Найти в Дзене

Понятие ментальности

Здравствуйте, мои дорогие читатели! Я приветствую вас в нашей восьмой встрече, посвящённой ментальности человека. За это время вы понемногу начали что-то понимать. Что-то, потому что пока вы ухватили всего несколько важных мыслей, но это только начало. Как невозможно определить по двум-трём пёрышкам внешнего вида всей птицы, так невозможно сразу понять и увидеть те знания, которые я продолжаю вам давать. Но я делаю это только потому, что любой человек не сразу что-то запоминает и осознаёт. Так работает наш мозг, который мы не должны перекармливать большими объёмами информации. Её нужно не только получить, но и усвоить – ОБДУМАТЬ. Без осмысления она, скорее всего, уйдёт в пассив. Итак, что же такое ментальность? Когда-то этот вопрос сам себе задавал и я. Мне было интересно не столько узнать, сколько понять это, разобраться, ведь я столько об этом читал и слышал об этом от самых разных людей - во многих фильмах и радиопередачах. Если бы существовало какое-то одно конкретное определение

Здравствуйте, мои дорогие читатели!

Я приветствую вас в нашей восьмой встрече, посвящённой ментальности человека. За это время вы понемногу начали что-то понимать. Что-то, потому что пока вы ухватили всего несколько важных мыслей, но это только начало. Как невозможно определить по двум-трём пёрышкам внешнего вида всей птицы, так невозможно сразу понять и увидеть те знания, которые я продолжаю вам давать. Но я делаю это только потому, что любой человек не сразу что-то запоминает и осознаёт. Так работает наш мозг, который мы не должны перекармливать большими объёмами информации. Её нужно не только получить, но и усвоить – ОБДУМАТЬ. Без осмысления она, скорее всего, уйдёт в пассив.

Итак, что же такое ментальность? Когда-то этот вопрос сам себе задавал и я. Мне было интересно не столько узнать, сколько понять это, разобраться, ведь я столько об этом читал и слышал об этом от самых разных людей - во многих фильмах и радиопередачах.

Если бы существовало какое-то одно конкретное определение ментальности, то это сэкономило бы кучу моего и вашего времени, избавив вас и меня от необходимости рыться в терминологических завалах.

Но проблема в том, что определений ментальности настолько много, что одно только их цитирование могло бы занять несколько страниц. Возможно, поэтому у наших с вами современников нет глубокого интереса к этой теме – всё слишком запутано, а порою вообще непонятно, и у этого есть своё логическое объяснение. Каждое новое поколение менталистов даёт новое определение ментальности, основываясь на новых научных открытиях и терминах, что ещё больше запутывает человечество, чем помогает ему разобраться в этой теме.

Поэтому я не буду нагружать вас тоннами информации, которую вы самостоятельно можете найти в Интернете, в соответствующей спецлитературе и энциклопедических справочниках. Нас с вами интересует суть, к которой мы с вами и будем стремиться.

Безусловно, нам, так или иначе, придётся обратиться хоть к каким-то определениям ментальности. В переводе с латыни слово «ментальность» («mens») означает «образ мышления, ум, склад души, сознания». Есть интересное определение: «ментальность – это призма, сквозь которую человек смотрит на мир». Пожалуй, соглашусь с этим определением, тем более, что, в общем, это так и есть.

Если говорить очень коротко, то ментальность – это образ мышления и набор представлений личности об окружающем мире, помогающий мыслящему существу жить и ориентироваться в пространстве.

Ментальность – это всегда сфера мыслей, чувств, эмоций, переживаний, психологических ощущений, смыслов и убеждений и, конечно, поступков, поскольку любой поступок - всегда следствие ментальности. Моя дочь, которую я попросил описать термин «ментальность» своими словами, сказала: «Ментальность – это то, что в башке, что заложено родителями». – Пожалуй, соглашусь. Простовато, но, по сути. Поэтому, говоря о ментальности, я не покривлю душой, если скажу, что ментальность - это мир мыслей, чувств и убеждений.

Но что думает о «ментальности» научный мир? Приведу небольшой отрывок научной работы аспирантки кафедры истории и документоведения исторического факультета Томского государственного университета, старшего научного сотрудника Томского областного краеведческого музея Елены Андреевой:

«…Ментальность - это социально-психологические установки, автоматизмы и привычки сознания, способы видения мира, представления людей, принадлежащих к той или иной социокультурной, этнической общности, их «матрицы восприятия», «культурные коды». Она имеет отношение к духовным ценностям данной общности, отражается на поведении людей, знаковых системах культуры, в идеях и верованиях; включает в себя неосознаваемые носителями данной ментальности элементы».

Есть и другое определение «ментальности», данное ректором Европейского университета в Санкт-Петербурге Б.М. Фирсовым:

«Ментальность есть механизм отражения (рефлексии) внешнего мира, от которого зависят реакции людей на этот внешний мир…»

Говоря о природе ментальности, советский и российский историк-медиевист, культуролог, доктор исторических наук и профессор А.Я. Гуревич в своей самой известной работе «Категории средневековой культуры» пишет: «когда мы говорим о ментальности, то имеем в виду не какие-то вполне осознанные и более или менее чётко формулируемые идеи и принципы, а тот конкретный смысл, который в них вкладывается людьми».

