Обида — чувство, знакомое человечеству с незапамятных времен.
В древних летописях и хрониках мы находим множество упоминаний о раздорах и обидах, которые меняли судьбы целых народов.
В русских летописях, например, часто описывались княжеские усобицы, корни которых уходили в личные обиды и оскорбления.
Обида воспринималась не просто как эмоция, а как нечто материальное, что может быть нанесено и смыто.
В старинных судебниках даже существовали особые правила для бесчестья — то есть возмещения за нанесенную обиду.
Это было делом чести, и неотомщенная обида считалась тяжким грузом для всего рода.
Историки отмечают, что в традиционной культуре обида часто ассоциировалась с узлом, который нужно развязать, или с камнем на сердце, который надлежало снять.
Я ушёл в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда!
Буду жить в ней все года!
И в обиде
я не видел
ни цветочка, ни куста…
И в обиде я обидел
и щеночка, и кота…
Я в обиде
Съел пирог
и в обиде
я прилёг,
и проспал в ней два часа.
Открываю я глаза…
А она куда-то делась!
Но искать
не захотелось.
© Эмма Мошковская, 1968 г
ОБИДНАЯ МИФОЛОГИЯ
В славянской мифологии существовали особые духи — Злыдни (духи бед), которые селились в домах, где часто ссорились.
Они питались энергией раздора и могли навлечь на домочадцев череду мелких неудач.
В сказках обида часто материализуется: ее могут украсть, спрятать в ларце или утопить в море. Помните сказку о Кощее Бессмертном?
Его злоба и обида на весь мир были спрятаны в яйце, на конце иглы — так мудрые сказители показывали, как хрупка и в то же время разрушительна может быть затаенная злоба.
В легендах северных народов России обиду сравнивали с инеем, который постепенно покрывает душу, делая ее холодной и неуютной.
Фольклор нас учит: обида, о которой не говорят, которую лелеют в тишине, вырастает до размеров чудовища.
В заговорах и сказках обида могла обретать вполне конкретную форму:
- Камень и классический образ — камень за пазухой или камень на сердце. Считалось, что настоящая, застарелая обида буквально тяжелеет и превращается в булыжник, который человек невидимо носит в себе.
Отсюда обряд — найти реальный холодный камень, шепнуть ему все свои горести и бросить в глубокую воду (омут или болото), чтобы обиды на дно ушли. - Узел - обиду завязывали в памяти и сердце.
Ритуалы прощения часто включали развязывание узлов на нитке или полотенце с последующим сжиганием этой нити.
А в северных традициях существовал обычай вязать обиды на прутик ивы (которая, к слову, грусть забирает), а потом ломать его. - Сор - ещё славяне верили, что обиды, как сор, цепляются за душу человека.
И конечно же для очищения использовали символическое обметание веником из полыни или крапивы вокруг человека, читая при этом специальные слова (шепотки да наговоры).
Признавайтеся, кого в детстве бабушка вот также обметала веничком, да приговаривала-нашёптывала что-то... Меня вот да!
ОБИДНОЕ МАГИЧЕСКОЕ
С точки зрения древних представлений, обида — это не просто чувство.
Это активная энергетическая связь, которая подобна тонкой, но прочной нити, соединяющей обидчика и обиженного.
Тот, кто носит в себе обиду, невольно отдает часть своей жизненной силы, постоянно возвращаясь мыслями к неприятной ситуации.
Считалось, что такая связь может сохнуть человека изнутри, притягивать к нему усталость и тоску.
Для того, на кого обижаются, эта связь тоже не проходит бесследно — она может действовать как сглаз, пусть и невольный, постепенно нарушая его покой. В старинных поверьях говорилось, что частая и сильная обида создает вокруг человека невидимое "поле из колючек", которое отталкивает удачу и новых добрых людей.
Разорвать эту магическую связь можно было только через осознанный акт прощения, который сравнивали с перерезанием той самой нити серебряными ножницами...
