Найти в Дзене
Мультмейкеры

Как писать сценарии для анимации: большой разбор для начинающих и практикующих авторов

Как ни странно, сценарии для анимации до сих пор часто воспринимают более… расслабленно. Ведь «дети непритязательные», для них «можно попроще», «главное, чтобы было смешно». Но на самом деле в анимации всё наоборот. Если игровое кино рождается на монтажном столе — с возможностью дублей, подсъёмов и творческого поиска, — то в анимации такой роскоши нет. Мультфильм создаётся уже на этапе раскадровки, которая, в свою очередь, строится на крепком, детально прописанном сценарии. Именно поэтому статья ScreenCraft “The Simple Guide to Writing Animated Screenplays” попала мне прямо всердце. Я решила адаптировать её основные принципы, чтобы они были понятны и полезны тем, кто работает (или хочет работать) с анимацией у нас. Ниже предлагаю разбор ключевых идей, с моими комментариями и дополнениями. Авторы ScreenCraft предлагают начать с вопроса: «Почему эта история должна быть анимацией?». Если ответ «потому что так дешевле» или «анимация же для детей» — история обречена. Анимация — это возможно
Оглавление

Как ни странно, сценарии для анимации до сих пор часто воспринимают более… расслабленно. Ведь «дети непритязательные», для них «можно попроще», «главное, чтобы было смешно».

Но на самом деле в анимации всё наоборот.

Если игровое кино рождается на монтажном столе — с возможностью дублей, подсъёмов и творческого поиска, — то в анимации такой роскоши нет. Мультфильм создаётся уже на этапе раскадровки, которая, в свою очередь, строится на крепком, детально прописанном сценарии.

Именно поэтому статья ScreenCraft “The Simple Guide to Writing Animated Screenplays” попала мне прямо всердце. Я решила адаптировать её основные принципы, чтобы они были понятны и полезны тем, кто работает (или хочет работать) с анимацией у нас.

Ниже предлагаю разбор ключевых идей, с моими комментариями и дополнениями.

Анимация — самостоятельный язык, а не поджанр кино

Авторы ScreenCraft предлагают начать с вопроса: «Почему эта история должна быть анимацией?».

Если ответ «потому что так дешевле» или «анимация же для детей» — история обречена.

Анимация — это возможность:

  • визуализировать абстрактные метафоры,
  • создавать миры, которые невозможно построить в игровом кино,
  • придумывать героев, чья природа сама по себе невозможна в реальности.

При этом анимационный сценарий — это не текст для актёров. Это всегда документ для режиссёра, художников, аниматоров, раскадровщиков, композиторов. Каждому из них нужно понимание как выглядит мир, как двигаются персонажи, как работает логика пространства.

_______________________________________________________________

PS от АУ: да, CG делает многие вещи возможными и в игровом кино, но анимация по-прежнему лучше работает с «тонкими материями» и метафорами.

_______________________________________________________________________________

Мыслите визуально, не литературно

В игровом кино можно написать: «Он расстроен». В анимации этого будет мало.

Эмоция живёт в визуальной части сцены, где:

  • у персонажа реально дрожат усы,
  • плечи сначала поднимаются, а потом резко «ломаются»,
  • фон постепенно холодеет,
  • глаз формально тот же, но линия становится угловатее.

Анимация — язык движения, преувеличения и формы. Чем точнее мыслит автор, тем легче художникам искать решения, а режиссёру собирать ритм постановки.

Сценарная форма похожа на киношную — но правила другие

Да, у анимационного сценария есть те же элементы: сцены, диалоги, ремарки.

Но принципы другие:

  • здесь нормально описывать детали мира, которые в кино были бы «слишком дорогими» или «избыточными»;
  • герои могут быть гротескными, пластичными, менять форму;
  • пространство может меняться, реагируя на эмоции;
  • мир становится почти что персонажем.

При этом важна умная экономия: не расписывать всё подряд, а давать только то, что двигает историю.

__________________________________________________________________

PS от АУ: режиссёры кино действительно не любят, когда в сценарии прописывают монтажные приёмы (каты, наезды, POV и прочее). В анимации наоборот они желательны, если являются частью драматургии.

__________________________________________________________________________________

Юмор и гэги — отдельная драматургия

Анимация любит юмор, но только если это не прикольчики «между делом», а часть структуры.

Хороший гэг:

  • работает визуально (случайно поднятая бровь может быть смешнее диалога),
  • усиливает характер,
  • не роняет ритм,
  • решает сюжетную задачу.

