Найти в Дзене
Дмитрий Дмитрий

"Обрыв" - последний роман Гончарова. Про особенного урода. И про любовь всякого рода.

Здравствуйте. В своих заметках я делюсь короткими впечатлениями о прочитанных книгах. В надежде на то, что кто-нибудь также прочтёт и не пожалеет о прочитанном времени, как не пожалел о нём я. Этот роман я читал, когда мне было, наверно, лет 25, а может и меньше. Я, вообще, перечитал очень много русской классики. Просто тогда ещё было некуда выкладывать свои впечатления. А тут понял, что совсем забыл содержание этого романа и решил перечитать. Основательный роман - 800 страниц. Издание 1977 года. Гончарова я читал, наверно, почти всего. Даже "Фрегат "Паллада" - произведение публицистическое. Летом по каналу "Культура" показывали фильм с молодым Олегом Табаковым "Обыкновенная история" по одноимённому роману Гончарова. А "Обыкновенная история" мне кажется совсем не потеряла актуальности - роман о том, как юного мечтателя укатали крутые горки и стал юный мечтатель взрослым. Уж каким взрослым - посудите сами. Тоже весьма рекомендую. "Обломова"-то, надеюсь, все должны знать. В школьной пр

Здравствуйте. В своих заметках я делюсь короткими впечатлениями о прочитанных книгах. В надежде на то, что кто-нибудь также прочтёт и не пожалеет о прочитанном времени, как не пожалел о нём я. Этот роман я читал, когда мне было, наверно, лет 25, а может и меньше. Я, вообще, перечитал очень много русской классики. Просто тогда ещё было некуда выкладывать свои впечатления. А тут понял, что совсем забыл содержание этого романа и решил перечитать.

Основательный роман - 800 страниц. Издание 1977 года.
Основательный роман - 800 страниц. Издание 1977 года.

Гончарова я читал, наверно, почти всего. Даже "Фрегат "Паллада" - произведение публицистическое. Летом по каналу "Культура" показывали фильм с молодым Олегом Табаковым "Обыкновенная история" по одноимённому роману Гончарова. А "Обыкновенная история" мне кажется совсем не потеряла актуальности - роман о том, как юного мечтателя укатали крутые горки и стал юный мечтатель взрослым. Уж каким взрослым - посудите сами. Тоже весьма рекомендую.

-2

"Обломова"-то, надеюсь, все должны знать. В школьной программе он был. Не знаю сохранился ли он сейчас там. Роман "Обломов" необходимо прочесть каждому мужчине. Эта книга о том, как важно для мужчины выбрать мягкий и удобный диван, ведь на нём можно жизнь прожить. Хотя сегодня речь не об "Обломове". А об "Обрыве". Сам Гончаров всегда настойчиво подчёркивал единство всех трёх романов - "вижу не три романа, а один. Все они связаны одной общей нитью, одно последовательной идеею". Автору видней, но к делу. Особенный урод в названии это не моё мнение. Так главного героя романа - его фамилия Райский - называла бабушка. Причём не один раз. Ознакомившись с текстом вы легко в этом убедитесь. Так что я никого не обижаю, а просто цитирую автора. Бабушка тоже не вкладывала в это слово уничижительного смысла. А указывала лишь на то, что в отношении к жизни главного героя всё поставлено с ног на голову. Бабушка была правильная, любящая. Цитата: "Совсем необыкновенный ты, Борюшка - какой-то хороший урод! Бог тебя ведает, кто ты есть!"

