Акустика BLAM 165 RS (которая ещё без LE) за время своего существования стала одним из хитов бренда, причём вполне заслуженно. Она хорошо подходит для апгрейда штатного аудио, проста в установке, предсказуема в настройке, хорошо играет – а что ещё нужно от акустики в не самом высоком ценовом диапазоне? Да и, буду откровенен, когда эта модель только появилась на рынке 9 лет назад, у меня в машине какое-то время тоже жили мидбасовые динамики из этого комплекта.
Сейчас прежняя модель заслужено «ушла на пенсию» (как, кстати, и её «соседи» по серии Relax – модели 165 R2S и 165 RX), и вместо них на рынок вышла BLAM 165 RS LE. Кстати, а почему именно LE? Тут есть одна история.
На самом деле, зная популярность прежней модели на российском рынке, Ги Бонневилль (если кто не в курсе, сам создатель бренда BLAM и настоящая легенда Car Audio) предложил нашему дистрибьютору новинку действительно как лимитированную – для продаж только на нашем рынке как продолжение вполне успешного хита. Однако она получилась настолько удачной, что немногим позже вошла в глобальный каталог бренда. Ну а Limited Edition в названии Ги так и решил оставить.
В общем, пока всё говорит о том, что BLAM 165 RS LE имеет всё, чтобы повторить успех предшественников в серии Relax. Забегая вперёд, выскажу мнение, что текущая модель во многих моментах получилась даже удачней.
Цена 2-полосного комплекта осталась примерно на том же уровне, что и у предшественников (разумеется, с учётом общих изменений на рынке). На момент теста она составляет 22990 рублей. Мидбасовые динамики и твитеры можно приобрести отдельно. Первые (модельный индекс BLAM W165R2 LE) – 15990 рублей за пару, вторые (BLAM R2T20) – 7990 рублей.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Итак, первое видимое отличие новых LE – колпачки вместо фазовырванивающих «пуль» в центре диффузора. Выглядят как невысокие конусы, но на деле они закреплены не на керне, а на диффузоре. Порой такая «мелочь» заметно влияет на распределение механических напряжений в конусной части диффузора и может менять поведение динамика. На измерениях посмотрим.
Корзины динамиков – пластиковые, уже известные по некоторым другим моделям BLAM (да хотя бы по тем же 165 R2S).
Диффузоры – прессованная целлюлоза с жёстким шероховатым покрытием лицевой стороны. За счёт криволинейной образующей конусной части имеют неплохую конструктивную жёсткость – это чувствуется даже при попытках просто деформировать диффузор пальцами.
Осевого канала в магнитной системе нет, декомпрессия мотора – через отверстия под фланцем центрирующей шайбы. Один из плюсов такого решения – лучшая «продуваемость» звуковой катушки и, как следствие, лучшая термостабильность динамика. Моторы построены на 1-дюймовых катушках.
Твитеры в модели 165 RS LE новые, их модельный индекс – BLAM RT20 D (напомню, комплект для отдельной продажи именуется чуть иначе – BLAM R2T20). Внешне выглядят вполне привычно и, можно даже сказать, стандартно – шёлковые, с 20-миллиметровыми куполами относительно невысокого профиля. Сетки – несъёмные.
Твитеры очень компактные, так что установка в штатные места проблем не вызовет. Внешний диаметр фланца – всего 38 мм, а самого тела твитера – и вовсе меньше 34 мм. Но если что, в комплекте есть довольно изящные корпуса для внешней установки.
Кроссоверы свелись к фильтрам для твитеров. В принципе, как дальше увидите при измерениях, сложных кроссоверов тут действительно не нужно: НЧ/СЧ динамики имеют ровненькую АЧХ с естественным спадом на верхнем краю диапазона безо всяких артефактов и подрезки сверху не требуют.
Несмотря на компактность, в фильтрах всё же предусмотрены два варианта подключения твитеров – «0 дБ» и «-3 дБ».
Внутри, кстати, фильтры версии LE полностью повторяют фильтры прежних 165 RS – первый порядок и те же номиналы элементов.
Измерение электромеханических параметров
У динамиков не слишком тяжёлые подвижные системы, и хоть центральный колпачок чуть добавил веса относительно прежних моделей, параметр Mms в 13 грамм – это по нынешним меркам совсем немного. Подвесы не такие мягкие, как иногда делают: параметр Vas меньше десятка литров. В этом есть плюс – динамик менее чувствителен к объёму, в котором он работает, и более предсказуем при установке в разные двери.
И попутно замечу, что достаточно сильные моторы (параметр BL немалый для такого значения Re) позволили получить достойную чувствительность. Пока всё обещает хорошую работу с усилителями невысокой мощности – это плюс для простого апгрейда штаток или работы с процессорными усилителями начально-среднего ценового сегмента.