ПРОЩАЙТЕ!
5 ОТОбидных ТРАВ
Травы испокон веков использовались не только в лечении тела, но и в тонких практиках очищения души и разрыва вредоносных связей.
🌿 ПОЛЫНЬ:
трава забвения и очищения. В славянской традиции дымом сухой полыни окуривали помещение после ссор, чтобы выгнать дух раздора.
А вечерний ритуал с полынным веником в бане помогал символически выбить из себя засевшие обиды.
Аромат полыни считался способным стереть память о мелких дрязгах и огорчениях.
🌿 ЗВЕРОБОЙ:
в народе его называли травой от 99 недугов, включая недуги душевные. Молодые девушки гадали на зверобое, чтобы понять, стоит ли держать обиду на суженого. Его также зашивали в ладанки и носили у сердца как оберег от дурных мыслей и навязчивых воспоминаний о старых обидах.
Считалось, что солнечная сила зверобоя выжигает как сорняки гнев и печаль.
🌿 МЯТА:
трава мирных разговоров и ясности ума.
Ее листочки клали на стол, когда собирались для важного, примирительного разговора. Аромат мяты создавал атмосферу спокойствия и отваживал мелких духов, питающихся ссорами.
Чашечка мятного отвара, выпитая в тишине, помогала перевести дух и посмотреть на ситуацию со стороны, без горечи обиды.
🌿 ЧАБРЕЦ:
символ смирения и принятия.
Его использовали в подушках для сна, чтобы обида и тревожные мысли не мучили по ночам.
А чабрец, собранный на Троицу, обладал особой силой — его держали в доме как напоминание о том, что все проходит, пройдёт и это, и нынешняя обида со временем может потускнеть и потерять свою остроту.
🌿 РОМАШКА:
цветочный маленький оракул и миротворец. Самый простой и известный ритуал — гадание на ромашке — это тоже способ отпустить сомнения и обиды, доверившись судьбе.
Венки из ромашки плели в ночь на Ивана Купала, а затем пускали по воде, представляя, что вместе с ними уплывают все накопленные за год огорчения и недопонимания.
ОБИДНОЕ РИТУАЛЬНОЕ
Работа с обидой в народной традиции конечно же не ограничивалась перечнем трав выше... это был комплексный подход.
Вот такой:
- Банное: ибо баня была сакральным местом очищения.
Выпарить обиду — значит не просто помыться.
Для этого использовали веники из определенных трав (полынь, крапива, пижма), хлестали себя легонько, представляя, как уходит тяжесть.
А воду после такого мытья выплескивали под старое дерево (не в огороде!) со словами: Забери, дерево, что на мне не моё. - Водное: ибо самый распространенный способ — отдать обиду воде.
Шли к реке, ручью, особенно весной, во время половодья. Шептали обиды на воду, бросали в нее щепотку соли (символ слез) или небольшой камешек. Вода, особенно текучая, уносила всё прочь. - Огненное: написать обиду на клочке бересты или бумаги (чаще просто нарисовать символ) и бросить в печь, в чистый огонь, наблюдая, как она сгорает дотла.
- Праздничное: на Радуницу (день поминовения предков) было принято не только поминать усопших, но и мысленно прощаться с прошлым, отдавать долги живым и мертвым. Считалось, что в эти дни границы между мирами тонки, и обиды-послания можно легко передать в мир иной, где они растворятся.
Ну и главный вывод, который делали наши предки: обида, оставленная внутри, — это инородное тело, которое портит жизнь не только человеку, но и всему его роду.
От нее нужно было не просто избавиться, а правильно извлечь, отдать, трансформировать, используя силы стихий (воды, огня, земли-трав)!
Берегите себя и не обижайтеся почём зря!
❓ Часто обижаетесь? А как разрешаете обиды? Делитесь в комментариях!
Интересно же!
_______________________
💰❤️ Порадовать автора разовым донатом
🌿 Оформить подписку в закрытый клуб: Магия Трав: закрытый круг