Не так давно я посетила музей Фаберже и сегодня хочу поделиться с вами своим впечатлением. Так много всего хочется показать, надеюсь, вам будет интересно. Музей располагается на набережной реки Фонтанки, вот туда мы с вами и отправимся.
Доехали до станции метро «Владимирская», проходим мимо Владимирского собора ⬇️. Его строительство началось в 1761 году и продолжалось до 1769 года. Предположительно, автором проекта был архитектор Пьетро Антонио Трезини.
А вот это симпатичное здание, в котором располагается отель «Астон», — дом П. Г. Малозёмова (Владимирский проспект, 5)⬇️. Построен в 1873 году по проекту инженера-архитектора К. А. Кузьмина. Изначально дом был Николаевским домом призрения престарелых граждан Петербургского купеческого общества. С 1910 года в здании базировалась частная женская гимназия М. С. Михельсон.
Дошли до Фонтанки, полюбовались видом с Аничкова моста, пора на экскурсию.
Музей располагается в Шуваловском дворце (набережная реки Фонтанки, 21). Построен в 1753–1755 годах архитектором С. И. Чевакинским. Первыми владельцами были граф и графиня Воронцовы. В 1799 году дворец выкупила Мария Антоновна, жена гофмейстера Д. Л. Нарышкина. В 1846 году дворец перешёл во владение Петра Павловича Шувалова в качестве приданного Софьи Львовны Нарышкиной, с тех пор дворец именуется Шуваловским.
Организатор-учредитель музея – Культурно-исторический фонд «Связь времен», основанный российским предпринимателем Виктором Вексельбергом в целях возвращения в Россию утраченных культурных ценностей.
В 2004 году Виктор Вексельберг приобрел за 100 миллионов долларов коллекцию из двухсот произведений фирмы Фаберже, которую на протяжении десятилетий собирал медиамагнат Малкольм Форбс.
Музей Фаберже официально открылся в ноябре 2013 года, но для широкой аудитории стал доступен с апреля 2014 года. Шуваловский дворец был передан в аренду фонду «Связь времен» на пятьдесят лет с условием научной реставрации. Интерьеры дворца фонд восстанавливал в их историческом виде семь лет, потратив на это 1,2 млрд рублей.
На первом этаже расположены гардероб, сувенирный магазин, билетные кассы. В музее есть экскурсии, аудиогид, а ещё можно взять бесплатно бумажные путеводители, в них детально указано, под каким номером какой предмет.
Сама же экспозиция находится на втором этаже, куда можно попасть по Парадной лестнице. Ее построили в 1840-х годах по проекту архитектора Иеронима Корсини.
На лестнице установлена скульптура из мрамора "Ева".
Пройдемся по дворцу, полюбуемся интерьерами, и познакомимся с коллекцией музея.
Сегодня здесь демонстрируется 4000 экспонатов: крупнейшее в мире собрание работ фирмы Фаберже (украшения, часы, рамки для фотографий, табакерки, фигурки животных), произведения ювелирного искусства других знаменитых русских мастеров второй половины XIX — начала XX века, иконы в окладах, столовое серебро, фарфор, а также живописные работы Брюллова, Айвазовского, Коровина, Ренуара.
Фирма Фаберже – ювелирное предприятие, основанное в 1842 году Гюставом Фаберже в Санкт-Петербурге. Рассвет и всемирная известность фирмы пришлись на время, когда ей управлял сын Гюстава – Карл Фаберже (1846-1920). Отделения и магазины фирмы находились в нескольких городах Российской Империи: Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и Одессе, а также за её пределами – в Лондоне.
Первый зал – Рыцарский ⬇️, был отделан в 1840-х годах по проекту швейцарского архитектора Бернара де Симона и использовался в дальнейшем как учебная комната и библиотека. Сейчас в зале представлены военно-мемориальные предметы.
На фото ковш презентационный ⬇️. Подарок князя В.С. Оболенского офицерам лейб-гвардии Кавалергардского полка.
Можно заглянуть внутрь ковша и рассмотреть подпись.
Офицерские серебряные чарочки ⬇️в виде ведёрка. Набор принадлежал офицерам лейб-гвардии Конного полка. На каждом предмете сохранилась гравировка с именем его владельца. Такие чарки часто дарили офицерам в качестве сувениров. Они также хранились в офицерских собраниях, где проходили все внестроевые мероприятия полка.
Не везде удалось сфотографировать таблички, посетителей в музее было довольно много, поэтому мастеров-ювелиров укажу не под каждым фото.
