До отстранения российских лыжников от международных соревнований Александр Большунов был бесспорным лидером отечественного лыжного спорта и главным соперником норвежской «машины», олицетворенной Йоханнесом Клебо. Их соперничество стало центральным сюжетом сезона 2021 года. На Чемпионате мира в Оберстдорфе (Германия) перед кульминацией соревнований – марафонской гонкой на 50 километров классическим стилем – на счету у каждого было по одной золотой медали в личных дисциплинах. Большунов победил в скиатлоне (15+15 км), а Клебо – в спринте. Предстоящий марафон должен был стать решающим аккордом, выяснением, кто сильнее в изматывающей гонке на выносливость. Однако итог этого противостояния оказался скандальным и драматичным, лишив золотой медали обоих фаворитов.
Ход гонки: тактическая битва и борьба с дистанцией
С самого старта гонка задала высокий темп. Первые 10 километров лидирующую группу возглавляли россияне – Александр Большунов, Алексей Червоткин и Илья Белов. Однако лыжный марафон – гонка длинная, и тактика здесь играет не меньшую роль, чем скорость.
После прохождения примерно пятой части дистанции (около 10 км) произошел неожиданный спад: Большунов резко сбавил ход и откатился далеко назад, на 27-е место. Специалисты и комментаторы предположили, что он мог чрезмерно расточительно потратить силы, пытаясь сразу догнать норвежца Эмиля Иверсена, ненадолго устроившего небольшой отрыв. Однако класс и выносливость Большунова проявились в полной мере: к 20-му километру он абсолютно спокойно и уверенно, без видимого напряжения, вернулся в головную группу и вновь возглавил пелотон.
Важным тактическим моментом стала стратегия смены лыж. Норвежская команда, известная своей безупречной работой на пит-стопах, решила сменить лыжи раньше – сразу после 30-го километра. Большунов же воспользовался сменой инвентаря значительно позже, ближе к 40-му километру. Этот «размен» привел к тому, что после своего пит-стопа Александр оказался в проигрыше от норвежской группы около 15 секунд. Тем не менее, он продемонстрировал феноменальную мощь, уверенно ликвидировав отставание и вернувшись в группу лидеров. К этому моменту его соотечественники уже серьезно отстали, и вся тяжесть борьбы с норвежской командой легла на плечи Большунова в одиночку.
Финишный рывок и роковой контакт
На финишный круг вышла компания из пяти сильнейших лыжников: Александр Большунов, Йоханнес Клебо, Ханс Кристер Холунн, Эмиль Иверсен и Симен Хегстад Крюгер. На последнем крутом подъеме, где обычно и решается судьба медалей, главные конкуренты – Большунов и Клебо – совершили решающий рывок и ушли в отрыв.
Они вдвоем неслись к к финишу, готовясь к решающему спринтерскому броску. Большунов, демонстрируя свое преимущество, чуть вышел вперед и занял тактически верную позицию у самого правого ограждения, чтобы закрыть Клебо траекторию для обгона. Норвежец, пытаясь найти хоть какую-то лазейку, начал втискиваться в узкий зазор между Большуновым и бортиком.
В этот момент и произошла роковая случайность. Йоханнес, находясь в крайне неустойчивой позиции, слегка потерял равновесие. Произошел контакт: лыжа или палка Клебо зацепили палку Большунова. Хрупкий карбоновый прут, на который приходится огромная нагрузка, сломался пополам с характерным хрустом. Клебо, сохранив равновесие, по инерции вылетел вперед, а Большунов остался на финишной прямой с одной палкой. Лишенный возможности полноценно отталкиваться, он беспомощно наблюдал, как мимо него проносится не только Клебо, но и догоняющий их Эмиль Иверсен.
Слезы обиды, ярость и спортивное правосудие
Финишировав третьим, Александр Большунов в порыве отчаяния и злости швырнул на снег обломок своей сломанной палки. Подойдя к обочине трассы, он оперся на рекламный щит, опустил голову и заплакал. Это были слезы не просто досады от проигрыша, а чувства глубокой несправедливости: победа в марафоне чемпионата мира была украдена у него не спортивным путем, а из-за чужой ошибки и неудачного стечения обстоятельств.
Йоханнес Клебо, финишировавший первым, подошел к побежденному сопернику и попытался утешить его, похлопав по спине. Позже Большунов признавался, что был настолько потрясен и погружен в свои эмоции, что даже не расслышал слов норвежца. На горячую голову Александр заявил журналистам, что не пойдет на церемонию награждения, так как считает итоги гонки нечестными.
Однако история на этом не закончилась. Российская сторона подала официальный протест, требуя дискваливалификации Клебо за помеху сопернику. Судьи внимательно изучили видеоповторы финального эпизода. Было принято решение, что контакт, приведший к поломке палки, действительно стал следствием действий Клебо, которые помешали Большунову бороться на равных. Норвежскую звезду лишили золотой медали. Апелляция норвежской команды была отклонена.
В результате перераспределения мест золото досталось Эмилю Иверсену, серебро – Александру Большунову (вместо бронзы), а бронза – Симену Крюгеру. Для Большунова это, конечно, было слабым утешением. Выигранное в кабинете судей серебро не могло сравниться с золотом, завоеванным на трассе. Тем не менее, многие отметили, что в этот раз судейство оказалось справедливым, ведь могли и «не заметить» нарушения такой мировой звезды, как Клебо.
Пекинская месть
Главный марафон в карьере Большунова, который он мечтал выиграть, состоялся годом позже на Олимпийских играх в Пекине. Из-за экстремально низких температур и сильного ветра дистанцию сократили с 50 до 28,4 км. И именно эту гонку Александр Большунов уверенно выиграл, завоевав долгожданное олимпийское золото в личном виде программы.
Символичным стал финал его главного соперника. Йоханнес Клебо, который, по некоторым данным, из-за плохого самочувствия вообще не планировал всерьез бороться в этом марафоне, сошел с дистанции, когда его отставание от лидера (которым был Большунов) составило около минуты.
Многие расценили это как высшую спортивную месть. Возможно, тот скандальный и горький финиш в Оберстдорфе, подаривший Большунову не золото, а тяжелейший урок, в итоге лишь закалил его характер и помог ему подняться на высшую ступень пьедестала в Пекине.