Найти в Дзене
Ананас Постер

5 картин Николая Рериха, которые сложно забыть

Создатель эзотерического учения «Живая этика» («Агни Йога») Николай Рерих увлекался путешествиями и археологией, но наибольшую известность он получил как художник. За свою плодотворную творческую жизнь Рерих написал более 7000 картин, которые тесно связаны с его духовными исканиями. Вспомним пять наиболее значимых работ русского символиста. К написанию этого шедевра Рерих готовился на протяжении долгих лет. Он еще с юности увлекался историей и изучал много свидетельств о Древнерусском государстве. Даже выбрав юриспруденцию как основное направление для изучения в Петербургском университете, художник параллельно слушал лекции на историко-филологическом факультете. А в 1899 году Николай Константинович предпринял поездку на теплоходе по знаменитому пути «из варяг в греки». Этот путь начинался в Шлиссельбурге, а конечным пунктом был Новгород. Это путешествие помогло Рериху ярче представить, как варяжские воины плыли к земле древних славян. Здесь и далее представлены изображения с сайта anan
Оглавление

Создатель эзотерического учения «Живая этика» («Агни Йога») Николай Рерих увлекался путешествиями и археологией, но наибольшую известность он получил как художник. За свою плодотворную творческую жизнь Рерих написал более 7000 картин, которые тесно связаны с его духовными исканиями. Вспомним пять наиболее значимых работ русского символиста.

«Заморские гости» (1901) — самая популярная картина Рериха

К написанию этого шедевра Рерих готовился на протяжении долгих лет. Он еще с юности увлекался историей и изучал много свидетельств о Древнерусском государстве. Даже выбрав юриспруденцию как основное направление для изучения в Петербургском университете, художник параллельно слушал лекции на историко-филологическом факультете. А в 1899 году Николай Константинович предпринял поездку на теплоходе по знаменитому пути «из варяг в греки». Этот путь начинался в Шлиссельбурге, а конечным пунктом был Новгород. Это путешествие помогло Рериху ярче представить, как варяжские воины плыли к земле древних славян.

Картина Н. Рериха «Заморские гости» (1901). Артикул: 109188
Картина Н. Рериха «Заморские гости» (1901). Артикул: 109188
Здесь и далее представлены изображения с сайта ananasposter.ru. Найти их можно по указанным артикулам.

В 1901 году появилась картина «Заморские гости», вызвавшая широкий резонанс в обществе. Сам государь Николай II приобрел произведение в свою коллекцию, чтобы украсить ею стены дворца в Царском Селе.

Картина «Заморские гости» отражает индивидуальный стиль автора, в котором сочетаются элементы театрально-декоративной живописи, иконописи и модерна — все, что Николай Рерих так любил и развивал в себе. В работе «Заморские гости» он умело соединил исторический сюжет с народными мотивами и осовременил классическую фабулу. Художник любил эту работу и в дальнейшем повторял ее несколько раз. Эта картина отличается праздничным колоритом, она наполнена светом и выглядит торжественно.

Произведение «Заморские гости» входит в цикл картин «Начало Руси. Славяне», увидеть его можно в Третьяковской галерее, г. Москва.

«Сокровище ангелов»(1905) — самое масштабное полотно Рериха.

Картина «Сокровище ангелов» (1905) отличается внушительными габаритами (315×366 см) и имеет особенное значение в творчестве художника. Ее смысл не так просто разгадать. Но каждому очевидно, что картина содержит некое мистическое послание.

Картина Н. Рериха Картина «Сокровище ангелов» (1905). Артикул: 186597
Картина Н. Рериха Картина «Сокровище ангелов» (1905). Артикул: 186597

Перед зрителем открывается белокаменный город, окруженный стеной. Ворота в город открыты, и из них выходят ангелы с трубами. Картина апокалипсиса дополняется строем ангелов, которые держат копья в своих руках. На переднем плане массивная плита с таинственными начертаниям, а рядом ангел с нарочито расширенными глазами. В его взгляде читается что-то потустороннее и пугающее.

Сам автор объяснил сюжет так: «…ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло — символы чего начертаны на камне».

