14 августа 2014 года стало черной датой для Томска. Вечером в СМИ появились сообщения: из детского сада №46 пропала трехлетняя Виктория Вылегжанина. Девочка исчезла во время вечерней прогулки, когда воспитатели вывели детей во двор. По свидетельству очевидцев, Вика, как обычно, села на пенек у забора, высматривая маму, которая работала в магазине через дорогу. В этот момент ее увез неизвестный мужчина.
Родители Виктории, узнав о случившемся, сразу обратились в полицию. Они предоставили полиции подробное описание примет дочери, что позволило быстро составить и распространить ориентировку. Так начались поиски, которые на первых порах вселяли надежду, что девочка жива.
Появились свидетельства, что кто-то из прохожих видел маленькую девочку в компании высокого мужчины лет сорока, одетого в цветную футболку и черные спортивные штаны. Криминалисты, активно работавшие на месте происшествия, опросили и детей, и взрослых, и составили фоторобот возможного похитителя. На место происшествия немедленно выехала следственно-оперативная группа, а прямо у ворот детского сада №46 был развернут оперативный штаб.
Поиски и ложная надежда
Новость о пропаже ребенка всколыхнула общественность. Многие томичи, не оставаясь равнодушными, присоединились к поискам. Сформировался отряд волонтеров, которые делали все возможное, чтобы найти Вику.
Пресс-секретарь МВД по Томской области Алексей Гринько в те дни комментировал ситуацию:
– С самого раннего утра у детского сада, откуда ушла девочка, начали работать волонтеры. С каждым часом туда подходило все больше и больше людей, желающих помочь в поисках. Со своей стороны, мы готовили ориентировки, как на пропавшую, так и на мужчину, который, предположительно, увел ребенка из сада.
Параллельно с полевыми поисками началась внутренняя проверка в самом дошкольном учреждении. Работу педагогов и воспитателей детского сада №46 изучала специальная комиссия. Интересно, что родители других детей, вопреки ожиданиям, не стали винить в случившемся воспитательницу Вики. Они не видели в ней виновницу, даже заступались.
Напряженные поиски продолжались несколько дней. Надежда сменилась отчаянием, когда 18 августа, в понедельник, были обнаружены вещи, в которые была одета Виктория в день исчезновения. А спустя сутки, 19 августа, наступила страшная развязка. Тело девочки обнаружили в четырех километрах от детсада. Оно было в заброшенном, полуразрушенном погребе, за металлическими гаражами и зарослями кустарника на улице 5-й Армии. Ребенок был завернут в одеяло.
Глава Следственного комитета по Томской области рассказывал:
– Вику убили в течение суток после того, как похитили, а не на шестой день, как заявлялось раньше.
То есть, несколько дней, пока город надеялся и искал, девочка уже была мертва.
Следствие, опираясь на показания очевидцев, восстановило примерную картину похищения. Неизвестный мужчина высокого роста, возрастом около сорока лет, подошел к забору детского сада. Он сумел подманить малышку конфетами, затем перетянул ее через ограждение и унес.
На запыленном стекле автомобиля кто-то вывел слово «Прости»
Волонтеры, узнав о найденном теле, были готовы собственными силами отыскать убийцу, однако полиция настоятельно просила не мешать и заверила, что дело находится в надежных руках. Как выяснилось позже, подозреваемого не пришлось задерживать живым. Его нашли мертвым.
Владимир Литвиненко, глава Следственного комитета по Томской области, предоставил журналистам первые данные:
– Это 37-летний мужчина, житель Томска, он был одним из первых в круге подозреваемых в похищении Виктории Вылегжаниной. Жил неподалеку от детского сада, куда ходила Вика. Работал таксистом. Мы не сомневаемся, что это и есть тот, кто зверски убил Вику.
Убийцей оказался Александр Крысин. И это преступление не было для него первым. Еще в 1999 году он уже был судим за преступление против ребенка. Поразительное, мистическое совпадение: то преступление он также совершил тоже 14 августа. Имя его первой жертвы… Виктория. Та девочка, к счастью, осталась жива и в свое время смогла опознать Крысина. Тогда он получил суровый приговор, но вышел из колонии условно-досрочно уже через три года.
Рядом с местом, где было обнаружено тело самого Крысина, стояла его машина. На запыленном стекле автомобиля кто-то написал слово «Прости». Осталось невыясненным, написал ли это сам преступник или же эту надпись оставил кто-то другой, кто добрался до Крысина раньше? Следствие рассматривало разные версии.
Самым циничным моментом этого дела стало то, что Александр активно участвовал в поисках девочки. Он находился среди волонтеров. Как позднее рассказал источник:
– На переднем сидении автомобиля предполагаемого убийцы обнаружили два телефона, на одном из которых была открыта его страничка в соцсетях, причем полицейские его опознали. Он ходил среди волонтеров и допытывал одного из оперов, мол, почему тех или этих не отрабатываете, и бегал с фотороботом из интернета, и в штаб даже приходил.
Эту информацию подтвердил и руководитель СК по Томской области Владимир Литвиненко, добавив, что «преступник активно следил после убийства ребенка за новостями о себе в интернете».
«Сашка был, скорее из тех, не кого били, а кто нападал»
Журналисты начали собственное расследование, пытаясь понять, как сформировалась личность преступника. Александр Крысин жил в районе Каштак и в свое время учился в лицее №7. В администрации учебного заведения, считавшегося элитным, не горели желанием обсуждать своего бывшего ученика, чтобы не ассоциироваться с убийцей.
