Перед вами руководство по ключевым терминам, которые понадобятся любому человеку, желающему изучить основы работы с синтезаторами. Словарь поможет и опытным музыкантам и тем, кто начинает интересоваться темой синтеза звука. Ознакомьтесь с глоссарием, чтобы глубже понять принцип работы этих фантастических инструментов, создающих звуковые миры.
➕ Additive (Аддитивный синтез)
Метод синтеза, который создает сложные звуки путем объединения множества простых звуков (называемых синусоидальными волнами — sine waves). Каждый простой звук настроен на свою высоту тона (частоту) и сбалансирован по уровню громкости. (См. «Synthesis»)
🎹 Aftertouch (Послекасание)
Способ управления характерный для инструментов с чувствительной клавиатурой. Он позволяет изменить звук при усилении давления на клавишу уже после того, как она была нажата. (См. «Modulation»)
🔊 Amplifier (Усилитель)
Узел, отвечающий за громкость и усиление звука. Уровень громкости часто изменяется во времени при использовании EG (генератора огибающей).
В аналоговом синтезаторе усилитель часто называют VCA (сокращение от Voltage-Controlled Amplifier — усилитель, управляемый напряжением). (См. «Analog» и «EG»)
📊 Amplitude (Амплитуда)
Термин для обозначения громкости или уровня сигнала.
⚡ Analog (Аналоговый)
В синтезе это обозначает способ создания звука с помощью электрического напряжения. Большинство аналоговых синтезаторов создают звук с помощью субтрактивного синтеза. (См. «Subtractive» и «Synthesis»)
🔁 Arpeggiator (Арпеджиатор)
Функция, которая берет ноты, удерживаемые вами на клавиатуре, и автоматически воспроизводит их в определенном повторяющемся порядке. Например, если вы зажмете трезвучие До-мажор (ноты C, E и G)
- паттерн «вверх» (up) будет играть C-E-G-C-E-G-C-E-G снова и снова
- паттерн «вниз» (down) будет играть G-E-C-G-E-C-G-E-C.
Эти арпеджированные паттерны могут охватывать более одной октавы, а также могут воспроизводить более сложные группировки нот. Примеры известных композиций, написанных с использованием арпеджиатора.
💾 AWM (Advanced Wave Modulation)
Форма кодирования данных PCM, используемая во многих синтезаторах Yamaha. Она использует аудио сэмплы высокого разрешения в качестве волновой формы для звука. (См. «PCM», «Sample» и «Waveform»)
🎛️ Controllers (Контроллеры)
Это аппаратные устройства, такие как колесики, ручки (кнобы), ползунки (фейдеры), пэды, джойстики, ножные переключатели и педали, которые используются для воздействия на звук в реальном времени (прямо во время игры). Синтезаторы Yamaha MODX и MONTAGE имеют контроллер под названием Super Knob, который можно использовать для одновременного управления несколькими параметрами. (См. «Parameter»)
✂️ Cutoff (Срез / Частота среза)
Точка, в которой фильтр синтезатора начинает срезать или ослаблять частоты. В фильтре нижних частот (low-pass filter) любые частоты выше точки среза либо не пропускаются, либо затухают, начиная с этой точки. В фильтре верхних частот (high-pass filter) любые частоты ниже точки среза либо не пропускаются, либо затухают. В полосовом фильтре (band-pass filter) частоты вокруг указанной отсечки (как выше, так и ниже) будут подавляться или срезаться. (См. «Filter»)
💻 Digital (Цифровой)
В синтезаторах относится к работе DSP (Digital Signal Processing) - цифрового сигнального процессора. Для эмуляции волновой формы и изменения звука применяется цифровая обработка сигнала. С использованием этой технологии возможны многие формы синтеза. (См. «Waveform»)
📉 EG (Envelope Generator - Генератор огибающей)
Компонент синтезатора (аппаратный или программный), который используется для изменения параметров звука во времени. Речь идёт об ADSR-огибающей. Как правило, в ней четыре параметра:
- Подъём (eng.: Attack, A) - период начального нарастания громкости сигнала.
- Спад (eng.: Decay, D) - период ослабления сигнала после начального нарастания.
- Удержание (eng.: Sustain, S) - уровень постоянной силы сигнала.
- Затухание (eng.: Release, R) - период окончательного затухания сигнала.
