Найти в Дзене
Записки артистки балета

"Русские балеты" Дягилева. "Лебединое озеро"

30 ноября 1911 года на сцене лондонского Ковент-Гардена Дягилев представил "свою версию" балета "Лебединое озеро", адаптировав для труппы спектакль, поставленный М.Петипа и Л.Ивановым. Премьера балета "Лебединое озеро" состоялась 20 февраля 1877 года на сцене московского Большого театра. Балет в постановке Юлиуса Венцеля Райзингера успеха не имел и скоро сошёл со сцены. Почти через 20 лет, 15 января 1895 год на сцене Мариинского театра состоялась премьера "Лебединого озера" с обновленным либретто и в новой хореографии. Мариусу Петипа принадлежали хореография I акта, III акт и апофеоз; Льву Иванову — II акт, венецианский и венгерский танцы III акта и IV акт. Несмотря на то, что это не первоисточник, все же вновь позволю себе процитировать воспоминания Бориса Кохно. "ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО" Балет-пантомима в двух действиях и трех сценах Модеста Чайковского, либретто Владимира Бегичева и Василия Гельцер. Музыка Петра Ильича Чайковского, хореография Мариуса Петипа. Декорации и костюмы Александ

30 ноября 1911 года на сцене лондонского Ковент-Гардена Дягилев представил "свою версию" балета "Лебединое озеро", адаптировав для труппы спектакль, поставленный М.Петипа и Л.Ивановым.

Премьера балета "Лебединое озеро" состоялась 20 февраля 1877 года на сцене московского Большого театра. Балет в постановке Юлиуса Венцеля Райзингера успеха не имел и скоро сошёл со сцены.

Почти через 20 лет, 15 января 1895 год на сцене Мариинского театра состоялась премьера "Лебединого озера" с обновленным либретто и в новой хореографии. Мариусу Петипа принадлежали хореография I акта, III акт и апофеоз; Льву Иванову — II акт, венецианский и венгерский танцы III акта и IV акт.

Несмотря на то, что это не первоисточник, все же вновь позволю себе процитировать воспоминания Бориса Кохно.

"ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО"
Балет-пантомима в двух действиях и трех сценах Модеста Чайковского, либретто Владимира Бегичева и Василия Гельцер. Музыка Петра Ильича Чайковского, хореография Мариуса Петипа. Декорации и костюмы Александра Головина и Константина Коровина. Первое выступление Русского балета в Театре Ковент-Гарден, Лондон, 30 ноября, 1911. В этой версии "Вальс" и "Танец принцесс" во втором акте в хореографии Михаила Фокина.
17 февраля 1894 года "Лебединое озеро" было впервые поставлено в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, на этот раз в хореографической версии Петипа и его коллеги Льва Иванова, который с 1885 года был вторым балетмейстером Мариинского театра.
В программных заметках Дягилева имя Иванова не упоминается, однако именно мариинская версия была адаптирована "Русскими балетами". Сначала переработана и дополнена Фокиным, а затем позже - Брониславой Нижинской и Джорджем Баланчиным.
В оригинале "Лебединое озеро" состояло из четырех сцен, но версия, которую Дягилев представил в Лондоне в 1911 году, состояла из двух актов и трех сцен, а когда балет был возрожден в 1924 году, он был сведен к одному акту, включающему только первую и третью сцены.
На премьере в Ковент-Гардене главные партии исполняли Матильда Кшесинская и Нижинский.
В лондонском сезоне 1929 года в том же театре их танцевали Ольга Спесивцева и Серж Лифарь. Одно из представлений "Лебединого озера", которое я никогда не забуду, состоялось в Турине в 1927 году.
-2
Дирижер оркестра Дезире-Эмиль Энгельбрехт был приглашен на гастроли в последний момент, и у него не было времени порепетировать с труппой.
На премьере он дирижировал вариацией Спесивцевой в таком медленном темпе, что она почти не могла танцевать. Поглощенный партитурой, Энгхельбрехт не смотрел за балериной и не слышал, как кордебалет притопывает ногами, задавая ему нужный темп.
Мы наблюдали, как несколько раз в ходе выполнения вариации Спесивцева поднимала ногу в великолепном developpe и оставалась неподвижной на пальцах, ожидая - секунды казались бесконечными - момента, который позволил бы ей сменить позу. Прямая и непоколебимая, она стояла на одной ноге, как будто ее поддерживал партнер, и улыбалась изумленной публике.
-3
В конце ее вариации танцоры, столпившиеся за кулисами, устроили Спесивцевой овацию; они были так взбешены некомпетентностью Энгхельбрехта, что после окончания спектакля потребовали, чтобы Дягилев немедленно уволил его.
В полночь в театре не было под рукой канцелярских принадлежностей, и их петиция была написана на рулоне туалетной бумаги.

Из книги Бориса Кохно "Дягилев и русские балеты".