Плохой гэг:

· замедляет сцену,

· не связан с персонажем,

· существует «ради смешного момента».

Анимация не терпит юмора «сверху». Всё должно рождаться из характера персонажа и визуальной логики мира.

_____________________________________________________________________

PS от АУ: в анимации важно учитывать возраст зрителя и тональность проекта.

Для дошкольников лучше всего работает физический юмор (забавные безопасные падения, преувеличенные реакции, «неожиданности»). Игра слов, ирония или метафоры в этом возрасте пока не считываются.

Зрители постарше уже воспринимают словесный юмор, сарказм, мета-ссылки — и часто именно он становится частью характера героя и/или особенностями режиссерской постановки.

Но главное уместность. В одном проекте совершенно нормально, если герой летит кубарем по коридору или оживает мебель. В другом такие гэги будут ломать атмосферу и выглядеть инородно, особенно если ваш мир тяготеет к реализму.

______________________________________________________________________________________

Не каждая история должна быть мультфильмом

Один из честных тезисов ScreenCraft: не всякий сценарий выигрывает от анимации.

Если история держится только на диалогах, бытовых сценах и тонких психологических нюансах, — игровое кино передаст её лучше.

Анимация усиливает идеи через визуальные метафоры, символизм, условность, игру, и, если в истории нет пространства для этого, она будет смотреться чужеродно.

Подсказка для автора: если вы можете объяснить, почему эта история именно для анимации, вы на правильном пути.

_____________________________________________________________________

PS от АУ: в нашей индустрии это называется «предмет анимации» - если он есть, то можно смело делать анимационную историю

______________________________________________________________________________________

Читайте анимационные сценарии

ScreenCraft подчёркивает простое правило, которое помогает всем авторам:
чтобы писать анимацию, нужно больше читать анимационные сценарии.

Не пересказы, не новеллизации — именно сценарии. Сильные, слабые, средние — читать все.

Что это даёт:

  • понимание темпа;
  • чувство визуального языка;
  • примеры, как описывают движения, мимику, объекты;
  • решения, как прячут экспозицию в действие;
  • понимание стиля разных студий — Disney, Pixar, Ghibli, Sony, Cartoon Network.

Чтение сценариев — лучший способ почувствовать, чем анимационный текст отличается от киношного.

_____________________________________________________________________

PS от АУ: хорошая база анимационных сценариев (правда, англоязычная) - https://www.scriptslug.com/scripts/genre/animation

_____________________________________________________________________________________

Анимация — это свобода, но не вседозволенность

Самое красивое в анимации — ощущение безграничных возможностей. Но именно эта свобода требует дисциплины:

  • ясной структуры;
  • чётких правил мира;
  • продуманной логики;
  • уважения к зрителю всех возрастов;
  • аккуратного визуального языка;
  • понимания ритма.

Это не “рисуем всё, что придет в голову”, а создание убедительного, цельного мира, в котором всё работает по законам истории.

_____________________________________________________________________

PS от АУ: цельность истории — основа любой драматургии, но в анимации это не просто художественное пожелание, а производственная необходимость.
Чем точнее вы простроите мир и героев на уровне сценария, тем чище и гибче будет весь пайплайн.

Если этого не сделать, на продакшене всплывут десятки скрытых противоречий — и команда будет вынуждена откатываться назад, переделывать сцены и заново искать решения.

______________________________________________________________________________________

Анимационный сценарий — это работа художника словами

Хороший сценарист анимации думает, как художник, режиссёр и драматург одновременно. Он пишет не текст, а описывает видение. Не “что происходит”, а “как это выглядит”. Не “он понял”, а “что в кадре говорит о том, что он понял”.

И чем лучше вы чувствуете визуальный язык анимации, тем глубже и честнее получается история.

PS от АУ:

Писать для анимации сложно. Это труднее, чем для игрового кино. Но и благодарность больше. Анимация даёт авторам невероятную свободу и одновременно требует отточенности, честности, ясности.

Если вы научитесь думать визуально, работать с ритмом, держать мир как систему — ваши истории будут не просто текстом на бумаге. Они оживут в воображении художников, замысле режиссёров и сердцах зрителей. А это самое большое счастье, которое может дать профессия: видеть, как твоя история стала чьим-то вдохновением, чьим-то теплым детским воспоминанием.

_____________________________________________________________________

Если вам понравилась статья, вы можете скачать гайд с короткими выжимками из неё в нашей группе АУ в ТГ.

И подписывайтесь на мой канал PRO Натали, где я делюсь особенностями анимационного сторителлинга и кухней креативной разработки.