Если коротко, то главный герой припоздал с женитьбой, дождался седины в голову и на протяжении всего романа бросается на всех женщин, которые попадаются ему на пути. Включая дальних родственниц. Собственно, там одни только родственницы и попадались. Ищет идеал. При этом сам уже шарм подрастерял. И характер - прямо скажем - не простой у дворянина. В общем, уважаемые мужчины, не затягивайте. Главный герой мужчина не без таланта - прежде всего в области рисования и игры на пианино, но без желания трудиться планомерно. То роман начнёт писать, то портреты рисовать. На пианино поиграет и бросит. Всё до конца не доводит. Вообще, если обратите внимание, у Гончарова все главные герои какие-то не до... Работать Райскому не надо. Именьице имеется, опекун и бабушка за имением следят, а сам Райский все доклады о финансовых делах, счета и тому подобное просто рвёт. Не хочет отвлекаться от поисков идеала. Вот сейчас бы так - получил квитанцию за ЖКХ - в ведро её проклятую. Хотя, уверен, что многие так и делают. Не будучи, при этом, знакомыми с творчеством Гончарова. Главный герой с юности не был приучен к систематическим занятиям, хотя обладал большими способностями. К примеру, за невыученные уроки оставляли без обеда, но ученик Райский не выучил их специально - от гордости. В общем, и по нынешним понятиям, да, вероятно, и по понятиям тех времён, был г-н Райский - лентяй. Или как его охарактеризовал герой романа Кириллов: "У вас не достаёт упорства, есть страстность, да страсти, терпения нет". В том контексте, что голову на портрете (кстати, кузины) нарисовал очень хорошо, даже талантливо, а дальше уже ни на шею, ни на руки топлива не хватило. Перед ним носилась тайна создания, а создавать - ничего не создавалось. Скучал постоянно барин, а труд его не веселил. По крайней мере надолго. Мне кажется, что такого и среди современников встретить не сложно. Роман написан в 1869 году, в одной из фраз главный герой говорит кузине, которую рассматривает не как родственницу (чья голова на портрете): "Я не проповедую коммунизма,...". То есть уже идеи марксизма вовсю проникли в литературу. Оно и не удивительно, ведь кузина ему отвечает что-то в таком духе: "А вы сами, cousin, что делаете с этими несчастными: ведь у вас тоже есть мужики и эти... бабы?". В общем, с 1861 года прошло совсем немного времени. Совсем недавно реформа была - порвалась цепь великая, порвалась.... одним концом по барину, другим по мужику. Это из Некрасова, если забыли со школы. Однако успокою - тематика связанная с отменой крепостного права и с марксизмом особо не затрагивается в романе. Главный герой считал своим главным делом искусство - в широком смысле этого слова. Однако силы тратил - на женщин, в основном. И не слушал внутреннего голоса. А он ему говорил - не вноси искусства в жизнь, а жизнь в искусство. Кстати, обрыв - не только в переносном значении, но и в прямом - около имения бабушки, на берегу Волги был обрыв заросший деревьями и кустарником, и именно там развернулись все куртуазные события романа. Собственно весь роман - одни куртуазные события. Как я написал в названии - любовь всякого рода - несчастная и счастливая, страстная и расчётливая, весёлая и грустная, которая закончится свадьбой и которая закончится не свадьбой - в этом романе найдётся всякая. И коснётся любовь всех, включая бабушку. Не всегда же она была бабушкой. Как ни крути, а получается, что женщинам этот роман более подходит для чтения. Признаюсь - временами бывало нудновато. Может быть женщинам наоборот будет очень интересно. Ну и, конечно, главный герой тоже обрёл свой идеал - родственницу по имени Верочка. Естественно, красоты необыкновенной. Но идеал был сильно помоложе и влюбился не в главного героя, а в самого, что ни на есть подлеца, который был помоложе. Знакомая картина, да? С подлецом каши не сваришь, конечно и вся пятая часть - прямо трагедия. Только я не понял - трагедия приключилась потому что - как бы сказать - подлец до конца использовал выпавший ему шанс в беседке у обрыва? Или в те целомудренные времена для трагедии было достаточно и крепко поцеловаться? Подлец складно уламывал, но девушка стояла на своём - и правильно: любишь? так и женись, хороняка. А то ишь - времена мол изменились. Понятия теперь другие. Шалишь. С такими понятиями получается всё равно с кем. В наши времена всё бывает несколько проще. Хотя я уверен, что в вопросах семьи и брака, что в наше время, что 200 лет назад - женщины будут единодушны. А хорошо это или плохо - не мне судить. Конечно, я очень сильно упростил. Но со всеми перипетиями рекомендую вам ознакомиться самим. Хочу привести одно краткое рассуждение главного героя. Сам не пойму по современным ярлыкам сексизм ли это? Вкупе с великодержавным шовинизмом и национализмом? Главный герой думает о предмете своей страсти: ".... Ужели и она не поймёт: женщина! А у ней, кажется, уши такие маленькие, умные. Да умна ли она? Ведь у нас часто за ум, особенно у женщин, считают одну только, донельзя изощрённую низшую его степень - хитрость, и женщины даже кичатся, что владеют этим тонким орудием, этим умом кошки, лисы, даже некоторых насекомых! Это пассивный ум, способность таиться, избегать опасности, прятаться от силы, от угнетения. Такой умок выработала себе, между прочим, в долгом угнетении, обессилевшая и рассеянная целая еврейская нация, тайком пробиравшаяся сквозь человеческую толпу, хитростью отстаивавшая свою жизнь, имущество и свои права на существование." Такое вот - между прочим. И к концу моей заметки хочу вас позабавить и привести краткое описание утра торжественного праздничного дня в деревне: "В доме была суета. Закладывали коляску, старомодную карету. Кучера оделись в синие, новые кафтаны, намазали головы коровьим маслом и с утра напились пьяны. Дворовые женщины и девицы пестрели праздничными, разноцветными ситцевыми платьями, платками, косынками, ленточками. От горничных за десять шагов несло гвоздичной помадой. Егорка явился неслыханным франтом, в подаренном ему Райским коротеньком пиджаке, клетчатых зелёных, почти новых, панталонах и в купленных им самим - оранжевом галстуке и голубом жилете." Как в такой обстановке с утра и не выпить - согласитесь. Цирк на дому. Деревня, кстати, где произошли основные события, называлась Малиновка. Главный герой в конце честно признаётся: "Женщины! Вами вдохновлён этот труд, вам и посвящается". Описательную часть хочу закончить словами Тита Никоныча (о его роли в романе спросите бабушку главного героя): "дамам следует делать одни "приятности". Я полностью согласен с Тит Никонычем.

