Этап 1: Анализ натуры и поиск композиции
- Осмотр объектов:Кувшин: Определите его форму (цилиндрическая, яйцевидная, сферическая), пропорции (высота к ширине), наличие ручки, носика, горлышка. Обратите внимание на его объем, изгибы, массивность.
Яблоко: Определите его форму (круглое, приплюснутое, вытянутое), наличие плодоножки, углубления у плодоножки, характерные морщинки или неровности.
Взаиморасположение: Как объекты соотносятся друг с другом по размеру и положению? Где находится кувшин относительно яблока? Как они стоят на поверхности? - Определение плоскости рисунка:Где будет располагаться композиция на листе? (Вертикально или горизонтально?)
Сколько места займут объекты? (Крупно, средне, мелко?)
Важно ли показать задний план, или это будет нейтральный фон? - Эскизное решение композиции:Сделайте несколько быстрых набросков (мини-эскизов) на черновике. Попробуйте разные варианты расположения объектов: кувшин спереди, яблоко сбоку; кувшин позади, яблоко впереди; объекты рядом; объекты, касающиеся друг друга.
Определите:Главный объект: На чем будет сделан основной акцент?
Точки пересечения: Будут ли объекты касаться, пересекаться?
Линии горизонта: Где будет линия стола/поверхности?
Пространство: Сколько воздуха вокруг объектов?
Этап 2: Построение объектов (от общего к частному, от плоского к объемному)
А. Построение кувшина:
- Плоский силуэт и основные пропорции:На чистом листе легкими линиями наметьте общие габариты кувшина, его максимальную высоту и ширину, как если бы это была плоская форма.
Определите положение линии горлышка и основания.
Наметьте примерное положение ручки и носика. - Построение объема (с помощью осевых линий и овалов):Осевая линия: Проведите вертикальную ось симметрии кувшина, проходящую через его центр.
Горизонтальные сечения (овалы):Наметьте уровень, где кувшин будет самым широким. Постройте там условный овал, соответствующий этому диаметру.
Наметьте высоту горлышка и основания. Постройте соответствующие овалы
Проведите дополнительные горизонтальные линии на разных высотах и постройте овалы, показывающие изменение формы кувшина по высоте. Это ключевой момент для придания объема!
- Построение деталей (ручка, носик, горлышко):Горлышко: Постройте верхний овал горлышка и наметьте его толщину, придавая ему цилиндрическую форму.
Носик: Определите его форму и направление. Нарисуйте его как объемную форму, учитывая, как он прикрепляется к корпусу кувшина.
Ручка: Постройте ручку как объемный элемент, соединяющийся с корпусом. Учитывайте ее изгиб и толщину.
Б. Построение яблока:
- Плоский силуэт и пропорции:Наметьте общие габариты яблока (круг, овал) в выбранном месте композиции.
Определите положение плодоножки и углубления у нее. - Построение объема (с помощью осевой линии и света/тени):Осевая линия: Проведите условную вертикальную ось, проходящую через центр яблока.
Работа с тоном (предварительно):
Заштрихуйте легкими линиями собственную тень яблока по линии светораздела, учитывая рефлекс. Заштрихуйте падающие тени. Это поможет сразу придать объем.
Прорисовка формы: Уточните форму, учитывая, что яблоко не идеально круглое, а имеет небольшие бугры, вмятины, и оно скорее сферическое, чем плоское.
- Детали:Плодоножка: Нарисуйте ее как небольшой объемный элемент.
Углубление: Обозначьте характерное углубление у плодоножки.
В. Построение поверхности (стол):
- Линия горизонта: Определите уровень глаз (линию горизонта).
- Перспектива: Нарисуйте линию стола, учитывая перспективу. Если линия горизонта выше уровня глаз, стол будет виден сверху. Если ниже – снизу.
- Падающая тень: Очень легкими линиями наметьте, куда падают тени от кувшина и яблока.
Этап 3: Работа тоном (от темного к светлому)
- Определение источников света: Где находится основной источник света? От этого зависит направление теней и бликов.
- Работа с тенями:Собственные тени: Начните затемнять самые темные участки объектов – там, куда свет не попадает напрямую.
Полутона: Постепенно наращивайте тон, заполняя области между светом и тенью. Следите за плавностью переходов.
Падающая тень: Затемните тени, падающие на поверхность. - Работа с освещенными частями:Предварительная работа: Можно уже сейчас очень легкими линиями наметить, где будут самые светлые участки (блики).
Внимание к рефлексам: Обратите внимание на рефлексы – свет, отраженный от поверхности или от другого объекта. Они делают объем более живым и смягчают тень. На кувшине и яблоке могут быть рефлексы от стола. - Уточнение формы и объема:Постоянно сравнивайте тональные отношения между разными частями объекта и между объектами.
Уточняйте форму, усиливая или смягчая тени и полутона.
Проверяйте, насколько объемными кажутся предметы.
Этап 4: Детализация, уточнение и завершение
- Работа с бликами:Оставьте самые светлые участки (блики) незакрашенными или очень аккуратно осветлите их ластиком. Блики – это самые яркие точки, они показывают глянцевость или гладкость поверхности.
- Уточнение деталей:Проработайте мелкие детали: текстуру яблока, характерные линии на кувшине, плавность переходов ручки и носика.
Уточните рисунок падающей тени, делая ее более убедительной. - Финальная оценка:Отойдите от работы, посмотрите на нее издалека.
Оцените композицию, пропорции, тональные отношения, объемность.
Усильте контраст, если это необходимо, или смягчите слишком резкие переходы.
Убедитесь, что все элементы картины гармонично смотрятся вместе.
Важные замечания:
- Инструменты: Используйте карандаши разной мягкости (например, HB для построения, 2B, 4B для теней).
- Ластик: Ластик – это не только инструмент для исправления ошибок, но и для создания бликов и осветления участков.
- Наблюдение: Самое главное – постоянно наблюдать за натурой! Не рисуйте “как вы думаете, это должно выглядеть”, а рисуйте “как вы видите”.
- Терпение: Рисунок – это процесс, требующий времени и терпения. Не торопитесь.
Этот алгоритм – это каркас. В реальном процессе рисования некоторые этапы могут переплетаться, и вам придется возвращаться к предыдущим шагам для уточнения.