Найти в Дзене
КиноПсихолог

О чем фильм "Бриллиантовая рука" с точки зрения психологии: трансформация личности Горбункова и выход из роли "Жертвы" (часть 1)

"Бриллиантовая рука" (реж. Л. Гайдай, 1968) На месте Семена Семеновича Горбункова на самом деле хотели бы оказаться очень многие. Конечно же, я не имею в виду всю эту историю с контрабандой, гипсом и свитой Шефа! Я сейчас про психологическую ситуацию, которая по своей сути является типичной для многих людей, интересующихся психологией не профессионально, а "для себя". Жил-был пассивный, адаптивный, инфантильный, застрявший в роли "жертвы" взрослый-по-паспорту-человек. Вдруг с ним происходит что-то, что серьезно встряхивает и его самого, и его жизнь в целом ("жертвы" обычно плывут по течению и не могут встряхнуться сами). Эти внешние обстоятельства заставляют вчерашнюю "жертву" активизироваться, и она – о чудо! – начинает взрослеть на глазах, обращается к своим внутренним ресурсам и, оказывается, способна противостоять трудностям, из которых выходит Победителем, ну, или Почти Победителем. Иногда люди с такой ситуацией приходят к психологам, они хотят "сделать свою жизнь лучше", но когда
Оглавление

"Бриллиантовая рука" (реж. Л. Гайдай, 1968)

На месте Семена Семеновича Горбункова на самом деле хотели бы оказаться очень многие. Конечно же, я не имею в виду всю эту историю с контрабандой, гипсом и свитой Шефа! Я сейчас про психологическую ситуацию, которая по своей сути является типичной для многих людей, интересующихся психологией не профессионально, а "для себя".

"Бриллиантовая рука", скриншот.
"Бриллиантовая рука", скриншот.

В чем суть ситуации?

Жил-был пассивный, адаптивный, инфантильный, застрявший в роли "жертвы" взрослый-по-паспорту-человек. Вдруг с ним происходит что-то, что серьезно встряхивает и его самого, и его жизнь в целом ("жертвы" обычно плывут по течению и не могут встряхнуться сами). Эти внешние обстоятельства заставляют вчерашнюю "жертву" активизироваться, и она – о чудо! – начинает взрослеть на глазах, обращается к своим внутренним ресурсам и, оказывается, способна противостоять трудностям, из которых выходит Победителем, ну, или Почти Победителем.

"Бриллиантовая рука", скриншот.
"Бриллиантовая рука", скриншот.

Иногда люди с такой ситуацией приходят к психологам, они хотят "сделать свою жизнь лучше", но когда выясняется, что волшебной таблетки нет, а нужно, как в спортзале, делать какие-то упражнения и техники, "жертвы" сливаются. Чтобы их жизнь реально изменилась, должно произойти нечто из ряда вон выходящее... Как с Горбунковым, которому жизнь самолично подсунула под нос шикарный психологический тренинг по личностному росту.

А точно ли Горбунков – "Жертва"?

Горбунков жертва дважды, и в кавычках, и без них.

Горбунков играет роль психологической "Жертвы", то есть чувствует, воспринимает себя как человека слабого, безвольного, покладистого, сговорчивого, без собственного мнения и амбиций. За него даже на элементарные вопросы жена отвечает.

Об этом читайте в этой статье:

Для психологической "Жертвы" характерна виктимность, а потому неудивительно, что именно Горбунков оказывается подходящей кандидатурой для операции с контрабандой и становится реальной жертвой преступников.

"Бриллиантовая рука", скриншот.
"Бриллиантовая рука", скриншот.

Но если с преступниками всё более или менее понятно, то психологическая роль Горбункова у многих вызывает сомнения.

Что выдает в нем "Жертву"?

Он растяпа, который не контролирует ситуацию – у него даже ребенка из-под носа увозят (понятно, комедия, но героя всё же характеризует). Его надо, как дитя малое, оберегать от проезжающих автомобилей и бредущих куда-то осликов. Он фотографирует, забыв открыть объектив.

