Найти в Дзене
Радио 7 на семи холмах

«Пуп Москвы» и «король репортёров»: современники о Владимире Гиляровском

Что: выставка «Свой человек. Владимир Гиляровский» Где: Музей русского импрессионизма Когда: до 25 января 2026-го 170 лет назад в имении графа Олсуфьева в Вологодской губернии родился будущий «король репортёров» Владимир Гиляровский. Легенда журналистики, автор книг «Москва и москвичи» и «Мои скитания», получивших статус культовых, «Дядя Гиляй» вдохновил Музей русского импрессионизма на новую выставку — «Свой человек. Владимир Гиляровский». И вы уже понимаете, что её пропустить нельзя. Не зря говорят, что Гиляровский прожил несколько жизней. Он ушёл из дома в шестнадцать лет, начитавшись романов-приключений Купера и Рида, и весело скитался по стране, легко сходясь с людьми из самых разных сфер жизни. Русский поэт и прозаик Валерий Брюсов дал блестящую характеристику Гиляровскому в стихах: «Все мы жалки и тощи В этой дряхлой вселенной, В мире бледных кикимор. Слава радостной мощи Все ж в тебе неизменной, Гиляровский Владимир». Ещё один король — только фельетона, — Влас Дорошевич работал

Что: выставка «Свой человек. Владимир Гиляровский»

Где: Музей русского импрессионизма

Когда: до 25 января 2026-го

170 лет назад в имении графа Олсуфьева в Вологодской губернии родился будущий «король репортёров» Владимир Гиляровский. Легенда журналистики, автор книг «Москва и москвичи» и «Мои скитания», получивших статус культовых, «Дядя Гиляй» вдохновил Музей русского импрессионизма на новую выставку — «Свой человек. Владимир Гиляровский». И вы уже понимаете, что её пропустить нельзя.

-2
-3

Не зря говорят, что Гиляровский прожил несколько жизней. Он ушёл из дома в шестнадцать лет, начитавшись романов-приключений Купера и Рида, и весело скитался по стране, легко сходясь с людьми из самых разных сфер жизни.

Русский поэт и прозаик Валерий Брюсов дал блестящую характеристику Гиляровскому в стихах:

«Все мы жалки и тощи
В этой дряхлой вселенной,
В мире бледных кикимор.
Слава радостной мощи
Все ж в тебе неизменной,
Гиляровский Владимир».
-4
-5

Ещё один король — только фельетона, — Влас Дорошевич работал с Гиляровским в газете «Русское слово» и восхищался опытным коллегой:

f«Соблазнительно написать биографию Гиляя! Бурлак, казак, рабочий, актёр, спортсмен, репортер, поэт. Какие краски!»

Неудивительно, что художественный рассказ о жизни «летучего репортёра» разместился на трёх этажах музея Русского импрессионизма. Его «скитаниям» кураторы посвятили второй этаж выставки. Отсюда стоит начать знакомство с Гиляровским. Путешествуя по городам — Ярославлю, Рыбинску, Казани, Астрахани, — и в итоге став суперзвездой московского общества, он везде заводил знакомства и для каждого был «своим человеком».

-6
-7

Близкий друг нашего героя, писатель Николай Телешов отмечал его живое обаяние, которое притягивало всех:

«Одновременно дружил Гиляй и с художниками, знаменитыми и начинающими, с писателями и актёрами, с пожарными и с беговыми наездниками, с жокеями и с клоунами из цирка, с европейскими знаменитостями и с пропойцами Хитрова рынка — "бывшими людьми". У него не было просто "знакомых", у него были только «приятели». Всегда и со всеми он был на "ты"».
-8
Абрам Архипов. По этапам. 1890. Государственный музей-заповедник В. Д. Поленова
Абрам Архипов. По этапам. 1890. Государственный музей-заповедник В. Д. Поленова
Владимир Маковский. В трактире. 1887. Собрание Коллекцiонер Клуба, Москва
Владимир Маковский. В трактире. 1887. Собрание Коллекцiонер Клуба, Москва

Гиляровский сумел стать своим в светских гостиных, редакциях газет и закопчённых ночлежках; был другом Шаляпина и Чехова; ценил общение с мастерами живописи — Саврасовым, Васнецовым, Кориным.

Алексей Корин. Бурлаки. 1897. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
Алексей Корин. Бурлаки. 1897. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
Алексей Корин. Бурлаки. 1897. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»
Алексей Корин. Бурлаки. 1897. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»

Красочно описал Гиляровского Антон Павлович Чехов, с которым они познакомились в редакции журнала «Будильник»:

«Не человек, курьерский поезд. Остановка пять минут. Буфет».

А Мария Павловна Чехова, сестра Антона Павловича, отмечала недюжинную мощь писателя:

«Гиляровский обладал огромной физической силой: мог ломать лошадиные подковы, гнуть железные бруски, подымать большие тяжести. Страшно шумный, без умолку говорящий, все время в действии – он своим приездом будоражил всю усадьбу».

