Найти в Дзене
Cocked and Locked

Из Венгрии - товарищу Команданте: питолеты-пулеметы Cristóbal

История любит повороты, мало совместимые с географией. К примеру, что общего у Венгрии и Доминиканской республики, и при чем тут в итоге окажется Че Гевара? Однако начать историю придется именно с Венгрии, причем еще довоенной. В тридцатые годы был доведен до состояния "работает в металле" пистолет-пулемет авторства бывшего артиллерийского капитана Пала Кирая, которого в русскоязычной литературе (да и тем более в Интернете) обычно называют ошибочно "Кирали" из-за очень специфической транскрипции венгерского языка. Впрочем, в своем полученном в США патенте он вовсе числится как "Paul de Kiraly". В 1939 году пистолет-пулемет Кирая с его очень уж характерным полусвободным затвором на рычажном замедлении принимается на вооружение как Géppisztoly 39M. Впрочем, в силу того, что никто, кроме венгров, не может прочитать это слово с первого раза правильно, прижилось обозначение по фирме-производителю - Danuvia 39M. Оружие использовало достаточно специфический патрон - 9х25 мм (9mm Mauser Export

История любит повороты, мало совместимые с географией. К примеру, что общего у Венгрии и Доминиканской республики, и при чем тут в итоге окажется Че Гевара?

Однако начать историю придется именно с Венгрии, причем еще довоенной. В тридцатые годы был доведен до состояния "работает в металле" пистолет-пулемет авторства бывшего артиллерийского капитана Пала Кирая, которого в русскоязычной литературе (да и тем более в Интернете) обычно называют ошибочно "Кирали" из-за очень специфической транскрипции венгерского языка. Впрочем, в своем полученном в США патенте он вовсе числится как "Paul de Kiraly".

Патентная заявка подана уже из Доминиканы, кстати
Патентная заявка подана уже из Доминиканы, кстати

В 1939 году пистолет-пулемет Кирая с его очень уж характерным полусвободным затвором на рычажном замедлении принимается на вооружение как Géppisztoly 39M. Впрочем, в силу того, что никто, кроме венгров, не может прочитать это слово с первого раза правильно, прижилось обозначение по фирме-производителю - Danuvia 39M.

-3

Оружие использовало достаточно специфический патрон - 9х25 мм (9mm Mauser Export), разработанный "Маузером" для экспортных версий своего C96. По сути это тот же 7,63х25 мм, но без формовки на гильзе дульца с плечиками.

-4

Конструктивно на фоне прочих пистолетов-пулеметов 39М особым ничем не выделялся, кроме затвора - точно так же стрелял с заднего шептала, разбивая капсюль досланного патрона в конце наката затвора. Просто масса затвора была разделена на две части, из которых заднюю рычаг пытался разогнать быстрее движения передней. А, по элементарному закону физики, усилие при этом прикладывать было необходимо большее, чем для разгона той же массы обычного свободного затвора.

(Осторожно, при попытке прочтения подписей можно ненароком вызвать дьявола)
(Осторожно, при попытке прочтения подписей можно ненароком вызвать дьявола)

Внешнее же сходство с SIG MKMS объясняется проще некуда - Кирай не просто работал в Швейцарии в свое время (1921-1924), но и конкретно над прообразами MKMS в том числе. Основной же его работой совместно с Готтхардом Эндом стал пулемет КЕ7.

-6

На MKMS использовался именно полусвободный затвор Энда - здесь в качестве ускорителя использовались скосы запирающего клина, а не рычаг.

-7

Система в расчете и изготовлении оказалась чрезмерно сложной - собственно, свой рычажный механизм Кирай и сделал, пытаясь упростить конструкцию Энда. А вот складывающийся вперед магазин, под который в ложе был сделан ответный вырез, у 39М - прямое наследие SIG.

За время выпуска пистолет-пулемет неоднократно модернизировался. Так, в 1941 году была затребована десантная модификация со складным прикладом (39А):

-8

Всего их было сделано 276 штук, до наших дней, судя по всему, они не дошли вовсе.

-9

Уже в 1942 году потребности армии превысили возможности завода. Наращивая темпы выпуска, здесь сознательно пошли на нарушения технологии - например, губки магазинов перестали термообрабатываться (что было заложено в конструкцию изначально), из-за чего быстро снашивались и деформировались. Запрос армии был шестизначным - а завод даже ценой излишней экономии вышел только на 4000 штук в месяц, то есть конкретный заказ отрабатывал бы более 3 лет.

Уже к концу 1942 года Кирай переработал свою конструкцию, которая на следующий год была принята на вооружение как 43М.

-10

В отличие от изначального образца, здесь появились пистолетная рукоятка и складной металлический приклад, ствол укоротили с 500 до 425 мм. Однако по факту "косметикой" не обошлось - механизм практически полностью переделали. Настолько, что большинство деталей, да и сами магазины, были невзаимозаменяемыми с 39М. Вот эта модель уже была вполне пригодна для массового выпуска, наклон магазина улучшил надежность подачи патронов, производство стало дешевле.

