Найти в Дзене
Прочитал_Нарисовал

35 лет — АСТ: самые читаемые писатели России, тренды и запреты

Сколько книг можно напечатать за 35 лет? Каких писателей чаще всего читают в России и что не так с Карлсоном? Полтора миллиарда книг — именно столько выпустило издательство АСТ за 35 лет. Среди них — хиты Сергея Лукьяненко и Джорджа Мартина, полузабытая классика и популярный нон-фикшн. Почему 35 лет? Именно столько издательству исполнилось в этом году. Вчера в ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная этой дате, я ее послушала и делюсь интересными фактами. Издательство АСТ появилось в 1990 году. По словам президента издательской группы Эксмо-АСТ Олега Новикова, это был переходный период: советские издательства рушились, был большой читательский голод. Главная проблема в те годы — просто напечатать книгу, достать бумагу и договориться с типографиями. Первое время издательство располагалось в нескольких комнатах библиотеки. Почти сразу выпустили восьмитомное издание «Анжелики» Анн Голон, и книги разлетелись мгновенно. Затем пошли новеллизации телевизионного «мыла»: «Богатые тоже плачут»
Оглавление

Сколько книг можно напечатать за 35 лет? Каких писателей чаще всего читают в России и что не так с Карлсоном?

Фото автора.
Фото автора.

Полтора миллиарда книг — именно столько выпустило издательство АСТ за 35 лет. Среди них — хиты Сергея Лукьяненко и Джорджа Мартина, полузабытая классика и популярный нон-фикшн.

Почему 35 лет? Именно столько издательству исполнилось в этом году. Вчера в ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная этой дате, я ее послушала и делюсь интересными фактами.

Первые тиражи и угрозы

Издательство АСТ появилось в 1990 году. По словам президента издательской группы Эксмо-АСТ Олега Новикова, это был переходный период: советские издательства рушились, был большой читательский голод. Главная проблема в те годы — просто напечатать книгу, достать бумагу и договориться с типографиями.

Первое время издательство располагалось в нескольких комнатах библиотеки. Почти сразу выпустили восьмитомное издание «Анжелики» Анн Голон, и книги разлетелись мгновенно. Затем пошли новеллизации телевизионного «мыла»: «Богатые тоже плачут», «Просто Мария», «Моя вторая мама». Параллельно восполняли пробелы: выпускали книги Ильфа и Петрова, братьев Стругацких, подзабытую классику.

Фото автора.
Фото автора.
«Время шло, читатель стал разборчивее. Хотел читать не только то, что было ему известно со школьной скамьи. Не то, что раньше можно было купить только через подписку или сдав макулатуру», — сказал Новиков.

К концу 1990-х в издательстве стали работать с современными российскими авторами и покупать права на зарубежные хиты. Поначалу было сложно: читатели жаловались на качество переводов и изданий. «Хотелось издавать побольше и цены держать доступными», — отметил Новиков.

А затем случился еще один переходный период — развитие интернета, появление электронных книг и пиратства. В те годы на знаменитой московской «Горбушке» можно было купить диски с целыми библиотеками.

«Угроза пиратства нависла над книжным рынком. Многие авторы приходили с вопросом, стоит ли дальше писать, если все это завтра будет пиратироваться. Барьер удалось преодолеть. Проблема полностью не решена, но глобальной угрозой уже не является», — сказал Новиков.

Он добавил, что электронная книга сейчас не заменяет, а дополняет бумажную — как и аудиоверсии. А следующий переходный период идет прямо сейчас: он начался с появлением ИИ и маркетплейсов.

Самые популярные писатели за 35 лет

Немного цифр: за эти годы издательство выпустило 400 тысяч наименований книг общим тиражом 1,5 млрд экземпляров. Абсолютный лидер всех лет — русская классика.

Самые востребованные авторы за 35 лет — Федор Достоевский (21 млн экземпляров), Михаил Булгаков (14 млн экземпляров) и Александр Пушкин (12 млн экземпляров).

А вот самой популярной серией можно назвать «Эксклюзивную классику», ее общий тираж — 70 миллионов экземпляров, это почти 2 тысячи наименований, от Эпоса о Гильгамеше до «Мирового порядка» Генри Киссинджера.

Самые высокие тиражи из художественной литературы у Стивена Кинга, Екатерины Вильмонт и Ремарка. В прикладной литературе — у Юлии Гиппенрейтер, Эдварда Радзинского и Анатолия Некрасова. А в детской — Ольги Узоровой и Елены Нефедовой, Эдуарда Успенского и Владимира Сутеева.

Тренды и запреты

За 35 лет изменилось как издательство, так и читательские предпочтения. В конце 1990-х начался ренессанс российской фантастики. В те годы это был преимущественно мужской жанр. Одна из первых «ласточек» — «Ночной дозор» Сергея Лукьяненко.

«Книга вышла без особого грохота и блеска, но творчество Константина Эрнста и Первого канала позволили поднять ее на небывалую высоту. К выходу "Дневного дозора" мы напечатали 800 тысяч экземпляров книги — печатали в нескольких типографиях, чтобы успеть», — рассказал заведующий редакцией «Неоклассика» АСТ Николай Науменко.

Такая же судьба ждала Песнь льда и огня Джорджа Мартина.

А вот сегодня 90 процентов аудитории фантастического жанра — женщины. Исключение — книги про попаданцев, их по-прежнему читают преимущественно мужчины.

Второе рождение сейчас переживают и «Сумерки», и многие подзабытые одно время писатели, среди которых Вера Панова, И. Грекова и Константин Паустовский.

Источник: Susan Q Yin / Unsplash
Источник: Susan Q Yin / Unsplash

Если одни возвращаются, то другие — уходят. От сотрудничества с АСТ отказались некоторые зарубежные писатели, например, Джоан Роулинг и Дэн Браун. Но не только.

«Карлсон в России популярнее, чем в Швеции или в любой стране мира. Когда шведские агенты, наследники отказались продлевать договора на издание этих детских книг, по-моему это за рамками общечеловеческой культуры», — сказал Олег Новиков.

Он добавил, что большинство писателей все же продолжают сотрудничество. Так, недавно одновременно с миром в России вышла новая книга про Ведьмака Анджея Сапковского.

Но главная проблема издательства сегодня — не отказ зарубежных авторов от сотрудничества и не появление ИИ. Все упирается в демографию.

«В этом году в школу пошло 10,5 млн детей, в первый класс — всего 700 тысяч. Мы в демографической яме. Количество новых читателей снижается. Наша задача — сделать из детишек читателей любыми способами», — подытожил Николай Науменко.

Какая ваша любимая серия у издательства? Может быть, помните, какие первые его книги купили? Есть ли у вас та самая "Анжелика"?