Найти в Дзене

Стригольничество в литературе современников (ч.5)

Статья посвящена анализу загадочного религиозного движения стригольников XIV–XV вв., не оставившего после себя собственного учения. На основе обличительной литературы (летописей, посланий) и изучения церковно-исторического контекста предпринимается попытка прояснить причины возникновения и внутреннюю природу этого течения, которое исследователи трактуют крайне широко — от влияния западных ересей до форм русского протопротестантизма. Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Сам собор должен был привести в соответствие некоторые нормы русской богослужебной практики с правилами Кормчей с толкованиями Аристина, о приобретении славянского перевода которой говорит в предисловии к деяниям Владимирского собора 1274 г. митрополит Кирилл. Первым же правилом собора митрополит Кирилл рассматривает вопрос симонии и качества поставляемых кандидатов. Он указывает, что возможность поставления священников должна зависеть не от приносимых ими денег, но от морального состояния, особенно акцентируется половая

Статья посвящена анализу загадочного религиозного движения стригольников XIV–XV вв., не оставившего после себя собственного учения. На основе обличительной литературы (летописей, посланий) и изучения церковно-исторического контекста предпринимается попытка прояснить причины возникновения и внутреннюю природу этого течения, которое исследователи трактуют крайне широко — от влияния западных ересей до форм русского протопротестантизма.

Часть 1.

Часть 2.

Часть 3.

Часть 4.

Сам собор должен был привести в соответствие некоторые нормы русской богослужебной практики с правилами Кормчей с толкованиями Аристина, о приобретении славянского перевода которой говорит в предисловии к деяниям Владимирского собора 1274 г. митрополит Кирилл.

Первым же правилом собора митрополит Кирилл рассматривает вопрос симонии и качества поставляемых кандидатов.

Он указывает, что возможность поставления священников должна зависеть не от приносимых ими денег, но от морального состояния, особенно акцентируется половая чистота, честность, сдержанность и милосердие к ближним — «не ростовщик ли, не морит ли своей челяди голодом и наготой и не изнуряет ли чрезмерно работой». Митрополит Кирилл, хотя и перечисляет правила, запрещающие симонию в Церкви, сам не решается ее полностью отменить, лишь, как император Исаак Комнин, ограничивает ее размеры ставленнической пошлиной. В то же время митрополит Кирилл пресекает все остальные виды симонии. Уже в первом правиле Собор перечисляет все виды сложившихся и легализованных незаконных поборов и грозит соборным отлучением тем, кто решится к ним прибегать.

Из дальнейшего хода истории мы видим, что половинчатые решения Владимирского собора 1274 г., с одной стороны, осудившие идею и формы симонии в практике Русской Церкви, а с другой — легализовавшие одну из ее форм, не решили вопрос, а скорее даже обострили его. Как справедливо отметил Г. П. Федоров, «каноническое сознание, пробудившееся в среде церковной интеллигенции, едва ли осталось удовлетворено этим компромиссом по греческому образцу». И уже вскоре споры вспыхнули с новой силой. Их питательной средой стали слухи вокруг фигуры митрополита Петра (1308–1326), которого обвиняли в том числе и в симонии. На состоявшемся по этому поводу в 1311 г. соборе в Перяславле митрополит Петр был оправдан, но это далось очень тяжелой борьбой и с помощью гражданской и церковной власти. Обстановка на соборе была накалена до предела, так что, по свидетельству автора жития Петра, дело чуть не дошло до драки: «вмале не безместьно что бысть».

На помощь митрополиту Петру был послан ученый представитель от патриарха Афанасия, но даже несмотря на такую поддержку понадобилась помощь князя. Как свидетельствует историк Татищев: «Преосвященный же митрополит Петр созвал на Переславль собор великий, были тут все епископы, игумены, попы, дьяконы и чернецы, и от патриарха Афанасия клир ученый. И многие прения были, и едва преосвященный Петр, митрополит киевский и всея Руси, от божественного Писания и помощию и заступлением князя Иоанна Даниловича преодолел и проклял того еретика». В данном случае под еретиком, по справедливому замечанию Н. С. Борисова, Татищев ошибочно полагает новгородского протоиерея Вавилу, осужденного на соборе уже 1313 г. Но здесь нам важно увидеть, что сам вопрос о симонии решался уже на соборном уровне и с большим внутренним сопротивлением. Вполне предсказуемо, после собора спор о симонии не прекратился. В пробудившемся отечественном каноническом сознании прещения канонических правил, осуждавших симонию, в том числе как ересь Македония, звучали убедительнее, чем лукавые аргументы греческих апологетов взимания платы за рукоположение, как якобы добровольного пожертвования за понесенные расходы.