Гуревич даёт собственное определение ментальности: «Неисчерпаемая картина мира в голове человека: «вселенная» представлений о личности и социуме, о свободе, равенстве, добре и зле, о власти и правителях, праве и труде, о семье и сексуальных отношениях, о ходе истории и ценности времени, о смерти и душе, своём и чужом, насилии и чести. Именно она (многомерная картина), будучи унаследованной от предшествующих поколений и непременно изменяющейся в процессе общественной практики, программирует человеческое поведение".

Программирования мы с вами коснёмся в следующих главах, а пока мне важно донести до вас сам смысл и значение термина «ментальность», в который каждый человек, действительно, вкладывает СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ СМЫСЛ. Отсюда нежелание отдельных людей, не понимающих значения слова «ментальность» и вкладывающих в него своё личное представление, что-то о нём узнавать.

Между тем, у термина ментальность, конечно же, есть чёткие признаки и границы, о которых мы с вами будем говорить на протяжении всех наших бесед.

На этом теоретическую часть я пока приостановлю, дабы не перегружать голову читателя тоннами совершенно непонятных многим терминов. Безусловно, те, кто изучает проблему «этнокультурных стереотипов», всё понимают итак. Но эта работа рассчитана на обычного читателя, у которого при слове «вода» в голове загорается слово «мокро», а не название элемента таблицы Менделеева под названием «Н2О»…

ПО СУТИ, ЧЕЛОВЕК - ОДНО СПЛОШНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Итак, как я уже сказал в нашей прошлой беседе, человека из ряда прочих живых существ выделяет особый тип ментальности и способность осознанно мыслить. Если задуматься, по сути, человек – это одно сплошное МЫШЛЕНИЕ. Мышление круглые сутки. В бодрствовании и во сне, в здравии и в болезни. В момент рождения и в момент умирания. Поскольку мыслят абсолютно все люди, спорить с этим утверждением не имеет смысла. Каждый из нас всегда что-то видит и представляет в своей голове. Попробуйте сосредоточиться на процессе мышления, и вы убедитесь в моих словах.

Если вы будете внимательны к тому, что с вами происходит, вы заметите, что в любой момент времени в вашей голове идёт мыслительная работа – явная или скрытая, прямая и косвенная. Внутри себя мы постоянно слышим отдельные мелодии или целые песни, какие-то слова и фразы, видим «картинки» и воспоминания. Мы всегда что-то прокручиваем в своей голове, роемся в воспоминаниях, анализируем, представляем.

В человеческой голове то и дело происходят разговоры с воображаемым собеседником или самим собой, в ней звучат слова молитв, а, порою, не самые хорошие слова. В ней всегда что-то происходит. Даже, казалось бы, не думая, мы всё равно мыслим, сохраняя контроль над своими поступками, желаниями, намерениями и даже над процессом самого мышления, которое может происходить в разных форматах – в формате принятия информации и в формате её обработки (осмысления).

Именно на активной и глубокой мыслительной деятельности основаны все религиозные и психологические практики, включая гипноз, медитацию и телепатию с пранаямой. Молитва и медитация – есть не просто мышление, а мышление осознанное, упорядоченное и специфическое, правда, с разными целями и мотивацией молящегося и медитирующего…

Что бы мы с вами ни делали, где бы и кем ни были, к какой бы нации, партии, сословию и вероисповеданию ни относились, и в каком бы состоянии ни находились, мы всегда будем МЫСЛИТЬ – осознанно и неосознанно. Вся наша видимая деятельность, любой наш поступок и действие, - взгляд, ходьба, говорение, пение, подъём или опускание руки или ноги, сидение или лежание, прыжок или приседание, смех или плач, труд или отдых, – это всё лишь продолжение той невидимой деятельности, которую мы называем МЫШЛЕНИЕМ. Сначала мысль – потом действие. Вначале мы принимаем какое-то решение, потом происходит действие. Об этом говорят многие святые, например, праведный Иоанн Кронштадтский в своей книге моя жизнь во Христе. Послушайте, что говорит праведный Иоанн о помыслах:

-2

«Чтобы сделаться чистыми образами Пресвятой Троицы, мы должны стараться о святости своих помышлений, слов и дел. Мысль соответствует в Боге – Отцу, слова – Сыну, дела – Духу Святому всесовершающему. Грехи помышления в христианине – немаловажное дело, потому что все угождение наше Богу заключается, по свидетельству св. Макария Египетского, в помышлениях: ибо помышления суть начало, от них происходят слова и деятельность, – слова, потому что они или дают благодать слышащим, или бывают словами гнилыми и служат соблазном для других, растлевают мысли и сердца других; дела тем более, потому что примеры сильнее всего действуют на людей, увлекая к подражанию им…»

Именно поэтому вся духовная работа христиан и всех остальных по-настоящему верующих людей происходит, преимущественно, в мысленной сфере, потому что ещё раз – мысль является началом любого действия.