Изменения сигнала при работе генератора часто описывается значениями Уровня (Level) и Скорости (Rate). Чем выше эти значения, тем сильнее или быстрее будет изменяться звук; если же значения будут ниже, то и изменения будут происходить медленнее и с меньшей амплитудой. (См. «Amplitude», «Frequency» и «Timbre»)
🎚️ Filter (Фильтр)
Компонент синтезатора (аппаратный или программный), изменяющий тембр звука путем уменьшения или удаления определенных частот, заданных пользователем. В синтезаторах используется несколько различных типов фильтров. Наиболее распространенные из них:
- low-pass filter - фильтр нижних частот - уменьшает или удаляет частоты выше заданной пользователем точки среза
- high-pass filter - фильтр верхних частот - уменьшает или удаляет частоты ниже заданной пользователем точки среза
- band-pass filter - полосовой фильтр - уменьшает или удаляет частоты вокруг заданной пользователем точки среза.
В аналоговом синтезаторе фильтр часто называют VCF (сокращение от Voltage-Controlled Filter - фильтр, управляемый напряжением). (См. «Analog», «Cutoff», «Frequency», «Resonance» и «Timbre»)
📻 FM (Frequency Modulation - Частотная модуляция)
Метод синтеза, при котором одна волновая форма используется для воздействия («модуляции») на тембр другой. Yamaha впервые использовала эту технологию в невероятно успешных и легендарных синтезаторах DX7, которые впервые были представлены в 1983 году. (См. «Modulation», «Synthesis», «Timbre» и «Waveform»)
〰️ Frequency (Частота)
Технический термин для обозначения высоты тона, обычно указываемый в Гц (сокращение от «Герц»). Это единица измерения, описывающая количество колебаний в секунду. Чем больше колебаний в секунду, тем выше частота и тем выше высота тона. Человеческое ухо может различать частоты от приблизительно 20 Гц (20 колебаний в секунду) до 20 кГц (20 тысяч Герц).
⛸️ Glide (Глайд / Скольжение)
Иногда называемый «портаменто» (portamento), этот параметр "заставляет" ноты плавно скользить по высоте тона от одной к другой. Чем больше вы увеличиваете значение glide, тем более выраженным будет эффект, и чем дальше вторая нота отстоит от первой, тем сильнее вы будете слышать этот эффект. (См. «Parameter»)
🌌 Granular (Гранулярный синтез)
Метод синтеза, при котором используются небольшие зацикленные фрагменты аудио для создания утончённых и высокохудожественных звуков. (См. «Synthesis»)
🌊 LFO (Low Frequency Oscillator - Генератор низкой частоты)
LFO - это осциллятор с частотой ниже 20 Гц, что означает, что он не может быть услышан. Он используется для целей модуляции. Если звук пропускается через осциллятор синтезатора (влияние на частоту), результатом станет вибрато (vibrato), которое представляет собой повторяющееся повышение и понижение высоты ноты. Если звук пойдёт на усилитель синтезатора (влияние на амплитуду), результатом будет тремоло (tremolo), которое представляет собой повторяющееся изменение громкости. При использовании фильтров синтезатора (влияние на тембр) обычно возникнет эффект повторяющегося «вау-вау» (wah-wah). (См. «Amplitude», «Frequency», «Modulation», «Oscillator» и «Timbre»)
🎻 Modeling (Моделирование)
Форма цифрового синтеза, использующая математические алгоритмы для симуляции звучания известных инструментов и объектов. Более продвинутая форма, называемая физическим моделированием (physical modeling), включает анализ каждого физического аспекта известных инструментов и воссоздание звука, который они издают при ударе, щипке, выдохе или ином способе звукоизвлечения. Например, струнные, медные и деревянные духовые, гитары, барабаны, органы и акустическое фортепиано, были смоделированы как в программных, так и в аппаратных синтезаторах. Многие классические аналоговые синтезаторы также были смоделированы в подгруппе, широко известной как Виртуальное аналоговое моделирование, или сокращенно VAM. (См. «Digital» и «Synthesis»)
🔀 Modulation (Модуляция)
Это изменение одного или нескольких параметров звука, который проходит через один из блоков синтезатора, оказывающий воздействие на входящий сигнал. Блок, используемый для модуляции, обычно называется «источником модуляции» (mod source), а компонент, на который оказывается воздействие, обычно называется «назначением модуляции» (mod destination). В качестве источников модуляции могут использоваться EG (Генераторы огибающей) и LFO (Генераторы низкой частоты), частота и/или скорость нажатия клавиши, сила послекасания (aftertouch). Кроме того источниками модуляции могут быть контроллеры реального времени: педали, слайдеры, переключатели, джойстики, колёсики и иные модуляторы. (См. «Aftertouch», «Controllers», «EG», «Frequency», «LFO» и «Velocity»)
🔊 Oscillator (Осциллятор)
Звукообразующий элемент в синтезаторе, который генерирует волновую форму, на которой строится звук. В субтрактивном синтезаторе эта волновая форма обычно представляет собой синусоидальную (sine), треугольную (triangle), квадратную/импульсную (square/pulse) или пилообразную (sawtooth) волну, каждая из которых имеет типичный тембр. Большинство синтезаторов имеют несколько осцилляторов. В аналоговом синтезаторе осциллятор часто называют VCO (сокращение от Voltage-Controlled Oscillator - осциллятор, управляемый напряжением). (См. «Analog», «Subtractive», «Timbre» и «Waveform»)
⚙️ Parameter (Параметр)
Термин для обозначения отдельного изменяемого элемента архитектуры синтезатора. В большинстве секций синтезатора есть множество параметров, которые можно изменить для создания и изменения звука.