Для разбора дела о ставленнической пошлине тверским епископом Андреем был отправлен в Константинополь для изучения греческой канонической практики инок Тверского Богородичного монастыря Акиндин. В это время на константинопольском престоле уже успел смениться предстоятель, и новый патриарх Нифонт I в беседе с Акиндином поддержал позицию тверского епископа Андрея. В своем послании тверскому князю патриарх Нифонт I уподобляет требующих ставленническую пошлину приверженцам ереси Македония и требует присылать к нему епископов, замеченных в таких преступлениях: «Еще же паче горше того творит митрополит — мзды емлет отставления, яко и корчмит есть, продает благодать Святого Духа: то есть преизлеше гнев от Бога; про то же нетокмо изметают святые каноны, но отлучают и проклинают его».

Еще более резкие суждения выразил инок Акиндин в послании тверскому князю Михаилу. В преамбуле послания Акиндин объясняет мотив своего послания желанием не оставаться в молчании «видя ересь растущу и множащюся». Любопытно, что он ассоциирует свою богословскую позицию с мнением определенной группы христиан и идентифицирует их как «нынешних боящихся Бога». При этом Акиндин различает свой подход как исторически укорененный и традиционный — «не яко ново, что вводя», а позицию принимающих ставленническую пошлину как новый богоненавистный обычай, который был установлен административно, то есть был введен «от старейших святителей наших и до меньших». Далее Акиндин указывает, что этот обычай противоречит святоотеческому и апостольскому преданию, ссылаясь, по-видимому, на требование Правил святых апостолов, что низложен быть должен не только получающий сан за деньги, но и рукоположивший его епископ. Акиндин критикует апологию ставленнической мзды как оправдывающие жадность «любоперные словесы», а ее сторонников называет глухими к прямым требованиям постановлений Вселенских соборов. Основываясь на этих же правилах, инок Акиндин считает, что сам факт ставленничества за деньги не только низлагает ставленника, но и профанирует совершаемые им таинства. При этом, предупреждает Акиндин, тот, кто знает о недостойном рукоположении заплатившего ставленническую пошлину и пребывает в общении с ним, также подвергается осуждению. Акиндин свидетельствует о солидарности с ним патриарха Нифонта и иерусалимского патриарха Афанасия, которые заявляли ему, что даже ничтожная сумма, уплаченная за поставление, становится основанием для осуждения. Инок Акиндин сокрушается, что на Руси такое стало возможно: «Нивниманием бо святителей наших и человеческих угодников, а не Божьих, попраны быша апостольские заповедания и отеческие божественные уставы». Он обвиняет иерархию своего времени, поддержавшую практику ставленнической пошлины, в том, что они достигли святительского сана не духовными заслугами и добродетельной жизнью, а карьерными устремлениями: «ихже восхожениe к чистительству, по Богословцу, — благодати человеческой, а не Божьей, ничтоже добродетели не принесшим, ни принести могут». Инок Акиндин в целом критически оценивает уровень современного ему епископата: его представители не только не всегда ведут чистую жизнь, но часто и недостаточно образованны и сведущи в Священном Писании, канонической и святоотеческой литературе, а недостаток личной компетентности заменяют грубым аргументом силы: «Не еже зваться именем точию святителю, и чистительскими ризами украшаться, и множеством предстоящих кичиться, многонародным восследованием чтить себя, и запрещать без правды, мучительски, а не святительски, и злобой покрываться от обличающих, не хотяще держать на себе главы своей — Христа, рекшего: яко кроток есмь и смирен сердцем; и по словеси верховного Апостола: пасете стадо Божье не нужею, но волею, не яко обладающе во всем стаде своем».

Акиндин разбирает в своем послании аргумент сторонников ставленнической пошлины, которые оправдывают ее наличие необходимостью поправить дела вследствие грабежей со стороны татаро-монгольских захватчиков. Инок иронизирует: такая позиция логически непоследовательна, поскольку грабителей как раз и привлекает богатство, и если бы Церковь была бедной, то никакие разбои ей бы не угрожали: «Поганый бо, ли тать, ли разбойник, где видит богатство, то всяко тщание творит пограбить, ли покрасть, ли разбить; а идеже нищата Христова смирения, ту не надеется ничтоже приобрести: то и не насилит и не томит». И наоборот, церковные стяжания как раз и становятся причиной лишних набегов и грабежа церквей. Отвергает Акиндин и аргумент, что богатство нужно для успешной миссии Церкви в мире, утверждая, что апостолы не «богатством от конца и до конца вселенной проповедью слова притекоша».

В заключение Акиндин, предупреждая князя о личной ответственности за попустительство распространению симонии в его владениях, замечает, что епископ, берущий ставленническую пошлину, тем самым лишает себя сана и, что интересно, оскверняет не только себя, но и навлекает осуждение на всех, кто остается с ним в общении.

Таким образом, мы видим, что вопросы соотношения социальных идеалов, бедности и нестяжания складываются задолго до знаменитого спора нестяжателей и иосифлян и появления стригольников.

Конец пятой части.

По материалам: Пешков А. А. Стригольники в обличительной литературе своего времени // Труды Нижегородской духовной семинарии. 2025. №1(26).