Найти в Дзене
Обзоры от iCE

Чудовищный Chrysler HEMI: авиационный двигатель, который опередил время

Легендарный 16-цилиндровый мотор, который должен был поднять в небо самый скоростной истребитель Второй мировой, но пал жертвой мира. В истории авиации есть двигатели, которые определяли ход войн, и те, что открывали новые технологические эры. Chrysler IV-2220 занимает особое место — это чудовищный 16-цилиндровый HEMI, который не успел на войну, но навсегда изменил представления о возможностях поршневых авиамоторов. Рождение легенды из огня войны В разгар Второй мировой войны командование армии США остро нуждалось в истребителе, превосходящем все существующие аналоги. Republic P-47 Thunderbolt уже был грозной машиной, но военным требовалось нечто большее — самолёт, способный развивать феноменальную для тех лет скорость свыше 500 миль/ч (около 805 км/ч). Инженеры Chrysler, имевшие опыт создания автомобильных двигателей HEMI с полусферическими камерами сгорания, взялись за амбициозный проект. Результатом их работы стал XIV-2220 — 16-цилиндровый авиационный двигатель с инвертированным V
Оглавление

Легендарный 16-цилиндровый мотор, который должен был поднять в небо самый скоростной истребитель Второй мировой, но пал жертвой мира.

В истории авиации есть двигатели, которые определяли ход войн, и те, что открывали новые технологические эры. Chrysler IV-2220 занимает особое место — это чудовищный 16-цилиндровый HEMI, который не успел на войну, но навсегда изменил представления о возможностях поршневых авиамоторов.

Рождение легенды из огня войны

В разгар Второй мировой войны командование армии США остро нуждалось в истребителе, превосходящем все существующие аналоги. Republic P-47 Thunderbolt уже был грозной машиной, но военным требовалось нечто большее — самолёт, способный развивать феноменальную для тех лет скорость свыше 500 миль/ч (около 805 км/ч).

-2

Инженеры Chrysler, имевшие опыт создания автомобильных двигателей HEMI с полусферическими камерами сгорания, взялись за амбициозный проект. Результатом их работы стал XIV-2220 — 16-цилиндровый авиационный двигатель с инвертированным V-образным расположением цилиндров.

Этот технический шедевр обладал характеристиками, недоступными большинству современников:

  • Рабочий объем — 36 литров (2214 кубических дюймов);
  • Мощность — 2500 лошадиных сил;
  • Конфигурация — инвертированный V-16 (цилиндры располагались вверх ногами для лучшего обзора пилота и размещения вооружения).

Технологическое превосходство

Сердцем инноваций стала проверенная в автомобильной отрасли, но революционная для авиации полусферическая камера сгорания. В отличие от традиционных цилиндрических камер, полусфера обеспечивала:

  • Минимальные тепловые потери благодаря компактной форме;
  • Улучшенное наполнение цилиндров за счет большего размера клапанов;
  • Более полное сгорание топлива, что напрямую повышало мощность.

Эта конструкция позволяла расположить впускные и выпускные клапаны в разных плоскостях непосредственно над поршнем, что давало возможность увеличить сами клапана и сделать каналы для газов менее изогнутыми.

Триумф и трагедия: один полет в бессмертие

-3

Испытания модифицированного P-47 с двигателем HEMI превзошли все ожидания. Истребитель преодолел рубеж в 500 миль/ч, что было абсолютным рекордом для самолёта с поршневым двигателем внутреннего сгорания. Это достижение делало его практически неуязвимым для любых существующих истребителей противника.

Однако судьба сыграла с гениальной разработкой злую шутку — война закончилась раньше, чем двигатель пошёл в серийное производство. Разработка реактивных двигателей сделала бесперспективным дальнейшее совершенствование даже самых передовых поршневых моторов.

Наследие стального сердца: от небес к дорогам

Несмотря на то, что XVI HEMI не попал в серийное производство, его технологическое наследие оказалось огромным. Накопленный Chrysler опыт был перенесен в автомобильную отрасль, где к 1951 году появились первые автомобильные HEMI V8.

-4

Ирония судьбы заключается в том, что двигатель, созданный для войны, дал начало целой династии моторов для мирных автомобилей, которые стали легендой в автоспорте и на дорогах общего пользования. 426 HEMI 1964 года, прямой потомок авиационных технологий, доминировал в NASCAR до своего запрета, а современные HEMI до сих пор power мощные пикапы и маслкары.

Интересные факты и курьезы

  • Дороже самолёта: Разработка XVI HEMI потребовала таких затрат, что его стоимость, по некоторым оценкам, могла достигать трети стоимости всего истребителя;
  • Рекорд, не признанный временем: Хотя испытательный полёт с превышением 500 миль/ч был задокументирован, официальный рекорд установить не успели — помешало окончание войны;
  • Технология с европейскими корнями: Chrysler часто приписывают изобретение HEMI, но полусферические камеры сгорания ранее использовались на европейских автомобилях Peugeot, Jaguar и даже на бельгийском гоночном автомобиле Pipe ещё в 1905 году.

Chrysler XIV-2220 навсегда остался в истории как символ технологического предела поршневой авиации — чудовищно мощный, сложный и опередивший своё время ровно настолько, чтобы в серию он так и не попал.