На выставке по соседству с Шаляпиным представлен и портрет Чехова наряду с другими представителями артистической среды того времени.

Сам герой выставки, Владимир Гиляровский, сверкнёт глазами из-под курчавых бровей и с не менее курчавой папахой на голове с картины Сергея Малютина, которой восхищался сам Репин. Внушительный портрет впервые привезли в Москву из Астраханской государственной картинной галереи им. П. М. Догадина, и он, как магнит, притягивает гостей экспозиции.

Сергей Малютин. Портрет Владимира Гиляровского. 1915. Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина
Сергей Малютин. Портрет Владимира Гиляровского. 1915. Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина

Рассказ о Гиляровском продолжит его любимая Москва, воспетая в репортажах и книге «Москва и москвичи», к ней в гости надо будет спуститься на цокольный этаж музея.

Столица бурно менялась на стыке XIX-первой трети XX века. Вместе с внимательным взглядом Гиляровского, подмечающего быт и нравы москвичей, гости выставки заметят, как на смену купцам приходят уставшие рабочие; как город проживает бум технического прогресса и как кипит жизнь на площадях, в трактирах и на вечерних улицах, залитых электрическим светом.

Константин Коровин. На бульваре. 1902. Государственная Третьяковская галерея
Константин Коровин. На бульваре. 1902. Государственная Третьяковская галерея
Николай Касаткин. Трамвай пришёл. 1894. Ивановский областной художественный музей
Николай Касаткин. Трамвай пришёл. 1894. Ивановский областной художественный музей

Однажды поселившись в Москве, Гиляровский стал неотделим от столицы. Писатель Александр Куприн в одном из писем товарищу отмечал:

«Ах, дорогой дядя Гиляй, крестный мой отец в литературе и атлетике, скорее я воображу себе Москву без царя-колокола и царя-пушки, чем без тебя! Ты – пуп Москвы!»

Выставка объединила 234 работы, среди которых есть картины Валентина Серова, Иллариона Прянишникова, Константина Юона, авангардистов Ильи Машкова, Василия Кандинского, Ольги Розановой и самая милая сердцу «дяди Гиляя» — «Переселенка» Сергея Иванова.

Сергей Иванов. Переселенка. 1886. Государственный музей-заповедник В. Д. Поленова
Сергей Иванов. Переселенка. 1886. Государственный музей-заповедник В. Д. Поленова

Сергей Иванов. Переселенка. 1886. Государственный музей-заповедник В. Д. Поленова
Сергей Иванов. Переселенка. 1886. Государственный музей-заповедник В. Д. Поленова

Василий Кандинский. Зимний день. Смоленский бульвар. Около 1916. Государственная Третьяковская галерея. Дар Г. Д. Костаки, 1977
Василий Кандинский. Зимний день. Смоленский бульвар. Около 1916. Государственная Третьяковская галерея. Дар Г. Д. Костаки, 1977

3 этаж захватил прогресс. В спецпроекте «Пространство технологий» при участии Политехнического музея собрали «чудеса», как называл их Гиляровский, — достижения науки и техники того времени. Сам репортёр любил заглядывать в музей:

«Вчера в Политехническом открылась выставка электричества. Публика глазеет на "чудеса" — телефоны, фонографы, лампы накаливания. Дети тычут пальцами в диковинные машины, купцы крестятся, а инженеры снисходительно улыбаются».

Гости выставки увидят портативные фотоаппараты Кодак — с такими Гиляровский исследовал Москву; полюбуются на телефон Белла и граммофон с мембраной от завода «Электроприбор»; мысленно прокатятся на изогнутых велосипедах и удивятся, как журналисты и писатели не уставали, исписывая блокноты писчими перьями — без шариковых ручек и клавиатуры.

-19
-20

Здесь же прогресс вековой давности встретится с умными устройствами нашего времени — в рамках пространства, которое Музей русского импрессионизма придумал в соавторстве с Яндексом. Гостей экспозиции ждут увлекательные лекции и дискуссии с художниками, искусствоведами и экспертами в области технологий в цикле «Время. Люди. Технологии»; и сюрпризы от нейросети Алисы, которая поможет объединить прошлое и будущее. В просветительскую программу выставки также входят творческие мастер-классы для взрослых; комикс-экскурсии для детей и подростков.

-21
-22
-23

До конца дней Владимир Гиляровский оставался для москвичей своим. Владислав Ходасевич, поэт Серебряного века, писал о «дяде Гиляе» уже в возрасте:

«Нюхая табак и всех хлопая по плечу, всем говоря «ты», походкой Тараса Бульбы, лысый и сивоусый, прохаживался милый старик Гиляровский, стараясь придать свирепое выражение добрейшему своему лицу».

Выставка «Свой человек. Владимир Гиляровский» ждёт гостей, друзей и поклонников «Дяди Гиляя» до 25 января 2026 года.

-24