На первом плане доска закладная с крейсера «Рюрик» ⬇️, позади супница.
Далее переходим в Красную гостиную ⬇️– первый зал парадной анфилады дворца. С середины XIX века здесь сохранились подлинные зеркала, камин из красного мрамора, деревянные панели из темного полированного ореха.
Сводчатый потолок до сих пор украшают фамильные гербы рода Нарышкиных.
Сегодня в Красной гостиной представлена коллекция русского серебра, созданная петербургскими и московскими ювелирами XIX — начала XX вв.: Карла Фаберже, Игнатия Сазикова, Никольса и Плинке, братьев Грачевых.
Ковш презентационный ⬇️, пожалованный императором Николаем II Льву Сергеевичу Голицыну за заслуги в развитии отечественного виноделия.
Пресс-папье «Тройка»⬇️. Серебро, полудрагоценный камень, малахит.
Чайно-кофейный сервиз ⬇️, изготовленный по случаю бракосочетания великого князя Константина Николаевича.
Еще один чайно-кофейный сервиз ⬇️, но уже изготовленный фирмой К. Фаберже.
Мастерство и фантазия ювелиров поражает.
Перешли в Синюю гостиную.⬇️ Здесь находится гордость музейной коллекции — девять знаменитых императорских пасхальных яиц Фаберже.
Всего мастерами фирмы Фаберже были изготовлены пятьдесят таких подарков. По числу больших пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже, собрание фонда «Связь времён» занимает первое место в мире. В зале можно увидеть четырнадцать таких яиц, а также миниатюрную рамку в форме сердца – сюрприз утраченного яйца 1897 года.
В коллекции есть и самое первое пасхальное яйцо — «Курочка» ⬇️, выполненное по заказу императора Александра III в 1885 году в подарок супруге Марии Фёдоровне. Мы его, к сожалению, не увидели. По информации на октябрь 2025 года, яйцо «Курочка» находится на хранении в лондонском Музее Виктории и Альберта. В мае 2022 года яйцо было арестовано британскими властями в рамках санкций против Вексельберга, после чего музей не вернул его владельцу.
Пасхальное яйцо-шкатулка «Ренессанс» (1894) ⬇️– подарок императора Александра III супруге императрице Марии Фёдоровне на Пасху 1894 года. Выполнено из молочного агата. Его украшают золотые маскароны в виде львиных голов. В оформлении используются бриллианты и рубины. На верхушке яйца можно увидеть год создания этого изделия.
Никому доподлинно не известно, что за сюрприз скрывался внутри шкатулки-яйца. Есть предположение, что сюрпризом могло быть хрустальное яйцо «Воскресенье Христово» (тоже из коллекции музея). Оно идеально помещается внутри яйца-шкатулки. А ножка, возможно, была приделана позднее.
Пасхальное яйцо «Бутон розы»⬇️ — подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Фёдоровне, на Пасху 1895 года. Алый цвет яйца и стрелы амура символизируют любовь, а цветочные венки — крепкий брак. Сюрпризом была желтая роза, которая должна была напоминать императрице об ее родине — Дармштадте. С него началось изготовление пасхальных яиц с механическими сюрпризами. Бутон, покрытый желтой эмалью, раскрывался, из цветка можно было достать миниатюрную копию императорской короны и подвеску в форме яйца (утрачены).
Пасхальное яйцо «Коронационное»⬇️ изготовлено в честь коронации Николая II для супруги императора Александры Фёдоровны на Пасху 1897 года в память о состоявшейся годом ранее коронации. В него была вложена точная десятисантиметровая копия императорской кареты Екатерины II. Она использовалась для коронации Николая II и Александры Федоровны. Чтобы изготовить карету, молодой мастер Георг Штейн работал по 16 часов в день на протяжении 15 месяцев.
Миниатюрная копия удивительным образом повлияла на судьбу оригинальной кареты. Когда ей потребовалась реставрация, вспомнили о ее маленькой копии и сделали снимки ее деталей. Так, благодаря шедевру Фаберже была спасена карета.
Пасхальное яйцо «Ландыши» — это подарок Александре Федоровне на Пасху 1898 года. Оно было выполнено мастером Михаилом Перхиным из золота, алмазов, жемчуга и эмали. На Всемирной выставке 1900 года, которая проходила во Франции и куда привезли яйцо для экспозиции, оно подверглось критике, так как было выполнено в новой стилистике — модерн.
Сюрпризом этого яйца являются портреты самых близких людей Александры Федоровны - Николая II и двух старших дочерей (Ольги и Татьяны). С одной из сторон яйца есть одна жемчужина крупнее остальных. Если на нее нажать, то портреты складываются вместе, опускаются внутрь скорлупы и наверху остается сиять императорская корона.
