Ибо посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. — 1 КОРИНФЯНАМ 1:26–29
С того самого момента, как Иисус начал Свое общественное служение в родном городе Назарете, Он стал фигурой невероятно противоречивой. Жители Его же города буквально попытались убить Его сразу после первой проповеди в местной синагоге. «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился» (Луки 4:28–30).
Как ни парадоксально, в самой Галилее Иисус снискал огромную популярность. Когда слух о Его чудесах разнесся по всей округе, к Нему потянулись несметные толпы страждущих, желавших увидеть Его и услышать Его слово. В Евангелии от Луки 5:1 сказано: «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие». Однажды собралось столько людей, и они так теснили Его, что Ему пришлось войти в лодку, отплыть немного от берега, чтобы избежать давки, и учить народ уже оттуда. И не случайно лодка, которую избрал Иисус, принадлежала Симону. Позже Иисус даст ему имя Петр, и именно он станет самой заметной фигурой в самом близком кругу учеников Христа.
Можно было бы предположить, что если бы Христос желал, чтобы Его весть достигла наибольшего числа людей, Он мог бы более искусно использовать Свою популярность. По меркам современной обывательской логики, Иисусу следовало бы сделать всё возможное, чтобы упрочить Свою славу, сгладить острые углы в Своем учении, вызывавшие споры, и использовать любые средства для того, чтобы привлечь ещё больше народа. Но Он поступил не так. Напротив, Он сделал как раз обратное. Вместо того чтобы идти на поводу у толпы и пользоваться Своей славой, Он стал подчеркивать именно те аспекты Своего учения, которые и вызывали наибольшие противоречия. Примерно в то время, когда численность народа вокруг Него достигла пика, Он произнес речь столь прямую, столь обличительную и столь для многих оскорбительную, что толпы рассеялись, и рядом с Ним остались лишь самые преданные немногие (Иоанна 6:66–67).
Среди тех, кто остался со Христом, были двенадцать, которых Он лично избрал и поставил быть Своими представителями. Это были двенадцать самых обычных, ничем не примечательных людей. Однако стратегия Христа по созиданию Своего Царства зависела не от восторженных толп, а именно от этих двенадцати мужей. Он предпочел действовать через этих немногих, несовершенных людей, а не продвигать Свой замысел силой толпы, военной мощью, личной популярностью или публичной кампанией. С человеческой точки зрения, будущее Церкви и долговременный успех Евангелия всецело зависели от верности этой горстки учеников. Если бы они потерпели неудачу, запасного плана у Бога не было.
Избранная Иисусом стратегия стала олицетворением самой сути Царства Божьего. «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Луки 17:20–21). Царство это созидается «не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (Захарии 4:6). Двенадцать человек, исполненных силой Духа Святого, — сила куда более могущественная, чем кишащие толпы, чей первоначальный интерес к Иисусу был, по всей видимости, вызван не чем иным, как простым любопытством.
Христос лично избрал Двенадцать и вложил в них большую часть Своих сил. Он избрал их прежде, чем они избрали Его (Иоанна 15:16). Процесс их избрания и призвания происходил в несколько этапов. Некоторые невнимательные читатели Писания порой полагают, что отрывки Иоанна 1:35–51, Луки 5:3–11 и формальное призвание Двенадцати в Луки 6:12–16 противоречат друг другу, описывая, как Христос призвал Своих апостолов. Но противоречия здесь нет. Эти места Писания просто описывают разные ступени их призвания.
Так, в Иоанна 1:35–51 Андрей, Иоанн, Петр, Филипп и Нафанаил впервые встречают Иисуса. Это событие происходит в самом начале служения Иисуса, в пустыне у реки Иордан, где служил Иоанн Креститель. Андрей, Иоанн и другие были там, потому что уже были учениками Иоанна Крестителя. Но услышав, как их учитель указывает на Иисуса и говорит: «Вот Агнец Божий!», они пошли за Иисусом.
