«Камбэк» (18+) неожиданно ворвался в топы лучших и самых популярных сериалов года. Кажется, его ждали только фанаты Александра Петрова и некоторые жители Нижнего Новгорода, где происходят события всех восьми серий.
«Камбэк» много хвалят критики, у него высокие рейтинги и место в топ-250 «Кинопоиска». При этом обычные зрители, кажется, не очень активно обсуждают сериал. Те же, кто добрался до него, не всегда понимают, откуда столь положительная пресса. Так хороший это сериал или плохой? На самом деле все не так просто. В феномене «Камбэка» разобрался редактор соцмедиа NewsNN Илья Лосев.
Не вылизанная ностальгическая картинка
Главная изюминка «Камбэка» понятна с первых же секунд первой серии, когда нам показывают архивные новости с курсом валют в 2004 году. Сразу и по больному, и по ностальгии. Создатели сериала грамотно воссоздали нулевые, заполонив Нижний Новгород 21-летней давности не только отсылками на поп-культуру того времени, но и визуальным рекламным шумом, игровыми автоматами, рынками, модными и не очень тогда спортивными костюмами. Это не вылизанная ностальгическая картинка, как было в недавней «Москва слезам не верит. Все только начинается» (18+), а более реалистическое прошлое — от того «Камбэк» лишь приятнее смотреть.
При этом авторы сериала не эксплуатируют нулевые и не превращают свою картину в сплошной клип по эпохе. На первый план все же выходит история, большинство элементов которой могло бы развиваться в любое время, но начала века делает ее объемнее. То же и с выбором города — события «Камбэка» могли бы развиваться где угодно, хоть в выдуманном городе, но реальные улицы Нижнего Новгорода позволяют почувствовать некую сопричастность.
Угадай место в Нижнем Новгороде по кадру из сериала «Камбэк» — сложный тест
Единственный противоречивый момент — это нарезки из старых телешоу, фильмов и клипов, которые запускают в начале каждой серии. Смотрятся они красиво и настраивают на определенное настроение, однако никакого другого смысла не несут. Когда в сериале один и тот же прием тебе показывают восемь раз, может появиться ощущение, что это к чему-то приведет — но нет. Выбор архивов никак не связан даже с темами серий.
Самой незаметной, но при этом и профессиональной деталью, создающей атмосферу нулевых, стала так называемая зернистость — легкий шум, как у пленки девяностых или нулевых. При этом на самом деле камеры использовались современные, и благодаря такому сочетанию сериал приятно смотреть.
С технической точки зрения «Камбэк» вообще получился почти идеальным, хоть и без выдающихся новаторств: операторская работа, звук, костюмы, декорации, музыка. Последнюю зрители отмечают особенно часто — саундтрек подобрали современный (звучащий однажды Ваня Дмитриенко родился лишь в 2005 году), но он внезапно хорошо наложился на нулевые. Правда, в некоторых случаях может показаться, что песен слишком много и можно было бы оставить тишину. Так, «Дельфин» — великая группа, но когда их песни включаются практически при каждом появлении Александра Петрова на экране, возникает ощущение, что у тебя хотят выработать странный эффект Павлова.
Петров — вторая изюминка сериала
К слову, Петров стал второй изюминкой сериала. Не поймите неправильно, но он совершенно очарователен в роли побитого жизнью бомжа. Хотелось бы, чтобы после «Камбэка» у актера появилось больше серьезных драматических и «приземленных» ролей.
Кроме того, Петров не перетягивает одеяло на себя, его игра минималистична. Рядом с ним отлично раскрываются и другие актеры. Особенно порадовала Ольга Воронина, исполнившая роль матери одной из главных героинь — недаром именно ей поручили зачитать самый драматический и тяжелый монолог за весь сериал. Открытием стал и Хетаг Хинчагов, сыгравший Птаху — одного из школьников, не имеющего никакого отношения к одноименному рэперу. Правда, есть и менее удачные примеры.
И к самому интересному: а что вообще надо было играть актерам? Синопсис «Камбэка» можно описать так: четверо одноклассников знакомятся с бездомным, который потерял память. Они решают помочь ему вспомнить прошлое, но сталкиваются с совсем недетской стороной Нижнего Новгорода 2004 года.