В 1944 году конструкция пистолета-пулемета была еще больше удешевлена, а также переделана под патрон 9х19, так появилась модель 44М. На этот момент режим Хорти уже пал, и было установлено прогерманское марионеточное правительство Салаши, так что немцы начали "выгребать" производимое оружие под себя, затребовав переделку под свой патрон.

-11

После войны, в которой Венгрия не только проиграла, но и по Парижскому мирному договору 1947 года была лишена всех территориальных приобретений (юг Словакии, украинское Закарпатье), Кирай остался без работы и денег. В том же 1947 году он уехал в Швейцарию, надеясь вновь получить там работу, однако получил неожиданное приглашение от своего бывшего коллеги Шандора Коваша (часто вслед за англоязычными источниками называемого "Александром") в Доминиканскую республику, где на то время правил классический "банановый диктатор" Трухильо, сам себя назначивший генералиссимусом и выбранный президентом из списка ровно в одного кандидата, сиречь себя самого.

Здесь Кирай получал не просто должность "кого-то на заводе", а фактически вставал у руля создания первого в республике собственного оружейного завода. Построили его, естественно, в городе Сан-Кристобаль, на родине господина диктаторапрезидента.

-12

Причем здесь развернули не только полноцикловое производство оружия, но и линии по выпуску патронов.

-13

Первый образец местного производства - Pistola Ametralladora Cristóbal Modelo 1 - был не чем иным, как переделанным 44М. Здесь уже появился отсутствовавший ранее приклад, а патрон по настоянию заказчика был заменен на американский .30 Carbine.

-14
Из статьи в New York Times
Из статьи в New York Times

Выпускали его, однако, недолго - завод запустили в 1949 году, а в 1950 уже вышла следующая модель, Pistola Ametralladora Cristóbal Modelo 2. Она же и стала самой массовой, производясь до 1961 года. Вместе с "Моделью 1" было выпущено 200000 штук, из-за сквозной нумерации разделить их проблематично.

-16

Новый пистолет-пулемет получил два спусковых крючка - один для одиночного огня, второй - для автоматического. Конструкция была адаптирована к низкоквалифицированному производству и не менее низкоквалифицированным пользователям - например, для неполной разборки достаточно было извлечь рукоять затвора, затем повернуть и снять пробку с торца трубчатой ствольной коробки.

-17

От складывания магазина отказались для упрощения. Рычажок предохранителя разместили слева от ствольной коробки.

-18

Основным заказчиком завода была, конечно же, доминиканская армия. Однако энное количество пистолетов-пулеметов было продано на Кубу, еще до революции. Вообще-то оружие предназначалось силам тогдашнего кубинского президента Сокарраса, свергнутого Батистой в ходе переворота 1952 года, но "вышло как всегда" (что, кстати, не помешало Трухильо затем поддерживать уже Батисту - тот и скрылся в итоге в Доминикане, причем бежав прямо с новогоднего банкета).

Оружие успешно прибрали к рукам революционеры - причем именно "Модель 2" в это время использовал как личное оружие команданте Че. Впрочем, в дальнейшем он сменил доминиканский пистолет-пулемет на американский M2 Carbine, а в биографических фильмах в силу дефицитности "Кристобалей" фигурирует исключительно с М2 вовсе. Тем не менее, в Гаванском музее революции выставлен именно "Кристобаль" Гевары.

-20

Вообще, во время революции на Кубе "Кристобали" использовались достаточно активно, судя по сохранившимся фото.

-21

Пистолет-пулемет вышел далеким от идеала, если честно - помимо низкой культуры производства, нужно отметить и склонность к быстрому перегреву ствола из-за отсутствия у него вентиляции под накладкой цевья.

В 1961 году уже немолодой (умер он в 1965 году в возрасте 85 лет) Кирай разработал Modelo 3 - газоотводный автомат под патрон 7,62х51 в качестве конкурента FN FAL.

-22

Для испытаний была сделана партия около 1000 штук, однако дело закончилось пшиком: 30 мая 1961 года Трухильо расстреляли заговорщики, а в начавшейся чехарде уже было не до того. К тому же в том же 1965 году началась американская интервенция ("Операция Power Pack"), итогом которой стало установление очередного "демократического" (читай - полностью зависимого от США) режима. Так что уже на следующий год производство остановили, затем завод Armeria San Cristóbal был полностью закрыт.

Кстати, хороший пример того, что не всему в музеях можно верить - в музее 82-й воздушно-десантной дивизии в Форте Брэгг пистолет-пулемет назван "потомком Beretta M39/44", у которой, вообще-то, был обычный свободный затвор... и да, это была М38/44, а не 39/44.
Кстати, хороший пример того, что не всему в музеях можно верить - в музее 82-й воздушно-десантной дивизии в Форте Брэгг пистолет-пулемет назван "потомком Beretta M39/44", у которой, вообще-то, был обычный свободный затвор... и да, это была М38/44, а не 39/44.

Хобби
3,2 млн интересуются