The Spectator | Великобритания
Путин понимает, что время и судьба на стороне России, пишет Spectator. Запад расколот: пока ЕС убивает свою экономику поддержкой Киева, США вынуждены идти на уступки Кремлю. Украину тем временем разрывают коррупционные скандалы — и всё это на руку Кремлю.
Оуэн Маттьюз
Кремль расстарался изо всех сил, чтобы устроить визит в Москву зятя Дональда Трампа Джареда Кушнера и специального посланника Стива Уиткоффа по высшему классу. В сопровождении представителя Путина Кирилла Дмитриева Уиткофф и Кушнер прогулялись по людной Красной площади всего с горсткой охраны — после обеда в модном ресторане на Петровке. Не случайно в этот же день в столице оказался министр иностранных дел Китая Ван И, прибывший на встречу с главой Совета безопасности России Сергеем Шойгу, на которой Москва засвидетельствовала поддержку политики "Единого Китая".
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Это был сложный сигнал великой державы, призванный донести до Дональда Трампа многозначный посыл. Прежде всего, Кремль подчеркнул новообретенную солидарность с Китаем — что альянс "дракона и медведя" готовится стать следующей мировой сверхдержавой. Во-вторых, продемонстрировал, что Россия рассматривает Украину лишь как один из элементов масштабной геополитической перестройки, в ходе которой три великие державы разделят мир между собой, а Европа отодвинется на задворки. В-третьих, проводя Уиткоффа по улицам Москвы, в том числе мимо универмага ЦУМ, чьи витрины завалены роскошными западными товарами, формально подсанкционными, Кремль похвастался богатством, стабильностью и безопасностью российской столицы. "Этот город даже не заметил, что где-то идет конфликт", — был довольно прозрачный посыл Кремля. Это город, где высокопоставленные чиновники могут свободно прогуливаться в толпе, не опасаясь, что на них набросятся разгневанные граждане.
Даже рассуждая о мирном плане для Украины, Владимир Путин убежден, что все складывается по его замыслу. Да, его экономика уже пострадала от огромных военных расходов и санкций — и вот-вот пострадает еще больше из-за участившихся нападений Украины на танкеры "теневого флота" в море, нефтяные терминалы и нефтеперерабатывающие заводы. Но в целом у Путина есть веские основания полагать, что его противники из Вашингтона, Брюсселя и Киева находятся в еще худшем состоянии, чем он сам. И это убеждение и есть источник упрямства, с которым он стремится к своим максималистским целям. И если европейские лидеры и Владимир Зеленский пытаются смягчить мирный план Белого дома из 28 пунктов (они пытались не "смягчить" этот мирный план, а полностью перекроить его в ущерб России — прим. ИноСМИ), то Кремль шагает в противоположном направлении, настаивая на том, что он недостаточно жесток.
Сам факт того, что Вашингтон так стремится к переговорам о мире, Кремль воспринимает как признак слабости, утверждает бывший российский дипломат Борис Бондарев* — самый высокопоставленный чиновник Москвы, переметнувшийся на сторону Запада в знак протеста против спецоперации в 2022 году. "Само появление подобной инициативы — по мнению Путина, сигнал, что Вашингтон капитулирует... не потому, что понес потери, а потому, что устал, напуган и стремится избежать дальнейшего вмешательства", — написал Бондарев в недавнем эссе. С точки зрения России, Трамп "расписывается в импотенции сверхдержавы, неспособной защитить собственные интересы". Хуже того, Трамп "не понимает, что, пообещав поддержку союзнику, государство не вправе столь демонстративно от этого обещания отказаться", — считает бывший дипломат.
Администрация Трампа уже дала понять, что готова признать как Донбасс, так и Крым российскими. Что еще важнее, даже яро проукраинский сенатор Линдси Грэм** ясно дал понять, что США не намерены даже рассматривать членство Украины в НАТО — это давно было самоочевидным, но бывший госсекретарь США Энтони Блинкен роковым образом отказался зафиксировать это на бумаге накануне конфликта. Поскольку некогда самый могущественный покровитель Киева уже согласился с этими основополагающими пунктами в самом начале переговоров, почему бы Путину не поддаться искушению добиться еще больших уступок?
