Есть такие победы, которым ты и рад и не рад одновременно. Результат - да, радует. Но невероятно жаль потраченных сил, эмоций, времени. Потраченных на сражения с чужой глупостью, алчностью, подлостью, кверулянтством.
Давно и много говорят о том, что "дачные войны" одни из самых жестоких и даже кровавых. Люди годами бьются за несколько сантиметров чужой земли, не уступая ни пяди.
Судятся, пакостят друг-другу, идут врукопашную и хорошо, если все это не заканчивается настоящей трагедией. А примеров тому масса.
Не думала и не гадала, что мне придется потратить почти пять лет на то, чтобы восстановить законные границы малюсенького дачного участка в четыре сотки, который моей маме предоставило государство в далеком восьмидесятом году прошлого века.
Все участки получали работники одной организации. Все были коллегами. Тогда еще молодыми. Все одинаково строились, возделывали землю, отдыхали, как умели. И больше всего повезло тем, кому повезло с соседями. Нам не повезло. Мамина коллега, с которой мы начали соседствовать и на работе славилась своим склочным характером, а на даче развернулась вовсю.
Для начала переругалась со всеми соседями на улице. Десятками строчила жалобы в правление на всех и на вся. К нам особо не лезла, потому что был жив отец, который умел утихомирить и хорошо припугнуть кого угодно. Но в конце концов она довоевалась до того, что добрые люди, которым она не давала покоя,просто взяли и сожгли её дом.
Я не особо вдавалась в подробности этих битв и на дачу ездила редко - занимался ей отец. Его единственное место покоя, куда он ездил с огромным удовольствием.
Потом папа очень сильно заболел и дача стояла неприсмотренной несколько лет. А потом и вовсе слег. Нам уже всем ни до чего было. Лишь бы выжил. Но не получилось его спасти. Ушел папа.
Когда я через пол года после его смерти, летом, приехала на дачу - пришла в ужас. Домик открыт и разорен. Украдено все, что было и ценного и бесценного (что было памятью об отце). Посуду и ту всю вытащили, ни одной тарелки в доме не осталось. Участок зарос, стройматериалов, которых было еще на постройку двух домов как и не было.
А на участке безраздельно властвует наша соседка. Посадок было много. Все плоды заботли ей собирались и продавались на местных маленьких рынках. Но это ерунда. Хоть кому то послужило и слава Богу.
Стоит ли говорить о том, что мой приезд был для нее и ее семьи как гром среди ясного неба. Люди прижились на нашей земле и дом освоили. И яростно пользовались всем. Папа был еще тот Плюшкин и у нас было всё. Нет не так. ВСЁ. И расставаться соседи с этим категорически не хотели.
Не буду описывать все гадости и мелкие пакости, которые они творили. Я не связывалась, понимая, что они только и ждут момента, чтобы развязать полномасштабную войну. А дача для меня, как и для отца в свое время, стала маленьким островком , где я могла отдохнуть от дома и непростого нашего домашнего быта.
В каждый приезд я недосчитывалась то одного, то другого, что недальновидно не спрятала под замок. А в один прекрасный день приехала и обнаружила, что соседи возвели новое ограждение, зайдя вглубь нашего участка больше, чем на метр. И что самое смешное - железные трубы и рабица из которых был возведен новый забор были наши. Без объяснений, пояснений и прочей интеллигентской шелухи. На тебе, мол. Выкуси.
Пару недель они сидели в засаде, ожидая моего нападения. Но не случилось. Я позвонила председателю СНТ, пригласила его прийти с документами и наняла бригаду строителей для установки глухого забора. Потому что смотреть на эти лисьи физиономии и терпеть их постоянное присутствие на своем участке уже просто не было сил.
Боже... Какое дивное, какое масштабное театрализованное представление мне и всем причастным пришлось наблюдать. Семидесятипятилетняя соседка -зачинщица, в трусишках и рваной маечке по-МХАТовски рыдала, бросалась на рабицу, висела на ней в позе паука, приводила "железобетонные" на ее взгляд вргументы , обзывая меня проституткой, к которой "только и успевают подъезжать машины". Видимо в ее личном законодательстве падшие женщины должны быть лишены всего, в том числе личного имущества;)
Председатель, не смотря на мой пошатнувшийся социальный статус, невозмутимо измерил оба наших участка и показал где проходит граница (а что там было измерять, когда межевые столбы так и остались на своем месте, так как папа мой был человеком основательным и вбил их в свое время чуть не в земное ядро - вытащить их у бабушки-паука не получилось).
