- Сегодня, 26 ноября, популярный актер театра, кино и телевидения, кинорежиссер и телеведущий Максим Аверин отмечает своё пятидесятилетие.
- Накануне славного юбилея в книжном магазине «Москва» на главной Тверской улице состоялась презентация уникального и, как было отмечено, эксклюзивного и коллекционного литературно-художественного альбома «Максим Аверин. Театръ. Полное собрание спектаклей и творческих проектов. В 2 томах. С автографом», напечатанного тиражом всего в 1000 экземпляров.
- НАША СПРАВКА
Сегодня, 26 ноября, популярный актер театра, кино и телевидения, кинорежиссер и телеведущий Максим Аверин отмечает своё пятидесятилетие.
Накануне славного юбилея в книжном магазине «Москва» на главной Тверской улице состоялась презентация уникального и, как было отмечено, эксклюзивного и коллекционного литературно-художественного альбома «Максим Аверин. Театръ. Полное собрание спектаклей и творческих проектов. В 2 томах. С автографом», напечатанного тиражом всего в 1000 экземпляров.
Гостем мероприятия был и сам народный артист России. Кроме того, пришло много коллег, знакомых и поклонников. По словам юбиляра, он рад, что презентация превратилась в настоящий аншлаг.
Как понятно из названия двухтомника, в нем представлена антология всех творческих работ любимца публики, начиная с 1997 года и по сегодняшний день.
Автором, вдохновителем и реализатором столь необычного бумажного подарка выступил директор актера Николай Коренев. Причем, как выяснилось, герой публикации к ее выпуску допущен не был, а увидел красочное издания уже в готовом виде.
НАША СПРАВКА
Максим Аверин родился 26 ноября 1975 года в Москве. Родители работали на киностудии «Мосфильм»: отец был художником-декоратором, а мать - портнихой и костюмером.
До 16 лет воспитанием Максима и его брата по матери Геннадия занимались оба родителя, потом они развелись. Подростки остались жить с мамой. Она ушла из жизни в 2017 году. А вскоре, в 2020 году, из-за проблем с сердцем скончался Геннадий (он был старше на 5 лет).
В девять лет стал заниматься в театральной студии при Доме кино. В 1997 году с отличием окончил Щукинское театральное училище. В прошлом году и сам впервые набрал в нем актерский курс. На протяжении 18 лет, с 1997 по 2015 год, служил в «Сатириконе».
Потом из-за разногласий с Константином Райкиным перешел в Театр сатиры. В прошлом году объявил об уходе в Ленком. Играет в антрепризах, снимается в кино и на телевидении.
Широкую известность получил благодаря главной роли Сергея Глухарева в сериале «Глухарь» (2008-2011). С 2012 года снимается в сериале «Склифосовский» в главной роли доктора Олега Брагина. Всего в фильмографии уже 80 кинопроектов.
Предлагаем некоторые вопросы и ответы в нашей авторской интерпретации.
Недоволен судьбой
- Вас можно назвать баловнем судьбы. Вы снялись во многих известных картинах, да и сейчас заняты в популярных сериалах. Стали ведущим шоу «Три аккорда», членом жюри «Точь-в-точь». А тут еще о вас выпустили целый двухтомник!
- Открою секрет: вы не найдете ни одного артиста, который был бы доволен своей судьбой. Ни одного! И я такой же. Перед смертью Михаил Пуговкин сказал: «Мне страшно представить, что эта роль была последней».
Марк Прудкин, актер МХАТа, в 96 лет написал заявление об уходе с формулировкой: «В связи с отсутствием творческой перспективы». Очень трудно поставить точку в своей жизни. Также тяжело сознаться себе в том, что ты вот это или то уже не можешь сделать в силу своего возраста.
Поэтому я всегда говорю так: «Делайте сейчас то, что хотите в эту минуту. Хватайте сегодняшний день, потому что завтра уже будет поздно». Увы, этот день завтра уже точно не вернется.