Это была первая фаза их призвания. Это было призвание к обращению. Она показывает, как каждый ученик сначала призывается ко спасению. Мы должны признать Иисуса истинным Агнцем Божьим и Господом всего и принять Его верой. Эта ступень призвания учеников еще не предполагала полного посвящения на служение. Согласно евангельским повествованиям, хотя они и последовали за Иисусом в том смысле, что с радостью слушали Его учение и признали Его своим Учителем, они оставались на своей обычной работе, зарабатывая на жизнь своим ремеслом. Именно поэтому с этого момента и до того, как Иисус призвал их к полному служению, мы часто видим их за рыбной ловлей и починкой сетей.
Второй этап их призвания был призванием на служение. Лука подробно описывает это событие в 5-й главе. Это тот самый случай, когда Иисус отплыл от берега, чтобы избежать давки толпы, и учил из лодки Петра. Закончив учить, Он велел Петру отплыть на глубину и закинуть сети. Петр так и поступил, хотя время было неподходящее (рыбу легче было ловить ночью, когда вода прохладнее и рыба поднимается кормиться), место было неподходящее (рыба обычно кормилась на мелководье, и там ее было легче поймать), а сам Петр был изнурен (проработав всю ночь без единого улова). Он сказал Иисусу: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Луки 5:5). Последовавший улов рыбы был так велик, что сети начали прорываться, и две лодки едва не пошли ко дну! (ст. 6–7).
Именно вслед за этим чудом Иисус сказал: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Матфея 4:19). Писание говорит, что именно в этот момент «они, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним» (Луки 5:11). Согласно Матфею, Андрей и Петр «тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Матфея 4:20). А Иаков и Иоанн «тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним» (ст. 22). С этого времени они уже не разлучались с Господом.
Матфея 10:1–4 и Луки 6:12–16 описывают третий этап их призвания. Это было их призвание к апостольству. Именно тогда Христос избрал и особо назначил двенадцать мужей, сделав их Своими апостолами. Вот как описывает это событие Лука:
«В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем».
Их апостольство началось с некоего подобия подготовки на практике. Христос посылает их. Марк 6:7 говорит, что они были посланы по два. На этом этапе они еще не были готовы идти в одиночку, поэтому Христос объединил их в пары, чтобы они оказывали друг другу взаимную поддержку.
На протяжении этого этапа подготовки Сам Господь неотступно пребывал с ними. Он был подобен орлице, наблюдающей за орлятами, впервые пробующими крылья. Они постоянно возвращались к Нему, докладывая о том, как идут дела (ср. Луки 9:10; 10:17). И после нескольких периодов евангельского труда они вернулись к Господу и оставались с Ним продолжительное время, посвященное учению, служению, общению и отдыху (Марка 6:30–34).
Существовал и четвертый этап их призвания, который произошёл уже после воскресения Иисуса. Иуда к тому времени отсутствовал в группе, удавившись после предательства Христа. Иисус явился одиннадцати в Своем воскресшем теле и послал их по всему миру, повелев им научить все народы. Это было, по сути, призвание к мученичеству. Каждый из них в конечном счете отдал свою жизнь ради Евангелия. История свидетельствует, что все, кроме одного, были убиты за свое свидетельство. Лишь Иоанн, как говорят, дожил до старости, но и он был сурово гоним за Христа и затем сослан на крошечный остров Патмос.
Несмотря на все препятствия, они одержали победу. Среди гонений и даже мученической смерти они исполнили свою задачу. Наперекор всему они вошли в славу как победители. А непрекращающееся свидетельство Евангелия — протяженностью в две тысячи лет и достигшее практически каждого уголка мира — является подтверждением мудрости Божественной стратегии. Неудивительно, что эти люди не перестают нас завораживать.
Давайте начнем наше изучение Двенадцати с внимательного взгляда на третий этап их призвания — их избрание и поставление в апостолы. Обратим внимание на детали, которые приводит нам Лука.
Продолжение следует...
Джон Мак-Артур