22 ноября в московском Центре «Зотов» открылась выставка «Татлин. Конструкция мира», которая приурочена к 140-летию со дня рождения художника. Она будет работать до 22 марта 2026 года, и идти туда стоит. Хотя бы для того, чтобы расширить свое представление об этом человеке.
Первое слово, которое приходит на ум, когда слышишь имя Владимира Татлина – башня. Она создавалась как Памятник III Интернационалу и одновременно стала горделивым оммажем легендарной вавилонской башне. Башня должна была служить, как мы бы сейчас сказали, фешенебельным офисным центром, где разместились бы (снизу вверх) сам Интернационал, его исполнительные органы, бюро информации с типографией и на самом верху, по некоторым данным, – художники. Высота всей конструкции – ни много ни мало, 400 метров. 7-метровая модель была готова в 1920 году, но ее реализацию советское правительство не одобрило. (И, думаю, тем самым позволило автору более-менее спокойно дожить до старости – вряд ли эту махину с вращающимися кубом, пирамидой, цилиндром и полусферой удалось бы воплотить в жизнь.) Сама модель тоже не сохранилась.
Еще одно слово, накрепко связанное с этим человеком, – Летатлин. Нет, это не псевдоним. Так сам Владимир Евграфович назвал еще одно свое изобретение – безмоторный летательный аппарат, который должен был подражать полету птицы. Этот проект он разрабатывал почти 10 лет (к слову, мастерская находилась в колокольне Новодевичьего монастыря). Он был доведен до создания трех опытных образцов, в 1932 году даже начали испытания, но вскоре они были остановлены. Один аппарат сохранился в Центральном музее Военно-воздушных сил Российской Федерации в Монино.
Однако это - далеко не всё, чем занимался художник в жизни. Экспозиция выставки поделена на семь разделов: «Плаватель», «Певец», «Управник», «Вестник», «Учитель», «Летатель» и «Делатель». Эти названия – не метафоры: как и многие деятели русской культуры рубежа XIX-XX веков, Татлин был человеком, который сделал себя сам, перепробовав множество занятий.
Он родился в дворянской семье, впрочем, небогатой и не слишком счастливой. Отец был инженером-железнодорожником, мать сочувствовала народникам и писала стихи. Она умерла, когда сыну было 4 года. Подростком Володя не ладил с отцом и в 14 лет убежал из дома в Одессу. Плавал юнгой по Черному морю, зарабатывал на жизнь, как мог, – и одновременно рисовал. В 1902 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но через год был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение». Год проучился в Одесском училище торгового мореплавания. Затем с 1905 по 1910 годы занимался в Пензенском художественном училище, которое возглавлял известный художник-передвижник К.А. Савицкий.
После этого перебрался в Москву и уже в 1911 году стал одним из вождей художников-авангардистов, организаторов объединения «Союз молодёжи». Дружил с Велимиром Хлебниковым, а с основателем супрематизма Казимиром Малевичем они долгие годы при встречах полушутя «делили Вселенную».
В это время Татлин активно ищет свой язык, пробуя разные стили.
Даже делает для себя эскизы оформления спектаклей. На выставке показаны, в том числе, очень выразительные эскизы декораций и костюмов к опере «Жизнь за царя».
В 1910-е годы он участвовал в выставках объединений «Мир искусства», «Союз молодёжи», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». В 1914 году вместе с русской кустарной выставкой Татлин посетил Берлин, выступая в качестве певца-бандуриста. Из Берлина ненадолго съездил в Париж, посетил мастерскую Пабло Пикассо. Там он увидел его рельефы – и загорелся идеей сделать что-то подобное.
В 1915 году на Последней футуристической выставке «0,10», где, кстати, впервые был показан «Черный квадрат» Малевича, Татлин представил свои «контррельефы», объёмные композиции из различных материалов, которые трактовались как «беспредметные». Так были заложены основы конструктивизма – направления, которое, по определению Большой российской энциклопедии, трактовало «худож. деятельность как форму науч.-технич. творчества, направленного на проектирование и конструирование предметно-пространственной среды». По сути, Татлин стал одним из родоначальников промышленного дизайна в России. Он проектировал одежду, мебель, посуду… Недаром последний раздел выставки, «Делатель», украшен его лозунгом: «Ни к новому, ни к старому, а к нужному».
Оригиналы большинства контррельефов не сохранились, но исследователи творчества художника под руководством Дмитрия Димакова выполнили их реконструкции по фотографиям. Эта же группа воссоздала для выставки и «Башню Татлина».
После Октябрьской революции, которую Владимир Татлин безоговорочно принял, он оказался одним из официально признанных лидеров авангардного искусства. В 1921 году уже известный тогда искусствовед Николай Пунин посвящает его творчеству монографию. Тогда же он начал активно преподавать в художественных училищах Петрограда, Москвы и Киева.
В 1931 году 46-летний Владимир Татлин получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1932-м пройдет его первая и единственная персональная выставка. А вскоре началась кампания по борьбе с формализмом. Татлин ушел в тень и стал зарабатывать на жизнь как книжный график и сценограф. В начале 1950-х годов даже возглавил бригаду художников, создававших наглядные пособия для Московского государственного университета. Старший сын художника погиб в Сталинградской битве. Сам он умер 31 мая 1953 года, и хоронили его всего несколько человек.
А уже в 1960-е годы его идеи вновь оказались востребованы. Но это уже совсем другая история… Пока же советую сходить на выставку в Центр «Зотов», который располагается в здании бывшего Хлебозавода № 5. Он был построен в 1931 году в стиле конструктивизма по проекту инженера Георгия Марсакова и стал первым в мире хлебозаводом с кольцевым конвейером. Так что рассказ о жизни и творчестве Владимира Татлина ведется, можно сказать, в аутентичной обстановке!