Поэтому лучший момент нашей жизни происходит здесь и сейчас. И, к сожалению, больше он уже никогда не повторится.
Да, можно ошибиться, можно споткнуться, а можно и упасть. А как иначе? Недаром говорят, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Но это и есть наш уникальный жизненный путь. Другого никогда не будет...
- О каких моментах в своей жизни вы жалеете?
- Примеров много. Помню, я был ведущим на большом концерте поэзии в Твери. Там открывался памятник шестидесятникам. Среди гостей был и Евгений Евтушенко.
Концерт был очень долгим. Чтобы не утомлять гостей, я прочитал лишь одно стихотворение. Хотя мне очень хотелось исполнить и другое. Но в какой-то момент я постеснялся.
Не хотел отнимать слишком много внимания у Евтушенко. А через полгода его не стало. Несмотря на то, что с тех пор прошло уже немало времени, я и поныне невероятно жалею, что не прочитал тогда второе произведение.
Сейчас мне так обидно за свое вчерашнее поведение. Так обидно, когда ты, образно говоря, уже не можешь дотянуться и укусить!
Всегда играет себя
- Как вы готовитесь к той или иной роли?
- Конечно, я могу сказать, что перед тем, как попасть в сериал «Склифосовский», я много времени провел в операционных. И что мне даже разрешили сделать первый надрез.
Но это будет неправда. Я все равно играю сам себя. Максима Аверина. Потому что у меня такая профессия. Я же актер. И, не дай бог, пойду в настоящую операционную.
Представители нашей профессии лишь сочиняют ту или иную историю, которая должна казаться убедительной для зрителей. А значит, и для меня. Потому что я — такой же зритель, как и все. А быть хирургом мне не надо.
Кстати, у меня часто спрашивают: мол, как вы вживаетесь в свои роли? Да никак! Мне это действительно не нужно. Я не играю, я просто живу. И на сцене, и на экране.
Меня взяли в сериал, думаю, лишь потому, что я, наверное, похож на обычного хирурга. И не более того. С маленькой ролью еще можно «проскочить» на экране, пытаясь ее сымитировать, но не с большой.
Особенно в длинном сериале. Экран как рентгрен. Если бы я не был похож на привычного всем хирурга, то зрители наверняка меня бы не приняли.
- Вам нравится смотреть на себя со стороны на экране?
- Не всегда. Особенно «страшен» я был поначалу. Что такое съемки? Ты приходишь, а там уже все готово. Звучат команды: «Мотор!», «Камера!», «Снято!» Ты - лишь маленький винтик. Что до меня не сразу дошло.
Когда я молодым попал в свой первый фильм, мне казалось так: чем меня больше, тем лучше. А значит, я должен играть как можно ярче. И тогда все сразу поймут, какой я талантливый парень.
В общем, ношусь я, ношусь как угорелый по съемочной площадке, изображая своего героя как можно ярче, а в какой-то момент световики мне кричат: «Слышь ты, бешеный, встань на точку!»
А мне был всего 21 год. И я стал невероятно зол. Кто они и кто я? И заявил так: «Знаете, я тут играю, а уж ваша задача — поймать меня в кадр!» Мы снимали в Севастополе. Потом вернулись на «Мосфильм». Когда в просмотровом зале я увидел себя на экране, то ужаснулся!
Не бегает по площадке
- Что тогда подумали?
- В голове пронеслось: «Ну все, теперь меня в кино точно никогда не будут снимать!» Зато сейчас я уже знаю, что такое планы (средний, общий и др.), что такое световая точка и прочие съемочные секреты.
Понятное дело, я уже не бегаю по площадке как бешенный, а четко слушаю все указания, в том числе и световиков. Потому что они способны любого актера как возвысить, превратив его в принца, так и сделать из него жабу.