Одна из педагогов лицея, Мария Г., лишь поделилась своими воспоминаниями, довольно скудными:
– Он был самым «обычным» парнем. Жил недалеко от школы, ничем особенным не выделялся. Даже хобби как-таковых у него не было. Ну, играл с мальчишками в футбол во дворе, а кто тогда не играл-то?
Евгений Ж., одноклассник Крысина, добавил несколько штрихов к портрету:
– У нас часто за школой проходили драки. Было отдельное место, где желающие разобраться «забивали стрелку». Там стояли гаражи, никто особо днем не ходил. Ну, если владельцы машин и подходили, то все сразу разбегались. Но Сашка был, скорее из тех, не кого били, а кто нападал. Но при этом лидером он не был. Так, на «вторых ролях».
«Окна его квартиры выходили на детский сад»
Журналисты побывали и по месту последнего жительства Крысина – в обычной серой пятиэтажке на улице Войкова. Дверь в его двухкомнатную квартиру на четвертом этаже была обшарпанной. Соседи описывали его как человека незаметного, тихого.
Соседка по площадке, Елена, рассказала:
– Такое ощущение было, что в той квартире совсем никто не живет. Никаких звуков, а уж тем более криков оттуда не доносилось. 17 августа (Вику искали уже третий день) я возвращалась из магазина. Он шел навстречу, поздоровался, дверь придержал, чтоб я с сумками прошла. Вежливый, как всегда. Знаю еще, что работал он таксистом, машина была у него - старенькая «Тойота». Как-то раз меня подвозил - самый обычный бомбила, неразговорчивый, вообще неприметный.
Соседи с пятого этажа, супруги Герман и Татьяна, которым довелось быть понятыми во время обыска в квартире Крысина, поделились шокирующими деталями. Герман перечислял найденное:
– В комнатах нашли скотч, рыболовные лески, обрезки веревок. Но самое главное, что сразу в глаза бросилось - окна и балкон квартиры Крысина, как раз выходят на детский сад, куда ходила Вика. Значит он ее и высматривал, выбирал. Писали же, что девочка по вечерам часто сидела на пеньке у забора и ждала маму. Вот он ее и приметил. Дрожь по телу от одних мыслей об этом.
Из биографии Крысина стало известно, что когда-то у него была собственная семья: жена Светлана и дочь. Однако супруга развелась с ним, сменила фамилию и вместе с ребенком уехала в другой город. Из близких родственников в Томске оставалась лишь престарелая мать, проживавшая отдельно.
Несмотря на стремление жить незаметно, Александр Крысин периодически попадал в поле зрения правоохранительных органов. Он был неплательщиком алиментов, накопив задолженность более 180 тысяч рублей. Помимо этого, у него обнаружилось около полусотни неоплаченных штрафов за нарушение ПДД.
По решению суда его лишали водительских прав на полгода за пьяную езду. После истечения срока лишения он забрал удостоверение и продолжил работать таксистом. В его досье также имелась информация о том, что он был наркоманом.
«Воспитательница сидела в телефоне»
На смерти Крысина разбирательства не закончились. К ответу призвали тех, кто отвечал за безопасность ребенка. В 2015 году судили воспитательницу, которая в тот день смотрела за детьми.
Суд запретил ей в течение двух лет заниматься педагогической деятельностью и приговорил к 4 месяцам исправительных работ. После вынесения приговора женщина устроилась официанткой в придорожное кафе.
Позднее председатель СК РФ Александр Бастрыкин, комментируя это дело, рассказывал о том, как женщина относилась к своей работе:
– Воспитательница сидела в своем телефоне, когда девочку похищали.
Более того, глава ведомства утверждал, что преступление совершалось в заброшенном вагончике на пустыре недалеко от детского сада. Бастрыкин не понимал, как этот вагончик вообще мог находиться рядом с детсадом:
– Никто не догадался там искать, а само наличие такого места вблизи воспитательного заведения вызывает искреннее недоумение.
Вику можно было спасти
Более того, оказалось, что Вику можно было найти сразу, если бы не действия заведующей детским садом №46 Валентины Русиной. Как установило следствие, она знала о пропаже ребенка, но своевременно не уведомила полицию, дождавшись, пока это сделают родители.
За это ее уволили с занимаемой должности. Однако, на ее карьере это сказалось не особо. Русина просто перешла на работу в другой детский сад, заняв там должность заместителя заведующего.
Отец погибшей девочки, Эдуард Вылегжанин, сам являвшийся сотрудником полиции, наблюдая за таким развитием событий, решил добиваться справедливости через суд. В апреле 2015 года он подал иск к детскому саду, требуя компенсации в размере 5 миллионов рублей. Он пояснил свою позицию:
– Мне не сумма важна. Соглашусь с любой, лишь бы в мою пользу. Ради справедливости.
26 мая 2015 года суд огласил свое решение. Детский сад №46 в лице муниципалитета был обязан выплатить Эдуарду Вылегжанину 1,2 миллиона рублей в качестве компенсации морального вреда, а также 600 тысяч рублей штрафа за то, что не обеспечил должный присмотр за ребенком.
В случае нехватки средств у учреждения, обязанность по выплатам перекладывалась на мэрию Томска. Заместитель главы города Александр Цымбалюк публично заявил:
– Мы со всем согласны, возместим до копейки.
Что же касается обстоятельств смерти самого Александра Крысина, то они до сих пор остаются предметом дискуссий. Официальная версия – самоубийство. Однако тот факт, что на его автомобиле было написано «Прости», породил множество вопросов.
Экспертиза установила, что частиц пыли на его пальцах, которые могли бы остаться после написания слова на грязном стекле, обнаружено не было. Этот факт дает почву для версий о том, что убийца ребенка мог не сам свести счеты с жизнью, а ему «помогли».
По материалам «КП»-Томск