💿 PCM (Pulse Code Modulation - Импульсно-кодовая модуляция)
Во многих цифровых синтезаторах каждый осциллятор воспроизводит сэмпл (sample) - данные, представляющие собой запись звука. Импульсно-кодовая модуляция (сокращенно PCM) описывает наиболее распространенный способ кодирования этих данных. Обычно множество сэмплов распределяется по клавиатуре, чтобы они звучали точно при различной высоте воспроизведения. (См. «AWM», «Digital», «Oscillator» и «Sample»)
🎹 Polyphony (Полифония)
Этот термин относится к тому, сколько звуков синтезатор может играть одновременно. Монофонический (monophonic) синтезатор может играть только одиу ноту за раз; дуофонический (duophonic) — может играть две ноты за раз. Полифонические (polyphonic) синтезаторы (большинство доступных сегодня) имеют возможность играть три или более нот одновременно. Подробнее о полифонии музыкальных инструментов здесь.
🔔 Resonance (Резонанс)
Иногда называемый «акцентированием» (emphasis), это параметр фильтра, который усиливает частоты, наиболее близкие к частоте среза, чтобы создать акцентированный гармонический «горб». Он часто используется для создания характерного чирикающего или «квакающего» типа синтезаторного звука. (См. «Cutoff», «Filter» и «Frequency»)
🎤 Sample (Сэмпл)
Цифровая запись звука, хранящаяся в памяти, используемая в качестве волновой формы осциллятора. (См. «AWM» и «PCM»)
➖ Subtractive (Субтрактивный синтез)
Наиболее распространенная форма синтеза, используемая в большинстве аналоговых синтезаторов, а также во многих цифровых, при которой тембр формируется фильтром, удаляющим («вычитающим») выбранные звуковые составляющие. (См. «Analog», «Digital» и «Filter»)
🛠️ Synthesis (Синтез)
Процесс создания звука с использованием электронного оборудования или компьютерного программного обеспечения. Большинство форм синтеза предлагают множество параметров для детального формирования звука. (См. «Parameter»)
🎨 Timbre (Тембр)
Уникальное, идентифицируемое качество тонов и их отношений, которое позволяет нам различать разные инструменты и звуки, даже когда они звучат на одной высоте.
🔨 Velocity (Велосити / Динамика)
Термин, обозначающий, как быстро нажимается клавиша. Этот параметр влияет на воспроизводимый звук. Например, чем быстрее нажимается клавиша, тем громче воспроизводится звук. При мягкой игре и медленных нажатиях, мелодия и звуки будут звучать тише.
📉 Waveform (Волновая форма)
Сигнал, который производит осциллятор. Именно его мы слышим. (См. «Oscillator»)
🌊 Wavetable (Таблично-волновой синтез)
Метод синтеза, использующий группу волновых форм короткой длительности, которые можно перебирать (пролистывать) в реальном времени (с помощью EG, LFO или контроллера реального времени) для создания уникальных, развивающихся и меняющихся тембров. (См. «Controller», «EG» и «LFO»)
Заключение
Теперь у тебя есть надежный фундамент. Этот список терминов можно назвать базой для тех, кто начинает своё путешествие в мире создания звуков и волн. Не бойтесь крутить ручки (особенно Cutoff и Resonance — это классика!) и смотреть, как меняется звук. Практика - лучший учитель!