Найти в Дзене
Летописец Спасск

Село Островки. Экскурс в прошлое

Озеро Святое в Спасском районе - место притяжения для сотен отдыхающих. Вода здесь щелочная, необыкновенного качества. Говорят, в пору расцвета колхозов механизатор опускал с вечера в озеро свою промасленную спецовку, а наутро доставал ее чистенькую, без пятен. Обычно это курортное место связывают с селом Старый Киструс, потому что оно находится на пути к озеру. Если по той же дороге проехать чуть дальше, вы попадете в село с благозвучным названием Островки. О нем и пойдет наш рассказ. Как большинство населенных пунктов Мещерской стороны деревня Островки появилась много веков назад, о чем свидетельствуют археологические находки. Но первые упоминания в письменных источниках относятся к 1637 году. «Деревенька эта в числе с Гулынками и Зиминцами относились к с. Городец. Видимо оттуда и пришли первые поселенцы». (Голдабёнков Н.А., Шаров П.А. Спасск: Ч.1, 1994 – С. 160). В историю Рязанской губернии она вошла в связи с «Делом о происшествии в деревне Островках между помещиком Жилинским и е

Озеро Святое в Спасском районе - место притяжения для сотен отдыхающих. Вода здесь щелочная, необыкновенного качества. Говорят, в пору расцвета колхозов механизатор опускал с вечера в озеро свою промасленную спецовку, а наутро доставал ее чистенькую, без пятен. Обычно это курортное место связывают с селом Старый Киструс, потому что оно находится на пути к озеру. Если по той же дороге проехать чуть дальше, вы попадете в село с благозвучным названием Островки. О нем и пойдет наш рассказ.

Как большинство населенных пунктов Мещерской стороны деревня Островки появилась много веков назад, о чем свидетельствуют археологические находки. Но первые упоминания в письменных источниках относятся к 1637 году. «Деревенька эта в числе с Гулынками и Зиминцами относились к с. Городец. Видимо оттуда и пришли первые поселенцы». (Голдабёнков Н.А., Шаров П.А. Спасск: Ч.1, 1994 – С. 160). В историю Рязанской губернии она вошла в связи с «Делом о происшествии в деревне Островках между помещиком Жилинским и его крестьянами». Дело это наделало много шуму не только в уездной администрации, но и в губернской. А. Д. Повали́шин (15.07.1844, г. Спасск Ряз. губ. – 17.07.1899, г. Рязань) описывает эту историю в своей книге «Рязанские помещики и их крепостные». Крестьяне были люди тихие, покорные, - пишет историк, исследователь крестьянского и помещичьего хозяйства, - они не сделали помещику никакого насилия. Помещик, со своей стороны, тоже был человек добрый, обходительный, не высказывал жестокого обращения с крестьянами. В 1857 году, когда произошло данное событие, в деревне Островки у него было 335 ревизских душ, т.е. лиц мужского пола. В пользовании крестьян находилась вся господская земля количеством 3485 десятин, крестьяне платили оброк с тягла по 75 руб. в год. Они занимались отхожим промыслом на Дону, отлучка по паспортам была совершенно свободная. Помещик в деревне не проживал, приезжал раза 2 в год. Повинности крестьян к этому времени заключались в обеспечении столового запаса на время пребывания помещика в имении., а именно: с пяти тягл одного барана и по две курицы. «Таким образом, - пишет А.Д. Повалишин, - с имущественной стороны не только не было никакого стеснения крестьян помещиком, но они пользовались даже достаточной обеспеченностью».

Но был у барина один грешок – это слабость к женскому полу, от которой иногда появлялись внебрачные дети. И многие крестьяне, вернувшись с заработков, могли убедиться в неверности своих жен, которые во всем обвиняли помещика. В очередной раз, когда Жилинский приехал собрать оброк, крестьяне пришли с настроем не только уменьшить повинности, но и прекратить любовные похождения барина. Первый вопрос не вызвал у помещика никаких возражений, но обвинения в домогательстве он пытался опровергнуть, ссылаясь на свой 63-летний возраст. Позвали женщин, те подтвердили свои обвинения, страсти разгорались, толпа стала напирать, помещик хотел припугнуть мужиков ружьем, его обезоружили и посадили под домашний арест.

Фрагмент книги А.Д. Повалишина «Рязанские помещики и их крепостные».
Фрагмент книги А.Д. Повалишина «Рязанские помещики и их крепостные».

