Сижу за компьютером, листаю каталог онлайн-школ, и как будто между мной и идеальной школой – всего один клик. Это и есть магия рейтинга.
Рейтинг не убеждает - он гипнотизирует. Без слов, без аргументов, одной только цифрой. Он не объясняет, он создает ощущение: будто все уже решено за нас. Мы просто следуем. Мы будто бы “чувствуем”, что это хороший выбор, хотя, по сути, ничего еще о школе не знаем.
Психологи называют это “социальным доказательством”, мы склонны полагаться на мнение большинства, особенно в ситуации неопределенности. А что может быть более тревожным и неопределенным, чем выбор школы для собственного ребенка? Мы ищем опору, ищем знак. И рейтинг становится этим знаком.
"Если столько людей поставили пять звезд – значит, и я не ошибусь".
Роберт Чалдини, автор знаменитой книги “Психология влияния”, писал: "Когда мы видим, что другие уже сделали выбор, это снижает наш страх и подталкивает к тому же действию". Именно так и работает магия рейтингов: они снимают тревогу, заменяя анализ — доверием к числу.
Но в этом волшебстве есть подвох. Мы редко задаемся вопросом: что на самом деле стоит за этой оценкой? Кто поставил эти звезды – покупатель, который был в восторге от фасада, или тот, кто не заметил проблем в общении между учителями и детьми? Возможно, оценка похожа на эмоциональный всплеск после первого дня, а не результат глубокого понимания. Именно поэтому рейтинг — это не знание, а впечатление.
Даниэль Канеман, лауреат Нобелевской премии и автор книги “Думай медленно… решай быстро”, объяснял: "Когда мы сталкиваемся со сложным вопросом, мы часто бессознательно заменяем его на более простой". В случае со школой это звучит так: вместо "Подходит ли эта школа моему ребенку?" спрашиваю себя "Насколько ее хвалят другие?".
Рейтинг не злой и не добрый. Он — удобный инструмент. Он экономит силы. Он помогает начать. И как любая магия, он может ослепить, если полностью в него поверить. И тогда родитель рискует выбрать не школу для своего ребенка, а школу, которую удобно и приятно выбрать.
По-настоящему важные вещи не измеряются звездами. Их невозможно уместить в одну цифру. Атмосфера в классе. Тон общения между педагогом и учеником. Спокойствие в глазах ребенка после первого дня. Все это не войдет в рейтинг, но именно это и есть главное.
Не дайте цифре заколдовать вас. Она может быть точкой отсчета, но не должна быть финальным аргументом. Ваша интуиция, наблюдение, живая обратная связь — вот что должно стоять рядом с рейтингом. И только тогда выбор будет действительно вашим.