Самый большой кошмар - это крупный план. Можно так изуродовать человека, что его точно перестанут снимать. Ругаться тут бессмысленно. Нужно приспосабливаться. В хорошем смысле этого слова.
Поэтому со световиками я больше никогда не ссорюсь. Никогда! Как и с операторами, которые навсегда фиксируют ракурсы в пленочке или в циферке. И уже ничего не изменить. На веки вечные останешься таким, каким тебя сняли.
Я давно уже понял, что актерская профессия в кино имеет отдаленное значение. Артист на экране — это всего лишь еще одна краска и световое пятно. А вот в театре ты — личность.
Если на сцене человека нет, то никакой световик или монтажер не поможет. Разве что спасут фантазии иного безумного режиссера. Так что театр - это действительно совсем другая история.
Вот почему спектакли невозможно зафиксировать на пленку со всеми нюансами. Это еще никому не удавалось. Ну и слава богу!
Как говорил Валентин Гафт, театр — это сладкая попытка вернуться и что-то изменить. Каждый раз ты играешь иначе. И это так здорово! В этом - невероятная магия театра и его волшебство. Вот почему я по-прежнему на сцене.
Несистемный человек
- Автор двухтомника Николай Коренев проделал огромную работу, собирая о вас материалы за почти три десятка лет. К созданию альбома вы даже не были допущены. Получается, никак не помогали?
- А чем я мог ему помочь? Я совершенно несистемный человек. Никогда ничего не собирал. Хотя не раз пытался. Помню, в детстве ребята коллекционировали марки.
Я подумал: мне тоже надо. Чтобы не отличаться от других. Начал собирать. Прошла неделя, а на душа такая тоска. Бросил! Далее увлекся музыкой. Она мне очень нравилась.
С удовольствием играл на фортепиано. Но тут появилось сольфеджио. И оно навсегда уничтожило во мне великого Рихтера. Затем я подошел к брату: «Гена, все занимаются спортом. Может, и мне нужно?»
Сам он был легкоатлетом, кандидатом в мастера спорта. Гена подумал и сказал: «Иди в метатели ядра!» Что ж, пошел метать. А через три дня на душе снова тоска! И так повторялось не раз.
Единственное, что меня возбудило и до сих пор не отпускает, так это театр. Но поскольку я человек несистемный, то из своего культурного наследия так ничего не собрал за минувшие годы.
Поэтому так сильно сам удивился, когда листал альбом. «Это ж надо, чего тут только нет!» - думал я, искренне полагая, что все эти материалы уже давным-давно потеряны.
Программки с автографами и многое другое. Я бы сказал, что были проведены целые «археологические» раскопки моей биографии. Николай — это точно настоящий хранитель древности, подлинный собиратель.
Удивляюсь, как он все это только нашел. Мне повезло, что рядом есть такой человек. Как вы видите, Николай Вадимович у меня вовсе не потому, что сейчас модно иметь своего директора, чтобы тот от всех тебя ограждал и открывал ногой нужные двери. (смеется)
- А вы сами никогда не хотели выпустить что-нибудь автобиографичное?
- Я давно уже пишу. Стихи, какие-то эссе. Кое-что публиковалось. А несколько лет назад поступило предложение от одного издательства сделать целую книгу. Поскольку я ко всему отношусь серьезно, то даже начал набрасывать.
Но потом заглянул в один книжный магазин и увидел огромное количество биографий артистов. Причем уже умерших. Я подумал: «Ты же еще живой!» Мне кажется, выпускать автобиографию нужно после.
А то как-то неправильно писать о себе при жизни. Пока ты еще шевелишься, рано ставить точку. Жизнь постоянно подбрасывает что-то новое. Поэтому я решил, что ничего писать не буду.
Моя биография еще пишется. И ее продолжение постоянно следует. Я - еще подающий надежды артист. Осознание этого держит меня на плаву...
- Максим, поздравляем с юбилеем, благодарим за интересную беседу, желаем вам дальнейших успехов во всем!