На передовой Россия рвется вперед. Жестокая и затяжная битва за Покровск (Красноармейск) в Донбассе, о падении которого Путин объявил на этой неделе, отвлекла внимание от гораздо более масштабного наступления России на юге под Запорожьем. В ноябре российские войска освободили почти 502 квадратных километра территории, в четыре раза больше, чем в сентябре, в основном именно на этом направлении. Сейчас они находятся всего в 20 километрах от областной столицы Запорожья — третьего по величине города на восточном берегу Днепра после Харькова и Донецка — и окружают Гуляйполе. Безжалостные и систематические воздушные удары Москвы по украинской энергосистеме Украины приближаются к своей мрачной цели — погрузить целые области в зимнюю тьму.
В Киеве закипела лихорадочная политическая деятельность. На прошлой неделе Владимиру Зеленскому пришлось уволить своего ближайшего советника и правую руку Андрея Ермака после обысков в его доме в рамках расследования омерзительной схемы откатов на 100 миллионов долларов из средств на оборонное строительство. Скандал с военными спекуляциями уже поставил крест на карьере нескольких высокопоставленных министров и друзей Зеленского. На этой неделе депутаты сорвали начало парламентских слушаний, скандируя "Долой правительство".
По словам бывшего пресс-секретаря Зеленского Юлии Мендель, парламент Украины "парализован". "Давно зревший в стране политический кризис достиг точки кипения", — добавила она. Политический аналитик Владимир Петров, давний друг и рупор Зеленского, заявил во вторник, что Зеленский "устал от нас". "У меня такое чувство, что он решил послать нас всех к черту... он устал растолковывать нам всем, на кой хрен нам нужна эта война", — добавил он. Он также предсказал, не приведя никаких доказательств, что "к 15 декабря мы подпишем соглашение о прекращении огня, и Зеленский уйдет".
Сам Зеленский колесит по европейским столицам, чтобы заручиться дипломатической и финансовой поддержкой, и обнимается на ступенях Елисейского дворца в Париже со своим верным сторонником президентом Франции Эммануэлем Макроном — и, как утверждают злопыхатели, таким же неудачником и "хромой уткой". Макрон со своеобычным оптимизмом заявил, что новый пакет европейских санкций против танкеров теневого флота, которые перевозят около 40% российской нефти, вскоре поставит Россию на колени. "Я искренне верю, что в ближайшие недели давление на экономику России и ее военные финансы кардинально изменится", — сказал Макрон.
Однако пока он говорил, Европейский центральный банк фактически сорвал план ЕС выделить Украине "репарационный кредит" в размере 140 миллиардов евро за счет замороженных российских активов, — на том основании, что этот кредит нарушит договор ЕС. "Это показывает жесткие границы "донорской экономики, — говорит бывший глава Центрального банка Украины Кирилл Шевченко — Европа хочет оказать Украине всестороннюю поддержку, но ни одна крупная организация не желает брать на себя юридические и политические риски, связанные с замороженными активами России". Непосредственный результат этого решения: военная казна Киева стремительно пустеет.
Даже бывший министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, незаменимый участник переговоров с союзниками в течение первых трех лет конфликта, считает, что "пришло время признать глубокую и горькую правду", что Украине грозит "тактическое поражение". "Как только мы признаем и осознаем это, мы сможем начать перестраивать наше будущее", — добавил он.
Учитывая надвигающиеся на Киев военную катастрофу и политический кризис, экономические трудности и стратегическое бессилие Европы, а также стремление администрации США поскорее заключить мирное соглашение практически любой ценой, неудивительно, что Путин считает, что время и судьба на его стороне. [...]
* признан в России иноагентом
* внесен в России в список террористов и экстремистов