Найти в Дзене
Это не загуглишь. Яна Сорока

Злые мачехи и колдуньи: как сказки раскрывают тайны человеческой души

Возможно, вы уже слышали мнение, что сказка — это не просто волшебная история, это глубинный смысл, спрятанный в образах и сюжетах, который помогает разобраться в человеческой психике. Другими словами, сказка — портрет человеческой души. Согласно учению Карла Юнга, сознание в образе главного героя сталкивается с подсознанием, воплощенным в сюжете, чтобы получить скрытые знания — прийти к тому самому концу, где все жили долго и счастливо. Но почему в сказках мы встречаем не столько любящих матерей, сколько злых мачех и колдуний? Сказки отражают не внешнюю, а внутреннюю реальность, поэтому материнские персонажи кардинально отличаются от настоящих женщин. Среди них могут быть и ужасающие ведьмы с красными глазами и длинными носами, которые желают затолкать кого-либо в печь, или, наоборот, феи неземной красоты. Образы матери содержат не только светлую, но и тёмную стороны, они олицетворяют созидание и разрушение — две грани одного процесса. При этом образ любящей матери, как правило, отход
Оглавление

Возможно, вы уже слышали мнение, что сказка — это не просто волшебная история, это глубинный смысл, спрятанный в образах и сюжетах, который помогает разобраться в человеческой психике. Другими словами, сказка — портрет человеческой души. Согласно учению Карла Юнга, сознание в образе главного героя сталкивается с подсознанием, воплощенным в сюжете, чтобы получить скрытые знания — прийти к тому самому концу, где все жили долго и счастливо. Но почему в сказках мы встречаем не столько любящих матерей, сколько злых мачех и колдуний?

Две стороны образа матери

Сказки отражают не внешнюю, а внутреннюю реальность, поэтому материнские персонажи кардинально отличаются от настоящих женщин. Среди них могут быть и ужасающие ведьмы с красными глазами и длинными носами, которые желают затолкать кого-либо в печь, или, наоборот, феи неземной красоты. Образы матери содержат не только светлую, но и тёмную стороны, они олицетворяют созидание и разрушение — две грани одного процесса. При этом образ любящей матери, как правило, отходит на второй план. Например, мать благословляет героя в начале сказки и больше не появляется.

Злая королева вопрошает волшебное зеркало. Иллюстрация Франца Ютнера
Злая королева вопрошает волшебное зеркало. Иллюстрация Франца Ютнера

Злая мачеха и Белоснежка

Образы ужасной матери — злой мачехи или колдуньи — наоборот, представлены ярко, потому что символизируют испытания, которые приведут героя (или героиню) к трансформации. Ревнивая королева принесла Белоснежке не только смерть, но и возрождение. Помните, высокомерная мачеха не смогла смириться с тем, что падчерица превзошла её по красоте, приказала убить Белоснежку и, узнав, что та спаслась, решила лишить её жизни.

Сначала тщеславная королева представилась торговкой и, продавая тесьму падчерице, пыталась её задушить. Перекрывая воздух, она символически отбирала у Белоснежки доступ к духовной сфере, но вовремя вмешались гномы. Затем гордая королева хотела погубить юную красавицу ядовитым гребнем. Волосы, которые им расчесывают, олицетворяют бессознательные мысли и фантазии, причиняющие вред. Наконец, мачеха дала падчерице отравленное яблоко — символ осознания, как в библейской истории про Адама и Еву.

Мачеха под видом торговки
Мачеха под видом торговки

И если бы не козни королевы, Белоснежка никогда бы не встретила прекрасного принца. Получается, злая мачеха — это сила, которая желает нанести вред, но в итоге делает добро. Конфликт между королевой и Белоснежкой — это столкновение двух установок в психике женщины. Ревность в образе гордой королевы пытается уничтожить любовь. И только осознав собственный эгоизм, женщина преодолевает внутренние противоречия, что приводит к её развитию.

Колдунья и Рапунцель

Такой же смысл заложен в сказке про прелестную Рапунцель с длинными золотистыми волосами. Колдунья, заточив девушку в башне, воплощает пагубные силы бессознательного, которые часто толкают человека к изоляции, как бы защищая от внутренного роста. И счастливый конец сказки говорит о том, что эта оторванность от мира была необходима. Именно в башне Рапунцель, страдая от одиночества, познакомилась с принцем. В других обстоятельствах крестьянская дочь никогда бы не стала королевой.

Если вам интересно расшифровать и другие символы, заложенные в сказках, то я рекомендую прочитать книгу Сибилл Биркхойзер-Оэри «Мать. Архетипический образ в волшебных сказках», на которую я опиралась при подготовке этой статьи.