Рабочие выдрали бабушкин самострой и установили новый крепкий и высокий забор из профиля. Все согласовано, все по уставу СНТ. И я расслабилась. А зря.
Сначала ко мне, как на работу, ездили участковый и сотрудники полиции местного отделения РОВД. А весной (забор я поставила в знаменательную дату - 3 сентября, в тот день , когда горят костры рябин и когда всё было всерьёз;)), совершенно случайно - от председателя, узнала , что соседи подали в суд. На снос нашего забора. С обалденной формулировкой - он мешает им обслуживать им заднюю стенку бани, которая построена даже не на меже, а с заступом на наш участок почти на метр. А также и мы и забор наносим им моральные страдания, которые терпеть совершенно невозможно.
Я не знаю почему мы ни разу не получали судебных документов. Все получали, а их нет. Когда пришли в суд уже на четвертое заседание и ознакомились с материалами дела, выяснилось, что телефоны указаны несуществующие, которых у нас никогда не было. А также выяснилось, что их участок был приватизирован в год смерти отца в новых, расширенных границах, с заступом на наш. Нас, конечно же, на межевание никто не приглашал.
Почему в день установки забора об этом не было сказано ни слова - не знаю. Почему не были предоставлены эти документы тоже не знаю. Логику этих людей нам не понять. Больно разные.
А земельное наше законодательство устроено таким странным способом, что любой самозахват можно оправдать. Попросту говоря - кто первый встал, того и тапки. И этот метр - всего лишь погрешность. Ерунда, не стоящая внимания. И судья по фамилии Чепрасов в нашем центральном суде, не слушая наших аргументов и доводов, не принимая во внимание ни свидетельства председателя, соседей, вынес решение - наш забор снести и выплатить соседям судебные издержки. Апелляция тоже не помогла.
И я, было, приуныла и решила опустить руки. Пришла домой, села возле мамы (а хозяйка она ), выслушала ее спокойный монолог о том, что никаких подарков и справедливости от небес и от жизни она не ждет. И пусть уже соседка насытится этим метром и ее деньгами. А мы уж как-нибудь так... Как получится.
И тут мой внутренний слон Александра Македонского поднял бивни и хобот к небу и затрубил боевой марш. Да как это, думаю, я за других бьюсь до последнего , а за маму родную не смогу постоять? Да сейчас... уныние , как рукой сняло.
Написала Сергею Шаргунову, как депутату Государственной думы, который ни разу не отказал в решении очень многих проблем очень многим людям у нас на Алтае. Составила письмо. Он отправил депутатский запрос в генеральную прокуратуру, оттуда спустили запрос в нашу краевую прокуратуру.
И я очень признательна нашему краевому прокурору Герман Антону Андреевичу , который взял дело на личный контроль и поручил заняться им помощнику прокурора Верещагину Дмитрию Юрьевичу, который со всем участием и вниманием изучил дело и составил очень грамотный иск.
Нам очень и очень повезло, что дело попало к судье Овсянниковой Марине Юрьевне. Непредвзятому профессионалу, которая с таким тщанием и дотошностью рассматривала все факты и вникала во все мелочи и вынесла законное и самое главное справедливое решение - вернуть границы 1980 года, которые были при изначальном межевании.
Но а самый мой низкий поклон и самые искренние слова благодарности - моей подруге Алле Румянцевой - шикарному юристу , которая все эти годы была юридическим представителем моей мамы и самоотвкрженно, как лев боролась, не опускала рук, писала огромное количество бумаг, готовилась ко всем заседаниям в ущерб личному и рабочему времени. Безвозмездно. "Вы мои. А со своих я денег не беру". Спасибо, Алла. Огромное тебе спасибо. Я твой должник.
Суд выигран. Деньги, которые высчитывали с маминой пенсии, даст Бог вернем. И все судебные расходы.
Жаль, что не вернуть потраченных сил, времени и нервов. Но уж как случилось, такое и случилось.
А соседка - кверулянтка слегла. Еще в прошлом году она своими ногами с утра прибегала на свои восемь соток и ее крепкий зад мелькал среди грядок в довольно шустром темпе. А вечером своими же ногами она бежала почти километр до автобусной остановки и возвращалась домой. В этом году на даче ее нет. Да и немудрено. Восемьдесят.
На что тратила последние годы жизни? Какую память о себе оставит - вопросы риторические.
Вот такая вот история никому не нужной , но так трудно давшейся победы.
Но я рада, что маму мы защитили. Небеса дали ей не только потери:) А это самое главное.