Найти в Дзене
KeepRise

В преддверии черной пятницы появилось две любопытные новости, которые по-смыслу хорошо дополняют друг друга и кажется, указывают нам на

В преддверии черной пятницы появилось две любопытные новости, которые по-смыслу хорошо дополняют друг друга и кажется, указывают нам на необратимый тренд в розничной торговле и ценообразовании. 1️⃣ Потребитель стал совершать гораздо меньше импульсивных покупок. Лучший пример для подтверждения - сокращение посещаемости кофеен. В 2025 году число покупок в таких заведениях сократилось на 7,3%, в то время как в точках самообслуживания с кофейными аппаратами этот показатель, напротив, вырос на 9% (Источник: Фискальные данные ОФД). Хотя тренд на снижение посещаемости касается не только кофеен, но и всего общепита. Однако в ситуации с кофе есть любопытный нюанс - покупки в кофе-автоматах только растут. Предпосылок к такому поведению может быть сразу несколько: Кофе-автоматы работают 24-часа. Банальное удобство, вызванное возможностью сделать покупки, в том числе и стаканчик кофе в одном месте. Но основное – это соотношение цены-качества, в котором потребитель постепенно отдает предпочтение н

В преддверии черной пятницы появилось две любопытные новости, которые по-смыслу хорошо дополняют друг друга и кажется, указывают нам на необратимый тренд в розничной торговле и ценообразовании.

1️⃣ Потребитель стал совершать гораздо меньше импульсивных покупок. Лучший пример для подтверждения - сокращение посещаемости кофеен.

В 2025 году число покупок в таких заведениях сократилось на 7,3%, в то время как в точках самообслуживания с кофейными аппаратами этот показатель, напротив, вырос на 9% (Источник: Фискальные данные ОФД).

Хотя тренд на снижение посещаемости касается не только кофеен, но и всего общепита. Однако в ситуации с кофе есть любопытный нюанс - покупки в кофе-автоматах только растут. Предпосылок к такому поведению может быть сразу несколько:

Кофе-автоматы работают 24-часа. Банальное удобство, вызванное возможностью сделать покупки, в том числе и стаканчик кофе в одном месте. Но основное – это соотношение цены-качества, в котором потребитель постепенно отдает предпочтение недорогому кофе из автоматов.

2️⃣ Игнорирование массовых скидок\устаревших форм распродаж. Хотя это утверждение на текущий момент скорее гипотеза, чем истина в граните. Как все знают, в преддверии черной пятницы модно проводить всякого рода опросы, касающиеся этой темы. Один из таких провела компания Ortiga Development и вот какие выводы можно почерпнуть:

Среди причин отказа от участия в распродаже большинство — около 60% — указало недоверие к рекламе и маркетинговым инструментам, и лишь 10% ответили, что равнодушны к разного рода акциям и спецпредложениям. При этом те 30% россиян, которые выразили готовность к шопингу в торговых центрах в акционный день, отметили, что «Чёрная пятница» — это хороший шанс приобрести товары по существенной скидке. (Источник - retail.ru)

В отечественном маркетинге уже сложился тренд недоверия и скептицизма в отношении массовых распродаж, но если выбросить за скобки именно контекст распродажи и оставить просто форму, то получаем очередное подтверждение старому тезису: массовое снижение цен на бОльшую часть ассортимента не гарантирует увеличение продаж. Примеров тому миллион, вспомнить хотя бы Gloria Jeans образца этак 2018-2019 гг. И эта тенденция только укореняется.

Что по выводам? Снижение доли импульсивности в покупках – это поиск потребителем более справедливых, как ему кажется, альтернатив. То же самое и с распродажами, только с обратного конца. Массовое снижение цен по определенному поводу вызывает скептицизм и недоверие еще сильнее, чем это было ранее. Мы постепенно приходим к тому, что на западе называют Value based pricing (Ценообразование на основе ценности, которую ощущает потребитель). А вот о базовых принципах такого ЦО расскажем подробнее в другой публикации.