При этом сразу же после завязки авторы решаются на весьма смелый подход — они откладывают основную историю с Компотом (персонаж Петрова) на второй план и сосредотачиваются на личных проблемах каждого из школьников. Таким образом первые четыре-пять серий получаются скорее как большое вступление, которое может не понравиться любителям быстрого развития событий.
К тому же сценаристы будто сознательно отказались от большого количества персонажей, оставив за кадром учителей и практически всех других одноклассников главных героев. Если кто-то и появляется в сюжете, то навсегда куда-то исчезает уже в следующей серии. Такой метод повествования снижает уровень реалистичности и правдоподобности, зато помогает глубже погрузиться в истории конкретных героев и не перегрузить сюжет.
Драматические семейные истории «Камбэка» вышли действительно притягательными, хоть не лишенными серьезных недостатков: какие-то события не получили необходимого продолжения, а любовные перипетии вышли абсолютно натянутыми и вызывающими только испанский стыд. Тем не менее проблемы персонажей выглядят оригинальными и в хорошем смысле слова противоречивыми — каждому на экране хочется сопереживать, и в какой-то момент симпатию начинают вызывать даже конкретные негодяи.
«Камбэк» похож на тот самый сериал, который вы мечтали когда-то снять, будучи наивными школьниками. Однако, взявшись за проект, вы будто начали слишком быстро расти, и к последним сериям поднятые темы превратились в куда более взрослые. Так, если вы начинали повествование с преступно клишированного макания головой в унитаз подростка, то к финалу уже размышляете, действительно ли материнство всегда делает человека счастливее. Таким образом, что-то свое могут найти разные возрастные группы зрителей.
«Много средних пальцев». Что пишут в Сети о сериале с Петровым, снятом в Нижнем
При этом основная история Компота не исчезает ни в одной из серий. Она медленно, но постепенно раскрывается. Создатели до последней серии поддерживают интригу, кем же был этот бездомный до потери памяти, параллельно выдавая неожиданные повороты и в более будничных арках остальных персонажей. Благодаря такому подходу сериал хочется смотреть дальше, и за восемь серий интерес не успевает угаснуть. К тому же финал в итоге радует — нам показали именно тот драйв и накал событий, которого могло не хватить в первых сериях.
Главный злодей сериала — накрутка
«Камбэк» не лишен минусов, но после просмотра возникает ощущение закрытия хорошей книги — не великой и не исключительной, но очень комфортной. Главная проблема сериала прямо сейчас — завышенные ожидания, которые могут возникнуть из-за высоких рейтингов. «Камбэк» — нормальный, ему точно не суждено стать классикой, зато увидеть второй сезон уже хочется.
Говоря о рейтингах, необходимо упомянуть главного злодея сериала — накрутку. На «Кинопоиске» в данный момент почти 1,1 млн оценок и при этом всего девять рецензий. Для сравнения: главный российский хит 2020-х «Слово пацана. Кровь на асфальте» (18+) собрал 977 тысяч оценок; один из любимейших сериалов публики по всему миру «Во все тяжкие» (18+) — 761 тысячу; лишь «Игра Престолов» (18+) получила почти 1,4 млн оценок. Внезапно «Камбэк» стал одним из самых популярных сериалов в истории отечественного кинозрителя, во что слабо верится.
На возможную накрутку указывает и другой фактор. Сам «Кинопоиск» написал, что третий сезон «Метода» (18+) собрал рекордную аудиторию среди всех сериалов, выходивших на сервисе. За первый уик-энд его посмотрели более 1,5 млн подписчиков. Большей аудитории за первые четыре дня достигал лишь «Холоп 2» (12+). При этом на данный момент на основной странице «Метода» чуть меньше миллиона оценок, отдельно у «Метод 3» — около 147 тысяч, а у «Холоп 2» — чуть больше 1,35 млн.
В итоге зрители заходят на страницу «Камбэка» и видят, что это чуть ли не величайшее кино от российских авторов. И затем разочаровываются, хотя на самом деле это хороший сериал, одна из положительных сторон которого как раз заключается в простоте и отсутствии претенциозности.
«Так испоганить оригинал». В Сети в пух и прах разнесли финал сериала Крыжовникова