(Из цикла «Художники – земляки»)
Истории талантливых самородков, выросших на сибирской земле, всегда поражают своей искренностью и тихой глубиной. Одним из таких людей был Владимир Аркадьевич Бармин - художник, чья жизнь оборвалась слишком рано, но чьи работы до сих пор хранят тепло и доброту.
Владимир Аркадьевич Бармин родился 26 ноября 1956 года в Казахстане, став четвертым ребёнком в семье. Его отец, Аркадий Игнатьевич, был фронтовиком, прошедшим тяжёлые дороги Великой Отечественной войны. Возможно, именно от отца он унаследовал ту внутреннюю собранность и серьёзность, которая отличала его уже в юности.
Семья много переезжала: в 1963 году - в деревню Шилинка Красноярского края, затем - в Старолапино, и, наконец, в 1968 году - в посёлок Мостовское Большемуртинского района. Здесь Владимир окончил восьмилетнюю школу, 9–10 классы обучался в Межовской средней школе.
В школьные годы будущий художник не выделялся особыми достижениями. Он был скромным, тихим, а главное - никто толком не знал о его способности рисовать. Свой талант Владимир открывал не напоказ, а для себя, как личную, глубоко сокровенную необходимость.
После службы в рядах Советской Армии (1975–1977 гг.) Владимир поступил в Красноярское художественное училище имени Сурикова. Там он впервые ощутил себя не просто учеником, а художником — человеком, которому дано видеть и воспроизводить мир через краски и линии.
Позже он продолжил обучение в институте искусств, выбрав специальность «Художник по рекламе и графическому дизайну». Полученные знания расширили его профессиональный кругозор и дали возможность работать как в свободном творчестве, так и в прикладной художественной сфере.
В начале 1980-х Владимир устроился художником-дизайнером на Красноярский телевизорный завод. Казалось бы, стабильная работа и перспективы развития должны были удержать его в городе. Но городской шум и ритм не были его стихией.
Его тянуло домой - в Мостовское, где небо кажется ближе, воздух чище, а каждая тропинка рассказывает свою историю. Вскоре он оставил завод и вернулся в родные места.
Он много читал. Увлекался философией. Мог цитировать Канта или Фрейда и делать это просто, по-домашнему, как будто говорил о погоде.
В одном из его альбомов нашлась фраза:
«Кто не задумывается, тот не знает слово “почему”.»
Это - весь он. Человек, который искал смысл, чувствовал сильнее, чем показывал.
Жители поселка знали Владимира как человека лёгкого, доброго и удивительно наблюдательного. С этюдником он мог появиться где угодно, у реки, на дороге, возле старой бани, на опушке леса. Он умел заметить то, что другие проходят мимо: поворот головы, смешной жест, испугавшуюся птицу, блеск воды на закате.
Он писал маслом, акварелью, гуашью, пастелью -как будто каждая техника была отдельным языком, на котором он говорил в своих картинах.
Его любимой темой была природа. Она была ему не фоном - она была собеседником, другом, утешением.
«Глухарь», "Рябчики", «Кемчуг», «Берёзы», «Дорога на Байроновку» -
во всех этих работах чувствуется не просто мастерство.
В них - любовь. Тихая, глубокая, настоящая.
Он мечтал о своей выставке. Хотел увидеть, как его работы висят в зале, а люди останавливаются перед ними, узнавая знакомые места.
Друзья помнят его как человека щедрого, многие картины были просто подарены, от души, без сожаления.
Любопытная черта Владимира - строгая самокритичность. Если работа казалась ему недостаточно удачной, он мог уничтожить её.
К пятидесятилетию Победы Владимир сделал важное дело для всех жителей Мостовского, он собственноручно отреставрировал памятник, посвящённый Великой Отечественной войне, землякам, погибшим на фронте.
Работал он без лишнего шума, скромно, но с огромной внутренней отдачей. Для него это была не просто работа художника - это был жест благодарности поколению Победы, в том числе собственному отцу.
8 мая 1995 года, жизнь Владимира Аркадьевича Бармина трагически оборвалась.
На память потомкам, остались его картины, сохранившиеся в Большемуртинском краеведческом музее, семьях друзей и односельчан, продолжают жить.
Они наполнены теплом, вниманием к человеку, доброй улыбкой и любовью к сибирской земле. Через них и сегодня можно увидеть мир глазами художника, который умел не просто смотреть - умел видеть.
Автор Светлана Отмахова.
В статье использованы материалы исследовательской работы учащихся Мостовской школы - Барминой Т., Цитович Н., Михайловой Д.