Крестьяне растерялись: что делать дальше? Обратились за помощью к священникам соседних сел, но не получили совета. Позвали станового, тот приехал, первым делом освободил помещика, который поспешил выехать из имения. Крестьян тем временем кто-то надоумил подать на Жилинского жалобы уездному предводителю дворянства, губернатору и даже архиерею. В жалобе последнему они указывали множество случаев принуждения их жен к прелюбодеянию и просили его заступничества. Здесь нужно добавить, что в 1857 году уже шла подготовка к крестьянской реформе, поэтому незамедлительно было назначено следствие, результаты рассматривало дворянское депутатское собрание, которое не нашло в деле признаков злоупотребления помещичьей властью.

После отмены крепостного права в деревне были организованы три общины: община крестьян, бывших г. Жилинского Павла Кондратьевича была многочисленнее всех. В 1886 году в нее входило 813 чел. обоего пола (имеется в виду население от 16-и лет). Из них грамотных было 84 чел. мужского пола и 3 женского. 33 мальчика обучались в местной школе и в с. Киструс.

Вторая по численности община состояла из бывших крестьян помещицы Е.Н. Ошаниной, в нее входило 119 человек, среди них 9 грамотных мужчин и 1 ребенок. Была еще совсем малочисленная община бывших государственных крестьян, принадлежащих некогда Московскому храму. Она состояла из одной семьи из 9-и человек. (Сборник статистических сведений по Рязанской губернии, Том 8, Вып.1. Спасский уезд)

В описании деревни Островки 1890 года отмечается, что в селении имеется своя школа и три промышленных заведения: синильня (мастерская по окрашиванию ткани), в которой заняты 4 работника, кузница с тремя кузнецами и руша́лка (дробилка для зерна, крупорушка (словарь В. Даля)). Также в деревне есть один портной, один сапожник, один писарь, 2 бондаря. На всю деревню 15 плодовых деревьев (большая редкость для крестьянского хозяйства) и 28 колодок пчел.

-3

В Островском земском училище с 1886 года работал священник М.С. Озеров, он получал жалованье 30 руб в год. Основным учителем также с 1886 года был выпускник Рязанской учительской семинарии Краснов И.И., его жалованье составляло 200 руб в год.

Земля в Островках частью посредственная, но больше плохая. Почва преимущественно глинистая, болотистая. Пашни ровные, но есть много низменных участков, на которых в сырой год хлеб вымокает. Луга лесные и болотистые, с плохой, грубой травой. Пастбища хороши. В наделе много торфа и глины, но ими не пользуются. Воды хорошей всегда достаточно, в Островках 14 колодцев.

Многие взрослые и подростки собирают грибы и ягоды для продажи. Ближайший рынок в селе Киструс. Некоторые крестьяне занимаются извозом дров и лесных материалов из рощ на Кистусскую пристань. Отхожим промыслом занимаются 180 мужчин и 2 женщины (168 бондарей, 5 пильщиков, 4 чернорабочих, 1 торговец лесом, 1 приказчик, 1 дворник и 2 прачки). 33 женщины уходят вместе с мужьями, но занятия их неизвестны. На заработки уходят преимущественно в Харьковскую, Екатеринославскую (современные Днепропетровская, Запорожская, Донецкая, Луганская и Харьковская области) и другие южные губернии России. (Сборник статистических сведений по Рязанской губернии, Том 8, Вып. 2. Спасский уезд)

Видимо, отходники со временем покидают свои жилища в Островках и пускают корни в чужих землях, потому что согласно статистическим таблицам 1887 года процент безлошадных и бескоровных дворов превышает 50%, да и число бездомовых семей тоже достаточно высокое (чуть менее 50-и % от имеющих избы).

В русско-японской войне 1904-1907гг принимали участие Аким Васильевич Климков, Василий Алексеевич Лукашов, Андрей Гаврилович Захаров, Василий Андреевич Климков, Павел Андреевич Вострухин, Василий Федорович Никитин.

А в первую мировую войну на фронт ушли Захаров Алексей Захарович, Петриков Захар Петрович, Никулкин Никифор Данилович, Матоликов Иван Григорьевич, Коняев Петр Андреевич, Коняев Петр Михайлович и другие.

Население деревни было достаточно зажиточным, до сегодняшнего дня сохранилось несколько построек конца 19 – начала 20 вв.

-4

В 1910 году на средства жителей деревни была построена каменная церковь, с этого времени Островки становятся селом.

