Эльмир Низамов, композитор, пианист и заслуженный деятель Татарстана, родился в Ульяновске, а раскрывает свой талант в Казани. В интервью Урбан Медиа он рассказал, когда перестал чувствовать себя в городе гостем, что удивляло его в столице Татарстана, какая мечта сбылась вместе с появлением своего жилья и чего не хватает композитору в квартире.
В Казань переехал благодаря дыханию родной культуры
Я родился в Ульяновске и прожил в этом городе на Волге до 19 лет. А в Казани впервые побывал в 17 лет, когда приехал на фортепианный форум. Поездка была недолгой, причем в ноябре, когда рано темнеет, так что кроме самой консерватории и ул. Большая Красная я ничего и не видел.
Летом следующего года я приехал в Казань показать свою музыку профессору консерватории Анатолию Борисовичу Луппову, в будущем моему учителю. И эта поездка была по-настоящему яркой, я много гулял по городу. И главное, что меня поразило — надписи на моем родном языке. Татарский всегда звучал в нашем доме, а тут он был частью города, все эти «кибет», «китапханэ», «урам», «ашхане» были удивительным явлением. Думаю, именно этот факт повлиял на переезд в Казань, хотя у меня было несколько вариантов, куда поступить. Решающим стало дыхание родной культуры и языка, ведь город был насыщен этим.
Спустя год я поступил на первый курс Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова и, как большинство студентов, жил в общежитии на Пионерской. Первые полгода Казань для меня ограничивалась консерваторией, общежитием, площадью Свободы и улицей Баумана, где мы часто гуляли с однокурсниками. Я тогда поражался количеству молодых людей, студентов в центре и недоумевал, где же люди постарше. Уже потом, постепенно открывая для себя город, разобрался, что он вообще-то большой.
Через пару лет после начала моего обучения родители тоже переехали в столицу Татарстана, они купили двухкомнатную квартиру на Лаврентьева. Это одна из немногих улиц, которая пересекает саму себя. К слову, удивительное расположение улиц, не поддающееся логике и запоминанию, было одним из первых впечатлений о городе. Там, где они должны быть параллельны, улицы пересекались или расходились, так что понимал — Казань устроена как-то хитрО.
Ново-Савиновский район ассоциируется у меня с годами студенчества. Это было время, когда столица Татарстана готовилась к Универсиаде: все динамично развивалось, открывались торговые центры и жилые комплексы, новые станции метро. Еще меня удивляло, что в Казани в отличие от многих городов можно добраться из одного пункта до другого разными путями, дороги образовывают кольцо.
Сейчас Казань для меня — это город для творчества и работы, он держит в постоянном тонусе. Любимые места — те, где я работаю: консерватория, Большой концертный зал, Театр оперы и балета, драматические театры. Они вдохновляют меня, ведь там рождается музыка, творчество, там мы встречаемся с коллегами-музыкантами, слушателями.
Если говорить про городские пространства, то люблю места около воды: набережную Казанки и озера Кабан. Приятно, что они поддерживаются в таком роскошном виде для жителей.
Мечтал о квартире в центре и с роялем
Довольно долгое время я чувствовал себя в Казани как в гостях, думаю, до тех пор, пока не переехал в собственную квартиру, а это произошло только через 15 лет. Сейчас я живу в центре, о чем долго мечтал. Локация играла главную роль для меня, так как было жизненно важно, чтобы все культурные объекты находились в шаговой доступности. Кроме того, я люблю ходить пешком, это настоящая роскошь для меня.
При поиске квартиры столкнулся с тем, что жилье в центре делилось на две категории: старый фонд и элитное дорогое жилье. И если первое мне не подходило по качеству, то второе по ценнику. И я нашел некую золотую середину.
Дом, где живу, построен в 2012 году и находится в районе улицы Волкова. Здесь ощущается история, так как помимо новостроек много красивых деревянных домов. И хотя это центр, район достаточно тихий, не так много машин и людей, что важно для меня.
Второй критерий, который учитывал при выборе квартиры — ее площадь. Она должна была быть просторной, так как большая часть работы композитора проходит дома. В квартире у меня несколько инструментов, в том числе рояль, много книг и нот.
Интересный момент — когда мы делали дизайн-проект, у меня было отведено место для рояля, хотя не понимал, где его достану, ведь это настоящая роскошь. Но ровно через год ровно на этом месте появился инструмент — подарок Рустама Нургалиевича (раиса РТ — прим. ред.). Вот такое чудо произошло, так что дом — точно место, где сбываются мои мечты.
Я принимал деятельное участие в ремонте, вносил много предложений, так как дом должен был стать моим олицетворением, чтобы войти и сразу понять — здесь живет творческий человек. Люблю обустраивать пространство, делать его уютным и комфортным, это место, где можно сначала выдохнуть, а потом дышать.
Мне не хватает возможности играть ночами
Мне всегда не хватает немного пространства, чтобы развернуться пошире, вместить больше, например, сделать еще одну библиотеку. А также, несмотря на лояльность соседей, не могу играть ночами, наверное, поэтому следующим этапом в плане недвижимости будет покупка дома, чтобы иметь полный доступ к музыке 24 часа в сутки. А рядом с домом будет лес и свежий воздух.
У меня довольно плотный график работы, с поездками в другие города и страны, но раз в неделю мне нужно просто побыть дома и никуда не выходить. Это важный момент накопления сил и энергии. В Казани я лучше всего отдыхаю дома, ну, а самое любимое место здесь, конечно, у рояля.
Хотя, конечно, музыку я сочиняю везде — и на улице, когда куда-то иду, и в путешествии, и в студии, и в концертном зале на репетиции, квартира — это основное место для рождения новых мелодий. И как же потрясающе осознавать, что созданные у меня дома произведения начинают звучать в городе, в стране, по всему миру. Это большое счастье для меня!
Казань стала опорой и форпостом, с которого началась моя большая творческая жизнь. Столица и сама очень творческая, здесь сосредоточено много энергии созидания, и ты попадаешь в этот вихрь. А публика в городе неравнодушная, ее непросто завоевать, но если получится, то она всегда будет с тобой. Создавать свои произведения здесь невероятно волнительно. Я часто работаю параллельно над несколькими проектами, и сейчас основная работа идет над оперой «Шаляпин», где будет много казанских сцен. Премьера состоится в 2026 году, с большим волнением и трепетом работаю над произведением.