"Бриллиантовая рука", скриншот.
"Бриллиантовая рука", скриншот.

Слишком наивный – Горбунков выглядит так, что представительнице древней профессии не составило труда затащить его в дом (эх, если бы не Геша...).

Вообще Геша для Горбункова во время путешествия – что-то вроде няньки, а дома такая же нянька – жена.

Семен Семенович не самостоятельный, он способен приставать как банный лист – после экскурсии он мог погулять по городу один, но он прицепился к Козодоеву, еще и упрекнув, что тот его бросил. Потерявшись, Горбунков начинает паниковать и суетиться.

"Бриллиантовая рука", скриншот.
"Бриллиантовая рука", скриншот.

Прибыв в родной порт, Горбунков растерян. Он озирается по сторонам и пытается найти помощь, но делает это в стиле "Жертвы": подмигивает, намекает, бросает многозначительные взгляды.

Естественно, я отдаю себе отчет в том, что это всего лишь комедия (а то меня часто упрекают в том, что я таких вещей не понимаю), да и ситуация Горбункова такова, что прямым текстом заявлять что-то не получится, но напомню: я не разбираю фильмы с точки зрения психологии героев, я говорю о психологии, прибегая к фильмам в качестве иллюстраций. Если отбросить комичность ситуации и жанр фильма, то для "Жертвы" характерно именно такое поведение намеки, молчаливые призывы о помощи, вздохи и печальные взгляды. "Жертва" сигнализирует окружающим о том, что ей нужна помощь, но прямо об этом не говорит.

"Бриллиантовая рука", скриншот.
"Бриллиантовая рука", скриншот.

Но это всё мелочи, этого было бы недостаточно, чтобы увидеть в Горбункове "Жертву". Вот три критерия, которые в полной мере указывают на эту психологическую роль:

1) Горбунков ведомый, адаптивный. Он не отказывает управдому, когда та ставит его перед фактом насчет лекции. Корректирует название города, но не более того. И вообще Горбункова легко уговорить:

– Семен Семеныч, спокойно. Выпейте!
– Я не пью!
– ...Врачи рекомендуют! Успокаивает нервную систему, расширяет сосуды. Пейте!

И ведь пьет.

"Бриллиантовая рука", скриншот.
"Бриллиантовая рука", скриншот.

И самое главное:

2) Горбунков пытается избежать ответственности, переложить ее на другого (опять же – закроем глаза на комедийность фильма и посмотрим на суть):

– А нельзя, чтобы этот гипс вместо меня поносил кто-нибудь другой?

Фраза забавная, конечно же, люди в роли "Жертвы" так не говорят. Они говорят что-то серьезное и уместное, но для тех, кто в игры не играет, такие фразы звучат не менее комично, чем фраза Горбункова.

3) Не верит в свои силы, сомневается в себе, не понимает границ своих собственных возможностей.

Крылатая фраза Горбункова "Я не трус, но я боюсь" обычно используется именно в таком, сокращенном варианте.

"Бриллиантовая рука", скриншот.
"Бриллиантовая рука", скриншот.

И страх в ситуации реальной опасности – реакция нормальная, правильная. Но если вернуть фразу в контекст, то смысл ее принципиально меняется:

– Боюсь, смогу ли я? Способен ли?

Михаил Иванович дает резонный ответ:

– Я думаю, Семен Семеныч, каждый человек способен на многое. Но, к сожалению, не каждый знает, на что он способен.

И вот здесь, собственно, вся суть и философия фильма, которая обернута в легкое комедийное облачко. Можно пассивно жить в позиции "Жертвы", не зная своих сил и не веря в себя, а можно узнать, на что ты способен, начав действовать.

"Бриллиантовая рука", скриншот.
"Бриллиантовая рука", скриншот.

В продолжении статьи поговорим о том, как именно Горбунков выходил из "Жертвы" и куда после этого пришел. Психология предлагает нам как минимум три варианта позитивной трансформации. Бывшая "Жертва" может стать Уязвимым, Героем или Победителем. Кем стал Семен Семенович? Обсудим в следующей части статьи!