Найти в Дзене
Записки Айтишника

Audio CD — почему этот формат долго не прожил? Разбираемся

Формат Audio CD, представленный миру в начале 1980-х годов, изначально был технологией для избранных. Первые проигрыватели и сами диски имели чрезвычайно высокую стоимость, превращая цифровое аудио в предмет роскоши. Японские проигрыватель в конце 80-х по цене был сравним с новым автомобилем Жигули. Для многих меломанов того периода переход с теплого аналогового винила на «холодный» цифровой звук стал разочарованием — они отмечали недостаточную детальность и динамический диапазон по сравнению с привычными грампластинками. Несмотря на высокую цену, технология быстро набирала популярность. К началу 2000-х годов продажи компакт-дисков достигли своего пика, казалось, что это — окончательный и бесповоротный стандарт для музыкальной индустрии. Крупнейшие звукозаписывающие компании строили грандиозные планы, основанные на успехе CD, но не заметили, как на сцену выходил новый, гораздо более серьезный конкурент — цифровой формат MP3 и связанная с ним интернет-культура. Переломный момент наступ
Оглавление

Формат Audio CD, представленный миру в начале 1980-х годов, изначально был технологией для избранных. Первые проигрыватели и сами диски имели чрезвычайно высокую стоимость, превращая цифровое аудио в предмет роскоши. Японские проигрыватель в конце 80-х по цене был сравним с новым автомобилем Жигули. Для многих меломанов того периода переход с теплого аналогового винила на «холодный» цифровой звук стал разочарованием — они отмечали недостаточную детальность и динамический диапазон по сравнению с привычными грампластинками.

Несмотря на высокую цену, технология быстро набирала популярность. К началу 2000-х годов продажи компакт-дисков достигли своего пика, казалось, что это — окончательный и бесповоротный стандарт для музыкальной индустрии. Крупнейшие звукозаписывающие компании строили грандиозные планы, основанные на успехе CD, но не заметили, как на сцену выходил новый, гораздо более серьезный конкурент — цифровой формат MP3 и связанная с ним интернет-культура.

Углубления на компакт диске, которые и означают логические 0 и 1. Фото: Википедия.
Углубления на компакт диске, которые и означают логические 0 и 1. Фото: Википедия.

Цифровая революция

Переломный момент наступил с массовым распространением формата MP3 и портативных плееров, способных воспроизводить сжатые аудиофайлы. В 1998 году корейская компания SaeHan выпустила первый в мире МР3-плеер MPman F10, обладавший скромными 32 Мб памяти и стоимостью в 250 долларов. Затем появился плеер Nomad Jukebox с уже более внушительными 6 Гб, но настоящую революцию совершила компания Apple.

23 октября 2001 года Стив Джобс представил первый iPod с провокационным слоганом «1000 песен у вас в кармане». Устройство предлагало беспрецедентные 5 или 10 Гб памяти, удобное колесо прокрутки и быструю синхронизацию с компьютером. Хотя первые модели стоили дорого (399$) и изначально не поддерживали Windows, но они обозначили начало конца эпохи компакт-дисков как основного музыкального носителя.

Повседневность меломанов стремительно менялась. Вместо громоздких чейнджеров на несколько дисков и коллекций CD в автомобилях люди начали использовать ПК с колонками или подключали свои портативные плееры (или же сами компьютеры) к музыкальным центрам. Объемы жестких дисков увеличивались, и к 2003 году любители музыки уже могли хранить на компьютере целые музыкальные библиотеки в формате MP3 с битрейтом 256-320 кб/с, что было вполне приемлемо для большинства слушателей. Качество звучания таких файлов на бытовой аппаратуре было практически неотличимо от оригинальных CD, особенно при использовании плееров вроде Winamp с улучшающими звук дополнениями.

-2

Закат индустрии

Критический момент наступил, когда крупнейшие музыкальные издательства осознали, что будущее — за цифровой дистрибуцией. Согласно информации, размещенной на сайте Side-Line, такие гиганты, как EMI, Universal и Sony, планировали до конца 2010-х годов полностью отказаться от выпуска музыки на CD-носителях в пользу онлайн-распространения.

Этому решению способствовали простые экономические расчеты. Сама CD-болванка с упаковкой имела свою себестоимость, процесс печати и разработки обложки также требовал расходов. Диски нужно было где-то хранить и кому-то продавать, что создавало дополнительные издержки. Цифровая так скажем «доставка» устраняла все эти затраты, делая музыку дешевле и доступнее для потребителей.

В 2003 году Apple открыла магазин iTunes Music Store, а затем добавила поддержку iTunes для Windows. Всего за одну неделю из iTunes был скачан 1 миллион песен, и вскоре платформа стала лидером по продажам музыки. Эта революция привела к закрытию многих CD-магазинов, поскольку цифровая технология «молниеносно поглотила индустрию».

Ностальгия по физическим носителям — почему CD не вернется, как винил

В последние годы мы наблюдаем возрождение интереса к аналоговым форматам. Продажи виниловых пластинок растут — в 2020 году в США они впервые за несколько десятилетий превысили продажи CD. В Японии сохраняется культура коллекционирования дисков, в Великобритании рынок кассет вырос почти в десять раз за последние пять лет, а в России многие артисты снова выпускают альбомы на пластинках и CD, некоторые экспериментируют с кассетами.

Тем не менее у компакт-дисков в этом «ретро-ренессансе» значительно меньше шансов на успех, чем у винила или кассет. Причина кроется в самой природе этих форматов.

Главная причина возрождения винила и кассет — желание иметь не просто файл, а настоящую вещь. Физические носители дают чувство собственности: их можно подержать в руках, подарить, поставить на полку. В цифровом мире, где альбом можно удалить одним нажатием, физический носитель воспринимается как более надежный и долговечный.

Но у CD эта материальность выражена слабее, чем у винила. Крупные обложки пластинок, вкладыши и постеры обладают особой эстетикой. Сам процесс использования винила связан с особыми ритуалами: нужно достать пластинку, аккуратно положить ее на проигрыватель, перевернуть после окончания стороны. Это требует внимания и времени, контрастируя с мгновенным переключением треков в стриминговых сервисах.

Любители винила утверждают, что аналоговое звучание «теплее» и натуральнее. Даже легкие шумы и потрескивания создают особую атмосферу, добавляя записи аутентичности. Кассеты дают мягкое, слегка «размытое» звучание, которое многим напоминает подростковые годы.

CD же ценятся за четкость и стабильность звука , но именно эта «стерильность» лишает их того самого шарма, который ценят поклонники аналоговых форматов. Цифровая природа CD делает их скучными для коллекционеров, ищущих не просто носитель информации, а уникальный артефакт с собственной историей и характером.

Для поколения 80-90-х пластинки и кассеты — часть личной истории. Возвращение к ним связано с теплыми воспоминаниями о детстве и юности. Молодежь открывает эти носители заново: из любопытства или желания быть частью моды на ретро.

CD же ассоциируются скорее с практичностью и технологичностью, чем с теплыми воспоминаниями. Они не несут в себе той эмоциональной нагрузки, которая делает винил и кассеты привлекательными для современных коллекционеров.

Читайте также:

А что слушаете вы? И лайк за Audio CD