Церковь Николая Чудотворца (1910г)
Церковь Николая Чудотворца (1910г)

К сожалению, она не долго служила людям. В конце 1920-х годов церкви массово закрывались. В ноябре 1929 года был арестован церковный староста Левкин Никита Дмитриевич 1884 г.р., в феврале 1930 года он был приговорен к отбыванию наказания в Северном крае (реабилитирован Рязоблпрокуратурой по Указу ПВС СССР от 16.01.1989г.). Вскоре разрушили колокольню, а здание приспособили под колхозный склад. Долгое время здесь находился зерноток. «Преодолевая грохот транспортера и завалы пшеницы, я прошел вглубь, - пишет П.А. Шаров, вспоминая свое первое знакомство с церковью в 1970-е годы. – Из-за заколоченных окон здесь царил полумрак. Свет проникал через широко распахнутые двери - входы. Поразили меня своей сочностью и богатством росписи, выполненные в стиле эпохи художников-передвижников.» (Голдабёнков Н.А., Шаров П.А. Спасск: Ч.1, 1994 – С. 163).

-6

В настоящее время церковь выглядит так. Если бы мы приехали летом, то за порослью не смогли бы ее сфотографировать. Но разрушенной ее назвать нельзя. А внутри она завораживает еще больше.

-7

Местные энтузиасты в свое время позаботились о том, чтобы очистить храм от излишнего мусора, пол выложен плиткой, которая достаточно хорошо сохранилась. Но будущего у церкви, по всей видимости, нет, потому что нет прихода. В 2023 году от некогда многолюдного села осталось 53 жителя, а в окрестных деревнях и того меньше.

В годы революции и становления Советской власти в истории села несомненно было много памятных событий, но нам не удалось найти о них информации. Не исключаем, что кто-то из наших читателей захочет поделиться с нами историей своей семьи, связанной с селом. Удивительно, как порой всплывают в истории, казалось бы, забытые события или люди. Примером может служить увековечивание памяти участника Первой мировой войны Алексея Яковлевича Захарова, уроженца села Островки. Благодаря поисковой работе спасского краеведа Сергея Абрамова стала известной судьба героя, ставшего жертвой массового террора конца 1930-х годов.

Алексей Яковлевич Захаров, фото 1916 года, участник Первой мировой войны, Полный Георгиевский кавалер
Алексей Яковлевич Захаров, фото 1916 года, участник Первой мировой войны, Полный Георгиевский кавалер

Алексей Яковлевич Захаров родился 2 октября 1885 года в селе Островки Киструсской волости Спасского уезда Рязанской губернии. Окончил сельскую 3-классную школу.

Алексей Яковлевич – участник Первой мировой войны 1914–1918 гг., старший унтер-офицер (звание соответствовало званию сержанта в Советской Армии) 139-го пехотного Моршанского полка 35-ой пехотной дивизии.

За выдающиеся подвиги мужества и храбрости, проявленные в боях с австро-германцами в период с мая 1915 года по сентябрь 1915 года Алексей Яковлевич Захаров награжден четырьмя Георгиевскими крестами и четырьмя Георгиевскими медалями.

К концу войны в звании поручика, что соответствовало званию старшего лейтенанта в Советской Армии, он командовал ротой. С июня 1919 года по декабрь 1922 года Алексей Яковлевич состоял в должности командира роты в Красной Армии.

Вернувшись в Островки, коллективизацию не принял, в колхоз не вступал, в 1935 году был раскулачен, но продолжал оставаться единоличником.

По доносу односельчан 4 февраля 1938 года он был арестован, как и многих других, его обвиняли в антисоветской деятельности.

По приговору Специальной коллегии Рязанского областного суда от 2 августа 1938 года Алексей Яковлевич Захаров был осужден по ст. 58–10 ч. 1 УК РСФСР к семи годам лишения свободы с отбытием срока в исправительно-трудовом лагере.

Алексей Яковлевич был сослан на лесозаготовки под Архангельском. Там же он заболел и скончался. Домой прислали извещение о смерти, а похоронили его где-то в окрестностях того же лагеря.

Алексей Яковлевич Захаров был реабилитирован Рязоблпрокуратурой согласно Закону РФ от 18 октября 1991 года.

Памятная доска, установленная у въезда в село в 2019году
Памятная доска, установленная у въезда в село в 2019году

В годы Великой Отечественной войны из села Островки на фронт ушли 261 человек, из них вернулись с победой 116 человек, погибло 49 человек, пропали без вести 96 человек. Полный список хранится в сельской библиотеке. Жители села ежегодно собираются на День Победы у памятника павшим воинам почтить память погибших. И не важно, что не так много жителей сейчас проживает в Островках, вместе со всей страной они участвуют в акции «Бессмертный полк» и приходят с портретами своих родственников, участников войны.

-10

Продолжение следует. Нажмите здесь, и вы узнаете о славных трудовых подвигах островских колхозников.