рельеф, состоящий из ряда концентрических окружностей, причем диаметр внешней и, соответственно, большей из них, примерно равен ширине клинка.
Узор «гроссе розен» на старинном клинке. Германия
Необходимо отметить, что в зависимости от типа штемпеля-штампа, самый причудливый узор на клинке из слоистого дамаска может быть чисто поверхностным. Такой клинок имеет по бокам как бы узорчатую корку из причудливо перемешанных слоев, в то время как на лезвие выходит центральная часть с неискаженной структурой, проявляющейся в виде полосатого узора. Это относится главным образом к кольчатым и сетчатым сортам штемпельного дамаска, да и сам исходный, «дикий» узор мало изменяет внутреннюю полосатую сущность слоистого дамаска.
А вот волнистые и ступенчатые виды узора свидетельствуют о искажении структуры по всему объему металла клинка, когда исходно плоскопараллельные слои вминаются в заданном порядке на большую глубину – так, что изгибаются и слои центральной части клинка. Вследствие этого на режущую кромку в определенном порядке, с заданным шагом последовательно выходят слои композита с разным химсоставом и, следовательно, с разной твердостью и износостойкостью. Понятно, что не только красота, но и режущие свойства у клинков, откованных из одного исходного куска дамаска, в зависимости от узоров будут весьма разные.
Нередко, а то и часто, можно встретить убеждение, что все эти узоры лишь для красоты, декорация. И действительно, часто так и бывает. Но – проведя в начале 2000-х годов довольно масштабные испытания режущей способности клинков из дамаска одного состава, но с разными типами узора, выяснили, что разница в количестве резов пенькового каната составляла до полутора-двух раз. По материалам данных испытаний студентами московских металлургических вузов были написаны (и защищены) дипломные работы. При этом было отмечено, что слоисто-полосатое лезвие лучше, дольше строгает твердое дерево, а волнисто-ступенчатое дольше режет, пилит более мягкие материалы.
Следует подчеркнуть, что до сих пор шла речь главным образом о методах образования узоров при изготовлении клинков из слоистых разновидностей металла. Использование его волокнистых видов даже в самом незатейливом «штемпельном» дамаске очень сильно усложняет узор, поэтому помимо слоистых разновидностей дамаска некоторые мастера изготавливали волокнистый металл. Он несколько сложнее в изготовлении, но узоры получаются более насыщенными и оригинальными.
Впрочем, поручик российской армии Максимов в статье «О распознавании достоинства холодного оружия» в середине 19-го века писал, что волокнистый дамаск дороже, но не лучше. Думаю, что с точки зрения армейского офицера это вполне справедливое замечание.
Узоры клинков из булата и волокнистого дамаска
Простейшим методом изготовления волокнистого дамаска является сварка пакета-блока, набранного из прутков квадратного сечения. Эти прутки из промышленных сталей разных марок укладывают рядами в прямоугольный блок, при этом прутки из разных марок стали располагают в нем через один, чтобы в поперечном сечении они образовали четкий шахматный порядок. Затем пакет расковывают в пруток квадратного сечения, делят на несколько (4-9) частей, снова собирают прямоугольный блок и повторяют сварку.
Понятно, что получаемые узоры волокнистого дамаска могут быть самыми различными. Получаемые даже обычными штемпельными приемами клинки из такого волокнисто-ленточного, не-слоистого композита, имеют весьма необычные узоры, схожие с геометрическими орнаментами художественной мозаики.
Клинок «Сафари», Мария Леонидовна Архангельская
Но про сам мозаичный дамаск мы, может быть, поговорим в другой раз. Если не будет очень уж скучно писать о том, что сегодня и так все знают.
------------------------------------------------------------------------------------
Почта tigram.korolev@mail.ru
Сайт arhangelskie.com
Донат для помощи каналу,
карта СБ 2202 2069 2303 8132
Карта TINKOFF 5536 9138 9251 7489