Найти в Дзене
Сергей Ахтырский

Кого я поймал, отправившись с сачком за живцами…

Несколько дней назад я решил сходить на один прудик за щуками – ловлю я их там, обычно, на воблеры и на живца. Самыми лучшими живцами я считаю ротанов – щука их хватает не хуже, чем карасиков, а поймать этих самых ротанов для меня гораздо проще – они в небольшом количестве обитают в крошечных омутках ручьев, соединяющих наши пруды. Наловить их там – вообще, не проблема, хотя, прячутся они, конечно, старательно. Подойдешь к ручью, вроде, как и нет никого в воде… Но, достаточно подвести сачок под берег, потопать – и ротаны выскакивают из-под нависшей травы, из-под веток, и оказываются в сачке. За пять минут с десяток поймаешь, и – хватит. Про запас не беру, ручей – за огородом, в любой момент пошел и наловил.

Вот так я ловлю сачком в овраге
Вот так я ловлю сачком в овраге

Ручьи у нас – до полутора метров шириной и до полуметра глубиной. Длина их – с километр, петляют, в основном, по лугам, а соединяют они, как я уже сказал, наши деревенские пруды. Вообще, правильно эти ручьи называть микроречками – они даже на старых, дореволюционных, картах обозначены тонкими синими «ниточками». Сейчас они, конечно, топкие, заросшие, захламленные – почти не бывает в последние годы стремительных весенних потоков воды, промывающих их. Да, конечно, на несколько дней поднимается в них уровень, когда снег начинает таять, бывают подъемы воды и летом после ливней, в затяжное ненастье. Но, в основном, течения в них почти нет, а вода – мутноватая и застоявшаяся. Иногда случается и такое, что ручьи почти полностью пересыхают – мало где остается вода, лишь в самых глубоких омутках можно найти небольшие лужицы. И, бывает так, что в них остается столько рыбы, что диву даешься, как она там поместилась, и как выжила. Стоят карасики и ротаны чуть ли не спинка к спинке, размером – такие, что до ладони, а, в основном, конечно – с палец длиной. Крупной рыбы почти нет – да, собственно, ее и в прудах-то почти нет, так откуда ей взяться в ручьях? И это при том, что большая часть рыбы в такие засушливые дни попросту погибает, если не находит себе мало-мальского омутка.

Ловля сачком очень популярна среди местных "зрителей"
Ловля сачком очень популярна среди местных "зрителей"

Были, конечно, два памятных года, когда мы ловили в этих ручьях достойную рыбу. Правда, сами себе мы такую «рыбалку» и устроили. А было все так – после очистки прудов мы их несколько раз зарыбляли – привозили из рыбхозов карпов, белых амуров и толстолобиков. И эти самые карпята и амурчики при каждом ощутимом подъеме воды почему-то стремились удрать из пруда. Я заметил, что уходят они как по течению, так и против него: лишь бы куда улизнуть, одним словом. Проскочат с «большой» водой через плотинку пруда, и начинают метаться по ручью. А куда они оттуда денутся? Только из одного пруда в другой им и дорога. Не считая, конечно, тех случаев, когда их по пути перехватит цапля или норка. Да и кошки частенько на берегах сидят: я сам однажды видел, как соседская кошка шла от оврага с небольшим карасиком в зубах.

Часто в уловах оказывались и вьюны
Часто в уловах оказывались и вьюны

Так вот, вперемешку с ротанами в те годы, когда мы зарыбляли пруды, часто в сачке оказывались карпята, караси вполне съедобных размеров и даже вьюны. Карпят и вьюнов я относил обратно в пруды, а карасей – в основном, забирал себе. Очень интересно было – пойдешь к ручью, а там видно, как убегает от тебя какая-то рыба, рассекая воду и гоня волну: глубины-то нет почти никакой. То тут, то там, на дне – облака мути: стало быть, еще кто-то мечется. В жиденьких водорослях вдруг мелькнет серебристый бок – затаился карасик или карпенок… Потом мы зарыбления прекратили, карпов и амуров из прудов народ повылавливал, поэтому остались в них все те же неприхотливые караси и ротаны, и небольшое количество крупных карпов, которые умудрились до сих пор выжить и не попасться на крючок.

Количество рыбы в ручьях тоже резко поубавилось, забредали в них, как и прежде, лишь ротаны, вьюны и караси.