Измеренные параметры BLAM 165RS LE:
- Fs (собственная резонансная частота) – 71 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 9 л
- Qms (механическая добротность) – 6,73
- Qes (электрическая добротность) – 0,77
- Qts (полная добротность) – 0,68
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,1 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 2,0 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,1 дБ
Анализ работы НЧ/СЧ динамиков
Первым делом оценил АЧХ. Никакого «звона» на верхнем краю рабочего диапазона – плавный спад, который действительно снимает необходимость в использовании сложных кроссоверов. Лёгкие локальные резонансы в подвижной системе (их немного видно и на импедансной кривой, и чуть нагляднее – на фазовой характеристике излучения) к сильной болтанке АЧХ в рабочем диапазоне не приводят. В общем, пока всё выглядит хорошо.
На нижнем краю рабочего диапазона – ожидаемый и закономерный рост гармонических искажений. Но КГИ достигает отметки в 3% только к 50 Гц, так что проблем стыковки с сабом не обещается.
Анализ работы твитеров
АЧХ по оси с лёгким наклоном, но уже под небольшим углом – горизонтальна, причём тянется за отметку 20 кГц без спада отдачи. Для автомобильного использования – самое то, что надо.
Внизу рабочего диапазона рост искажений плавный, так что если задумаете поканалку, свободы в настройке ФВЧ ничуть не меньше, чем у доброй половины более крупных 25-миллиметровых твитеров.
Включение через кроссовер
Если учесть, что твитеры в автомобиле видны под углами, да и их собственные угловые АЧХ как-то посимпатичней выглядят, снял характеристики твитеров при включении через кроссовер тоже не только по оси. Так наглядней видно, почему высокочастотники нет необходимости ориентировать совсем уж «в лоб».
Проба в деле. Какого ожидать звучания и как «готовить» акустику?
Обычное включение через пассивный кроссовер. Первое впечатление – это сбалансированность звучания. Очень ровная передача средних частот, наполненный мидбасовый диапазон – ни разу не «пересушенный», но и без раздувания и излишней вязкости. Приятная подача на большинстве музыкальных жанров. Стыковка с сабвуфером проблем не вызовет – можно подобрать практически любой саб, ориентированный на сегмент SQ.
Что касается ВЧ, то про них – отдельный разговор. В звучании акустики нет избыточной яркости или звонкости, твитеры не лезут высверливать уши. Но в то же время звук наверху не «притемнённый», воспринимается легко. Я бы сказал, всего в меру, чтобы комфортно слушать музыку, не отвлекаясь на какие-то особенности. Тем более, в жизни мы слушаем акустику не где-то на стенде на расстоянии нескольких метров, а в автомобиле – в ближнем поле, когда твитеры расположены буквально на расстоянии вытянутой руки.
Обратил на это внимание, поскольку в последнее время многие производители стремятся задрать ВЧ по уровню. Это на самом деле тоже объяснимо – во многих случаях твитерам предстоит работать где-нибудь в глубоких и непонятно как развёрнутых штатных местах, так что порой это действительно необходимость. Но, опять же, далеко не всегда.
При таком раскладе в случае с 165 RS LE упрятывать твитеры в такие вот совсем уж глубокие штатные места я бы не стал. Даже при подключении к клеммам кроссовера «0 дБ» такая установка может «придушить» верха. А вот если штатные места относительно открыты, и твитеры хотя бы видны, – может получиться хорошо.
Использование пассивного кроссовера при поканальном подключении. Немного необычно и неожиданно, но я бы советовал взять на заметку этот вариант – результат обещает получиться интересным и... более универсальным что ли.
Самое очевидное преимущество – возможность гибко регулировать уровень ВЧ относительно НЧ/СЧ. В этом случае можно ставить твитеры уже в какие угодно, даже самые «неудобные» штатные места, не опасаясь, что они окажутся «задушенными».
А вообще, поканальный способ подключения можно использовать даже в том случае, если у вас в системе есть процессор (встроенный в усилитель или ГУ – неважно). Он снимает необходимость в ручной настройке стыка полос, в 165 RS LE пассивный кроссовер сам стыкует полосы вполне корректно. Всё, что возлагается на процессор – это, по сути, лишь регулировка задержек.
По итогу вы получаете полноценную поканалку с нормальным стыком полос, но при этом процессор оказывается ненагруженным лишними обработками. Короче, вариант многообещающий.
Коротко по делу. Для каких задач выбирать?
Очень достойное развитие бестселлеров серии Relax – акустика, которая нацелена на несложные и «быстрые» инсталляции. Технически в ней всё сделано с целью получить ощутимый результат при минимальных заморочках с установкой.
Модель оптимальна как для простого апгрейда штаток, так и для чуть более продвинутого – с добавлением в систему, например, процессорного усилителя.
Очень интересных результатов можно добиться при использовании с процессорными ГУ в поканальном подключении. Причём, твитеры можно даже подключить через пассивные фильтры из комплекта, сняв таким образом вычислительную нагрузку с процессора и оставив за ним только лишь регулировку задержек.
Плюсы:
- Хорошо показывает себя в несложных и «быстрых» инсталляциях
- Жанровая универсальность, сбалансированность звучания
- Хороший звуковой потенциал при поканальном подключении
Минусы:
- В простом подключении может не зайти любителям яркого звучания