Эту картину Рерих писал не маслом, а темперой, чтобы максимально приблизиться к искусству иконописи. После этого произведения он не раз еще коснется темы святости, всякий раз раскрывая религиозные сюжеты по-своему.

Примечательно, что краеугольный камень добра и зла Рерих создал по образу Йеллингского камня, ставшего символом крещения датчан, которое свершилось при короле Харальде Синезубом в 965 году.

«У рубежа» (1915) — самая театральная работа Рериха

Николай Рерих много раз создавал декорации для театральных постановок. Именно его авторству принадлежат эскизы для спектакля Московского Художественного театра по пьесе Ибсена «Пер Гюнт» (1912).

Картина Н. Рериха «У рубежа» (1915). Артикул: 104618
Картина Н. Рериха «У рубежа» (1915). Артикул: 104618

На картине «У рубежа» (1915) Рерих изобразил второстепенный персонаж пьесы — возлюбленную главного героя по имени Сольвейг. Пер Гюнт пустился странствовать по свету, а юная девушка осталась ждать его возвращения. Так прошло 40 лет. Измотанный и никому не нужный Пер Гюнт вернулся, а ослепшая от слез Сольвейг с любовью приняла его в свои объятия. На картине Рериха Сольвейг стоит на высоком холме и сосредоточенно смотрит вдаль, пытаясь разглядеть своего возлюбленного. Художник использует голубовато-синие цвета, чтобы передать прозрачный холодный воздух северных широт. Сольвейг почти сливается с пространством, гармонично вписываясь в окружающую среду. Дождется ли она своего Пера? Каждый зритель решит это сам.

«И мы трудимся» (1922) — самая монашеская картина Рериха.

В 1920 году Рерихи переехали в Америку. Художнику страстно хотелось познакомить американцев с русским культурным наследием. Через искусство живописи Николай Константинович хотел приоткрыть дверь в мир загадочной русской души. С этой целью он создает цикл картин, посвященных русским святым, получивший название «Санкта». Картина «Мы труждаемся» — часть этого цикла.

Картина Н. Рериха «И мы трудимся» (1922). Артикул: 104620
Картина Н. Рериха «И мы трудимся» (1922). Артикул: 104620

Герои картины — монахи, уединенно живущие в горном монастыре. Свою жизнь отшельники проводят в трудах и молитвах. Мы видим, как старцы идут к реке, чтобы набрать воду и принести в обитель на коромыслах. Их спины согнуты от ежедневной работы и поклонов. Но тяжесть ноши, как и тяготы монастырской жизни, они воспринимают смиренно и трудятся во спасение души.

Автор намеренно соединил гладь воды с пространством неба, чтобы показать единство земного и небесного. По замыслу художника, монастырь символизирует собой прообраз Небесного Царствия на земле.

«Агни Йога» (1928) — самая эзотерическая работа Рериха

Матерью Агни Йоги называли супругу Николая Рериха Елену. Именно она создала религиозно-философское учение «Агни Йога», соединив в нем различные оккультно-теософские учения. Автор 14 книг позиционировала себя основоположником Нового Мира, и супруг ее мысли разделял и отражал в своем творчестве.

Картина Н. Рериха «Агни Йога» (1928). Артикул: 109189
Картина Н. Рериха «Агни Йога» (1928). Артикул: 109189

Картина Рериха «Агни Йога» представляет собой диптих, на одной части которого изображена Матерь Мира, держащая в руке огонь, а на другой она сидит на скале в позе лотоса, также с огнем в руках. Образ огня символичен, ведь «агни йога» в переводе с санскрита означает «связь с огнем», и этот огонь символизирует тайные знания, которые Матерь Мира (по мысли Рериха это его жена) принесла миру.

Картина находится в частной коллекции на территории Соединенных Штатов.

Николая Рериха можно любить, уважать, сторониться или отвергать, но вот назвать его работы заурядными невозможно. В каталоге «Ананас Постер» вы можете найти множество работ русского символиста и заказать репродукцию на холсте, пенокартоне или на дереве. Порадуйте себя оригинальным произведением в нестандартном исполнении, мы всегда готовы помочь с воплощением ваших идей.

Спасибо, что дочитали! Мы очень ценим ваши лайки, подписки и комментарии!