Найти в Дзене

Ч.1. Узор, сотканный историей: тамбурная вышивка в культуре татар

Искусство тамбурной вышивки, с его гибкой, похожей на письмо линией, стало одной из визитных карточек декоративно-прикладного искусства татар. Как и у многих тюркских народов, эта техника, основанная на создании цепочки из петелек, была у татар очень популярна, и мастерицы достигли в ней большого мастерства. Однако ее история на территории Поволжья – это не только путь локального развития, но и свидетельство активных культурных обменов. Влияние татарской тамбурной вышивки на культуру соседних народов стало одним из объектов изучения археолога и искусствоведа Л.А. Динцеса. В своей статье «Восточные мотивы в народном искусстве Новгородского края» он пришел к выводу, что «Очевидно, теми же юго-восточными путями, которыми в Московскую Русь были занесены иранские мотивы, явилась и связанная с ними техника тамбура, преимущественно через казанских татар». Ученый подчеркивал роль Казани и ее жителей как ключевых проводников восточных художественных традиций, указывая, что из великорусских земель вышивание тамбуром наиболее широко распространилось в Прикамье, Ярославской и Нижегородской губерниях – регионах, исторически тесно связанных с Волжским торговым путем и соседствующих с татарскими землями.

Татарские вышивальщицы знали и использовали разные виды тамбурного шва. Классическая «простая цепочка», где каждая петля неразрывно выходит из предыдущей, служила основой для создания разнообразных растительных узоров. Вариации этого шва, такие как «открытый тамбур» (несомкнутые петли, образующие полуокружности) и «прерванный тамбур» (визуально напоминающий стилизованные сердечки или капли), позволяли обогащать фактуру и динамику рисунка. Но мастерицы различали тамбур не только по конфигурации, но и по высоте и плотности. Как подробно описывает Т.Г. Гулова, «низкий» тамбурный шов прокладывали по контуру сравнительно крупными стежками шелковыми и хлопчатобумажными нитями, создавая изящный, почти невесомый рисунок. В противоположность ему, «высокий» тамбурный шов формировался из множества мелких, плотно прилегающих друг к другу стежков, что создавало рельефный, объемный узор; для его исполнения использовали крученые, достаточно толстые шелковые, хлопчатобумажные или гарусные (шерстяные) нити. Особой декоративностью отличалось «ковровое заполнение», или «ковровый шов», когда с помощью специального крючка внутреннее поле узора сплошь покрывалось закрученными или свободными петлями цветного гаруса, создавая эффект бархатного полотна. Этот прием, напоминающий тканый ворс, получил широкое распространение в татарской вышивке, начиная с конца XIX века.

 Худ. Мазанов А.А.
Худ. Мазанов А.А.

Вышивка была не просто украшением, но и важным социокультурным маркером, особенно в сельской местности, где традиционный костюмный комплекс сохранялся вплоть до ХХ столетия. Она превращала повседневные и обрядовые предметы в настоящие произведения искусства. Фартуки девушек и молодых женщин, а также нарукавники, предохранявшие рукава от загрязнения во время жатвы и сенокоса, часто были украшены узором по всему периметру.

Худ. Мазанов А.А.
Худ. Мазанов А.А.

Любопытно, что тамбурная вышивка была атрибутом не только женского, но и мужского праздничного костюма. Как свидетельствуют этнографические данные, богато декорированные мужские фартуки присутствовали в приданом невесты и бытовали в качестве парадного элемента одежды жениха в Красноуфимском уезде Пермской губернии в конце XIX – начале ХХ века. В фондах музея Лаишевского края им. Г.Р. Державина до настоящего времени сохранился мужской фартук и тканый пояс, декорированные полихромным вышитым узором. Еще одним специфически мужским аксессуаром, украшавшимся вышивкой, были наголенники, которые носили с кожаными сапогами и суконными чулками. Их девушки вышивали в качестве особого подарка будущему супругу.

Тамбурной вышивкой также украшались рубахи и платья. Разноцветными или однотонными узорами расшивали края оборок, рукава, воротники и грудные разрезы.

Худ. Мазанов А.А.
Худ. Мазанов А.А.
Худ. Мазанов А.А.
Худ. Мазанов А.А.

Особой областью применения тамбурной вышивки были элементы нижнего белья, в частности, женские нагрудники күкрәкчә, которые носили под рубахами с глубоким нагрудным разрезом. Даже когда в конце XIXвека в бытование вошли платья с припо́локом (пристроченная к грудному разрезу рубахи/платья планка, на которой размещаются петли или застежки), традиция носить нижний нагрудник под верхней одеждой сохранялась, что говорило об их глубоком символическом значении. Именно поэтому в музейных и частных собраниях сегодня можно найти множество таких вышитых заготовок – свидетельств кропотливого труда и художественного вкуса их создательниц.

Худ. Мазанов А.А.
Худ. Мазанов А.А.
Худ. Мазанов А.А.
Худ. Мазанов А.А.

Промышленная революция XIXвека не обошла стороной и это традиционное ремесло. Первый патент на тамбурную машину с крючковой иглой был получен во Франции в 1830 году портным Бартелеми Тимонье (1793–1857). Технологическая инновация стремительно завоевала мир и к 70-м годам XIXвека добралась до татарских мастериц. Как отмечал искусствовед Ф.Х.Валеев, вышивка на тамбурных машинах получила среди них широчайшее распространение. Предприимчивые татарские купцы и ремесленники активно приобретали станки по рассылке у французских, немецких и американских торговых фирм, что позволило наладить мелкотоварное и даже мануфактурное производство вышитых изделий, удовлетворив растущий рыночный спрос.

Осмысление и популяризация татарской тамбурной вышивки начались уже в советский период. Знаковым событием стал выход в 1925 году труда П.М.Дульского «Искусство казанских татар». Используя богатые материалы музейных коллекций и экспедиций по селам Заказанья, автор впервые представил разнообразные элементы материальной культуры, уделив особое внимание декоративному оформлению предметов быта, в том числе и вышивке тамбурным швом. Позже, в 1948 году, к изданию альбома профессионального художника, основоположника и мастера советского театрально-декорационного искусства П.Т.Сперанского, содержавшего цветные изображения объектов татарской культуры, П.М.Дульский подготовил вводную статью (под редакцией известного этнографа Н.И.Воробьева). В статье он детально описал технологические тонкости процесса: «в ручной технике рисунок делается на плотной бумаге, пробивается на материал через синьку; для машинной же работы рисунок, исполненный на самой тонкой папиросной бумаге, пришивается к материалу, а когда вышивка бывает готова, бумага сама отпадает». Описание зафиксировало переходный этап в ремесле, когда традиционные ручные методы стали сосуществовать с машинными технологиями, обеспечившими сохранение и новое развитие татарской тамбурной вышивки в меняющемся мире.

Д.Ф. Гатина-Шафикова