Пасхальное яйцо-часы «Петушок» ⬇️— подарок Марии Федоровны. Циферблат по кругу украшен жемчугом. Цифры на часах выложены бриллиантами, на которые указывают ажурные стрелки. При нажатии на кнопку в верхней части отскакивала ажурная крышка, а из-под нее появлялся петушок с рубиновыми глазами. Этот петушок мог хлопать крыльями, открывать клюв и кукарекать. Подарок был выполнен к Пасхе 1900 года.
Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования» ⬇️было преподнесено в 1911 году Александре Федоровне. Сюрпризом яйца является миниатюрная живопись, которая полностью покрывает его поверхность. Все изображения на яйце выполнены акварелью на пластинках из слоновой кости художником Василием Зуевым. Сверху каждый рисунок покрывают тончайшие пластинки горного хрусталя.
Необычное пасхальное яйцо «Лавровое дерево»⬇️.
Плотная крона деревца состоит из 325 нефритовых листочков. В листве спрятано отверстие для ключа и крохотный рычаг. Изнутри появлялась райская птичка. Птичка поворачивает голову и поет. Это подарок императора своей матери на Пасху 1911 года.
И самое последнее пасхальное яйцо – «Орден Святого Георгия»⬇️ (1916 г.), – которое вдовствующая императрица увезла с собой в эмиграцию. Это изделие было с ней до конца ее дней. На боковых стенках яйца имеются кнопки, при нажатии на них на месте Георгиевских крестов появляются портреты: Николая II и цесаревича Алексея Николаевича.
Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что фирма Фаберже выполнила еще несколько изделий для частных заказчиков. Среди них особенно стоит отметить коллекцию Кельхов. Варвара Кельх на протяжении семи лет заказывала у ювелира новое яйцо.
Пасхальное яйцо «Курочка Кельха»⬇️. Подарок А.Ф. Кельха супруге В.П. Кельх на Пасху 1898 года. Поверхность яйца покрыта красной эмалью. Под плоским бриллиантом закреплена миниатюра императора Николая II. Внутри находится «желток», а в нём на замшевой подкладке сидит золотая курочка с глазами из алмазов. Миниатюрный портрет цесаревича Алексея Николаевича появился позже, царевич родился только 6 лет спустя даты изготовления яйца. Изначально внутри находился портрет самой заказчицы. Его заменили, чтобы продать за границу. Но проверить дату рождения царевича не удосужились.
Яйцо «Шантеклер»⬇️ для Варвары Кельх было изготовлено по образцу одноименного императорского подарка, который фирма Фаберже выпустила в 1900 году. Это яйцо стало последним произведением Фаберже для семьи Кельх.
Еще восемь яиц было сделано для отдельных заказчиков: Феликса Юсупова, Людвига Нобеля, для семьи Ротшильдов, для герцогини Мальборо. Владельцы нескольких яиц не установлены.
В 1902 году Россию посетила герцогиня Мальборо, где и заказала для себя подарок. Это не просто яйцо, а это часы-ротатор ⬇️. Их циферблат вращается вокруг яйца, а бриллиантовая змейка, которая обвивает пьедестал, остается неподвижной.
Также фирма Фаберже создавали пасхальные яйца-брелоки ⬇️. Существовала традиция с самого рождения дарить девочкам на Пасху по такому яйцу. Брелоки были популярны в среде аристократии. Их собирали в ожерелья, подвески или браслеты, которые надевали по особым случаям — от Пасхи до Вознесения Христова.
Из Синей гостиной мы попали в Золотую. Она когда-то служила парадной столовой. Здесь представлены так называемые фантазийные предметы фирмы Фаберже: камнерезные фигурки, миниатюрная мебель и предметы быта. Здесь также можно увидеть официальные императорские подарки — преимущественно кабинетские золотые табакерки и портсигары.
Рамка с портретом Николая II ⬇️в форме Лейб-гвардии гусарского Его Императорского величества полка.
Фигурка пляшущего мужика ⬇️. Неудачное фото, как раз экскурсовод группу подвел к витрине, поэтому извините за ракурс. Это изделие в 1910 году купил Николай II за 850 рублей. Каждая часть фигурки вырезана из разных видов камня: лицо и руки — из розового кварца, борода — из уральской яшмы, тело — из агата и пурпурина. Отдельные детали соединяли при помощи специального клея. Глаза мужика выполнены из сапфиров, единственная деталь из драгоценного металла — пояс, скрученный из золотой проволоки.