Новых слов было немало. К примеру: гелертер - учёный, который обладает широкими, но оторванными от жизни, книжными знаниями. Ферула - в тексте романа: "как отправлялась жизнь под наитием наивной веры и под ферулой грубого суеверия". Спросил яндекс - а он хитрый - ответил - слово многозначное, зависит от контекста, но точно известно, что от латинского - лоза, прут, розга. Попался ригоризм - думаю, что не многие сразу ответят что это. А это - строгое, исключающее компромиссы, проведение в жизнь какого-либо правила или нормы. Запомнилась забавная поговорка: "Бог дурака, поваля, кормит". В том смысле, что у каждому судьба даёт какой-нибудь дар и если не пренебрегать данными судьбой средствами, то и дурак прокормится. Забавно было прочесть из середины ХIХ века - описывалась дворовая женщина Улита, которая следила за провизией и от того обитала всё время в подземельном царстве. Цитата: "На солнышке её почти не видать, и всё она таится во тьме своих холодильников..." Так что холодильник - тоже слово старинное. Или ещё словечко - увраж. Цитата: "Дома он читал увражи по агрономической и вообще по хозяйственной части...". Из французского - издание, произведение. Помню у Тургенева забавлял - галстух. Хотя не знаю - из какого языка пришёл к нам галстук. Еще обратил внимание - "... и стала слегка бить такт ботинкой,..." Живёт великий и могучий, не стоит на месте. А когда-то и ботинка могла быть женского рода. Также встретилось - и это не опечатка: "... он просит позволения притти к ней...". Приттите ко мне, пожалуйста. Есть что-то немецкое в таком произношении.

Роман фундаментальный, так что месяц закладывайте на прочтение. И хотя, как я писал выше, иногда бывало не просто, но роман замечательный. Послужит не только вашему досугу, но и нравственному развитию. Закончу также цитатой главного героя: "Послушать, так нужная степень нравственного развития у всех уже есть, как будто каждый уже достиг его и носит у себя в кармане, как табакерку, что это "само собой разумеется", что об этом и толковать нечего. Все соглашаются, что общество существовать без этого не может, что гуманность, честность, справедливость - суть основные законы и частной, и общественной жизни, что "честность, честности, честностью" и т.д. - И всё это ложь!" Человеку для развития непреклонно требуется борьба. Это тоже мысль главного героя. Правда сам он в итоге решил уехать. В Италию. И увлёкся скульптурой. На старости лет. Но судить его я предлагаю вам самим после прочтения этого замечательного романа. Он не оставит вас равнодушным.

Читайте - прочитанного не отнять. Буду рад подписчикам. Спасибо, что прочли.