Часто попадались и караси
Часто попадались и караси

Так вот, направился я в тот день с большим сачком и бидончиком за живцами. Уровень воды заметно снизился, омутков много, метра по полтора-два длиной, между ними - ленточка воды шириной до полуметра и такая мелкая, что даже камешки и ветки на дне не прикрывает. Течения и нет почти. В первом омуточке я поймал штук пять ротанов, один крупный попался, тоже забрал - вкусные они в жареном виде. Из второго вытащил двух ротанов и одного карасика живцового размера, а в следующих «лужицах» – не поймал ничего. Ну, это и ожидаемо – сколько раз я уж сюда приходил, уже все и выловил: надо, думаю, пройти ниже по течению и посмотреть, есть ли в дальних омутках ротаны. В принципе, тех живцов, что я поймал – мне уже хватило бы на рыбалку. Щуки у нас ловятся редко: ну, истрачу я двух-трех живцов за рыбалку, а остальных-то все равно выпускать. Однако, решил все же сходить посмотреть.

Во, таких бы наловить!
Во, таких бы наловить!

И, признаюсь, не зря. Как оказалось, следующие омутки почти совсем пересохли, вокруг них виднелись следы каких-то птиц и зверей, и сбитые карасиные чешуйки. Значит, кто-то здесь выхватил всю рыбу – я еще как-то заметил, что часто цапля в эту сторону летает. Опоздал я, значит, сюда – а за поворотом оврага ведь должен быть еще омуток – что там? Еще не видя его полностью, я понял, что вода там есть – показался его край, и я заметил, как заволновалась, замутнела вода, пошли по ее поверхности волны. Уж не бобр ли или ондатра от меня нырнул? Омуток – да, самый большой по площади из тех, которые я обследовал, но, однозначно, тоже мелкий, вот и палка какая-то темно-блестящая чуть выступает над его поверхностью. И не успел я шагнуть с берега на дно ручья, как эта «палка» вдруг изогнулась и скрылась под водой, и тут же на этом месте появилось облако плотной мути. Я опешил - так это же, получается, рыбья спина торчала из воды, кто же это мог быть? Едва я опустил сачок в воду, как последовал сильнейший удар по нему и тут же, внутри сачка забилась рыбина! Крупный карп барахтался в грязи, поднятой мною со дна. Я не мог поверить своим глазам – как же он здесь оказался?! Получается, что удрав, видимо, весной, из пруда, он почти полгода мыкался по ручью, кое-как выживая в его мелких омутках, и вот оказался в таком мелком месте, что высота его тела превышала глубину омутка – именно его спину я принял сначала за блестящую палку. Килограмма полтора в нем, ну и дела!

Карпы даже не умещались в большом ведре!
Карпы даже не умещались в большом ведре!

Не поверите, но, опустив сачок в грязную воду и проведя им под самым берегом, я вновь ощутил удар по нему и тут же поднял из воды еще одного карпа! Как они здесь жили-то?! Однако, чудеса на этом закончились, и сколько я не водил сачком по дну, рыбы больше в омуте не было, даже не попалось ни карася, ни ротана. Я положил карпов в пакет и поспешил домой, благо идти было недалеко.

Как можно быстрее я промыл рыб от грязи в большом двадцатилитровом ведре, несколько раз сменил воду. Позвал жену с дочерью и показал им свой необычный улов. Они тоже удивились и обрадовались - о, будут на ужин жареные карпы! Но, нет - неприятно будет есть рыбу, прожившую несколько недель в грязном заиленном омуте, явно, на вкус будет болотом и тиной отдавать. Да и разве нет у нас в холодильнике щук и карасей, пойманных в хорошей, чистой воде? Лучше уж выпущу в наш пруд: кстати, из него они, скорее всего, и удрали.

Я немного отлил из ведра воды, чтобы было не тяжело нести, и пошел к пруду. Остановился у шоссе, пропуская машины. Рыбы колотили по воде хвостами и брызгались; водитель автобуса, идущего по нашей извилистой дороге с малой скоростью, выглянул из окошка и, увидев рыб, одобрительно кивнул.

Я наклонил ведро над водой - рыбы тут же выскользнули из него и встали у дна, опешив от перемены обстановки. Потом смотрю, зашевелились и не спеша поплыли в глубину. Я еще немного постоял, полюбовался прудом, и ушел домой.

-7

Как я и рассказывал, уже несколько лет мы не зарыбляли пруды, не привозили из рыбхоза молоди. Но, по-прежнему, плавают в их глубинах выросшие до пяти-шести килограммов карпы и амуры, хитрят и совсем не ловятся на удочки. И ни разу больше мне не попадались карпы в омутах ручья - наверное, такие крупные, даже, если и захотят, уже попросту не смогут удрать через плотинку пруда. Ну, и хорошо, что так, надеюсь, весной отмечут икру и дадут потомство, вот было бы здорово!

Всем подписчикам и гостям канала спасибо за интерес к моему творчеству!Кстати, книга "Карпы в бесхозном пруду: секретный эксперимент" продается на Авито, есть доставка. https://www.avito.ru/kolomna/knigi_i_zhurnaly/kniga_dlya_rybakov_karpy_v_beshoznom_prudu_sekret_4296004293