Цветок «Анютины глазки» из горного хрусталя (на фото ⬆️под №3). Если присмотреться, кажется, что в стаканчике есть вода. На самом деле это искусная работа мастера. Санкт-Петербург. Фирма К. Фаберже. 1903-1904 гг. Мастер Г. Вигстрем.
Некоторые предметы на фото не просто ювелирные изделия для любования, они имели практическое назначение.
Свинья — спичечница, ⬇️ о бока можно зажечь спичку.
Флакон для духов⬇️.
Стул ⬇️— бонбоньерка, под сиденьем есть небольшое углубление, там хранились леденцы.
В Аванзале музея Фаберже представлена коллекция ювелирных украшений, часов и других драгоценных аксессуаров. Здесь можно увидеть броши, фоторамки с портретами членов императорской семьи, шкатулки и другие ценные предметы.
В 1908 году фирма Карла Фаберже изготовила настольный набор ⬇️для представителя одной из богатейших банкирских династий мира — барона Леопольда фон Ротшильда. Все предметы были украшены эмалью темно-синего и желтого цветов: именно такие оттенки использовались в форме жокеев, которые участвовали в королевских скачках от семьи Ротшильд. Позже желтый и синий стали официальными цветами банкирской династии.
В этой комнате приглушенный свет, картины и скульптуры, название помещения не увидела.
В экспозицию Белой гостиной ⬇️входят изделия ювелирной фирмы Павла Овчинникова и московских артелей. Также здесь хранится коллекция фарфора XIX века.
Крышку для этого фотоальбома ⬇️ изготовили мастера придворной ювелирной фирмы Павла Овчинникова. Ее украсили эмалевые изображения мифических птиц сиринов и растительные узоры. В 1902 году альбом со снимками московских достопримечательностей подарили президенту Французской Республики Эмилю Лубе.
Следующий зал музея — Голубая гостиная.
Здесь представлены драгоценные изделия с эмалью. В их числе — портсигары и шкатулки, которые украшены миниатюрными копиями знаменитых картин.
Также здесь представлены эмалевые шкатулки, бокалы для шампанского, набор посуды для крюшона — горячего напитка.
Возможно, в этом камине ⬇️, был тайник с картинами. В начале Первой мировой войны Елизавета Шувалова, последняя владелица дворца, спрятала в тайниках свои украшения, предметы декоративно-прикладного искусства и коллекцию картин. После революции нашли самый большой тайник: люк вёл в комнату высотой в полэтажа, где обнаружили запакованные в ящики картины и другую утварь. Впоследствии художественные коллекции передали в музейный фонд и распределили между российскими музеями.
В Выставочном зале ⬇️музея можно увидеть камнерезные изделия фирмы Фаберже и картины российских художников XIX столетия.
Особая благодарность музею за правильно выставленный свет в зале. С картин просто льется свет. Недавно была на выставке Архипа Куинджи, расскажу о ней позже. Вот там со светом — большая проблема. Да и с пространством в целом тоже.
Часы в нефритовом корпусе ⬇️ с глобусом из горного хрусталя изготовил ювелир Генрик Вигстрем. На прозрачную поверхность земного шара нанесена гравировка — основные морские пути мира. А на золотом обруче экватора мастер изобразил шкалу, которая позволяла определить время в разных концах света.
Роскошное блюдо.
Готический зал ⬇️ располагается в помещении, которое раньше служило рабочим кабинетом графа Шувалова.
Сейчас здесь выставлены православные иконы разных эпох в драгоценных окладах.
Не помню в каком зале сфотографировала этот предмет, очень уж понравился.
Выход из музея - через сувенирный магазин и кафе.
После визита остались только приятные впечатления. Экскурсия была увлекательной, коллекция — великолепной, а экскурсовод — компетентным. Благодарю фонд «Связь времен» и Виктора Вексельберга за то, что вернули исторические ценности в Россию и дали нам возможность их увидеть.
Как добраться⬇️🚇
- Удобнее всего на метро — до станций «Гостиный двор», «Маяковская» или «Площадь Восстания». От «Гостиного двора» нужно будет пройти пешком около 10 минут в сторону Аничкова моста, до пересечения Невского проспекта с набережной Фонтанки, затем свернуть налево и пройти еще 100 метров. От «Маяковской» и «Площади Восстания» маршрут по Невскому тот же, но немного длиннее — такая прогулка займет около 15 минут.
Я с вами прощаюсь. Благодарю вас за чтение и визиты 🌞