Важно, чтобы вы запомнили, что У ЛЮБОГО ДЕЙСТВИЯ ЕСТЬ СВОЯ ПРИЧИНА, неважно, что вы сделаете – пнёте лежащий на земле камень, сорвёте травинку, поздороваетесь с соседом, напишете стихотворение, разругаетесь с коллегой по работе или дадите кому-то по физиономии.

Исключение могут составлять лишь безусловные рефлексы вроде моргания, чихания с кашлем, зевания или отдёргивания руки от горячего, но даже у них есть своя причина…

Особенность мышления такова, что его невозможно прекратить. Как бы вы ни старались, у вас это не получится. Даже если мы будем молчать и попытаемся не думать, это не остановит процесс нашего мышления, поскольку само решение «не думать» и процесс сосредоточения на прекращении мысленного потока уже является, контролируемой нами, мыслительной деятельностью. Мысль – это импульс, энергия и одна из главных форм ментальной деятельности человека, а мышление – психофизиологический процесс, которым управляет наше «я» - душа.

Есть нечто глубинное, находящееся в нас, что заставляет нас мыслить и порождает саму мысль, облекая её в те привычные для нас внутренние образы, слова, предложения, «картинки» и «кино», которые возникают у нас в голове.

У каждого народа свои мысли, которые звучат и выглядят по-своему. Китайцы думают китайскими словами и китайскими понятиями, русские – русскими, англоязычные – английскими, японцы – японскими. Но, при этом сам мыслительный процесс представителя любого народа всегда будет одинаков. Именно поэтому люди, которых принято называть «святыми», могут читать мысли других людей, подключаясь к их глубинному мышлению, считывая, хранящуюся внутри человека, информацию.

Мышление свойственно всем людям, даже слепоглухонемым, просто их понятийная база будет отличаться от нашей с вами. Если мы мыслим словами и предложениями, яркими картинками и звуками, которые мы слышим в своей голове, то люди, лишённые возможности видеть, слышать и говорить, мыслят иначе. Мысль в привычном для нас понимании, - в виде определённого слова, звука или картинки, возникающих в нашей голове, это лишь ОБРАЗ, ФОРМА, с помощью которой наше «я» обрабатывает полученную в течение жизни информацию. У слепых людей мысль выглядит иначе, впрочем, как и их сны.

Однажды я готовил публикацию для газеты о председателе региональной организации ВОЗ и преподавателе тифлопедагогики в читинском педуниверситете Борисе Минееве. Особенность моего героя заключалась в том, что Борис Леонидович был незрячим. Его история помогла мне полностью изменить своё отношение к незрячим людям, которые с момента разговора с Борисом Леонидовичем стали казаться мне гораздо умнее и сильнее меня. На момент нашей встречи в компьютере Бориса Леонидовича было 58 тысяч аудиопроизведений, из которых одних только энциклопедических изданий было 164…

Зрение Борис Леонидович потерял ещё в роддоме, когда акушерка по ошибке закапала в глаза новорожденному Боре Минееву вместо трёхпроцентного ляписа тридцатипроцентный. В итоге, глаза у малыша сгорели, превратившись в чёрные угольки. Позже глаза очистились, но на фоне ожога роговицы началась сильнейшая глаукома - не было оттока внутриглазной жидкости. Врачи приложили немало усилий, чтобы вернуть Боре зрение. Но, к сожалению, глаза пришлось удалить. Мать Бори хотела подать на акушерку в суд, но этого так и не пришлось сделать. В том же году акушерка поехала в отпуск и попала в железнодорожное крушение, где и погибла…

На мой вопрос, какие сны видят незрячие люди, Борис Леонидович ответил:

— Как очертания и столбы. Зрячие люди видят цветные сны с яркими картинками, а для нас мир другой. Он состоит из ощущений и очертаний. Я не вижу человека, но я его чувствую; чувствую его запах, ощущаю его энергию, настроение, слышу его дыхание, чувствую его форму, если прикасаюсь к нему. И так с любым предметом, с которым мы сталкиваемся. В некотором смысле мы тоже «видим» предметы, только по-другому.

Я намеренно вспомнил этот давний разговор с Борисом Минеевым, потому что он даёт возможность понять, что мыслительная деятельность человека не ограничивается его физическими возможностями и может быть такой же, как и у обычных людей, наделённых возможностью видеть.

Прекратить мышление невозможно, как без него невозможно быть «мыслящим существом». Значение мышления в жизни человека невероятно велико. Если его полностью отключить, человек превратится в обычный кусок мяса. Мысль всегда первична. Именно она является причиной созидания и любого рода деятельности, и именно поэтому в Священном Писании сказано о том, что вначале было СЛОВО.

На этом я закончу нашу восьмую встречу, беседу. Пока отдохните и обдумайте прочитанное. Встретимся в следующей беседе, которая будет посвящена «таинственным кирпичикам».

PS. Если эти беседы покажутся вам важными и нужными, поделитесь ими в своих социальных сетях. Чем больше людей узнает о человеческом сознании и ментальности, тем быстрее мы преодолеем риски, с которыми начало сталкиваться наше общество.

При цитировании этой публикации ссылка на неё обязательна.

До встречи.

Максим Стефанович. 3.12.2025 г. ©