На первый взгляд новая лента возвращает зрителя к концепции первого фильма 2019г, который зашёл многим, но история, которая нас ждёт в этот раз разыграна совершенно иначе. Даже по сравнению со «Стеклянной луковицей» 2022г, которая на деле является менее удачным ремейком ленты «Последний круиз на яхте Шейла» 1973г. Так что фильм скорей всего оставит также смешанные чувства, так как режиссёр явно пытается поговорить со зрителем о довольно щекотливой теме, религиозных вещах, используя, как и в первом фильме чёрный юмор. Что возможно не оценит глубоко верующий зритель. Однако стоит заметить, что третья часть под названием «Воскрешения покойника» 2025г, имеет завершённость, чем страдала «Стеклянная луковица» с её открытым финалом. В аннотации к фильму сказано, что Райан Джонсон вдохновлялся произведением Эдгара Алана По «Убийство на улице Морг», однако я заметил больше отсылок в очередной раз к произведениям Агаты Кристи, посвящённые расследованию Эркюля Пуаро. Таким как «Убийство Роджера Экройда», где Эркюль Пуаро отойдя от дел выращивает кабачки в деревне Кингз- Эббот. Произведение ведётся от лица провинциального доктора Джеймса Шеппарда, который становиться ассистентом знаменитого бельгийца. Что безусловно подчеркнул режиссёр в самом начале повествования, начав свою новую историю от имени молодого священника Джада Дюпленти (Джош О’Коннор). (Фамилия героя должна напомнить зрителю о главном герое рассказа Эдгара Алана По Огюсте Дюпоне, который предположительно скрывается под обликом частного детектива Бенуа Бланка, и безымянном герое от лица, которого также видеться повествования.) А также романом «После похорон» действие которого происходит в городке «Эндерби -Холл». К Пуаро обращается адвокат семьи Абернети Гилберт Энтвистл и давний его друг. Учитывая место действия нового дела Бенуа Бланк (Дэниэл Крэйг), режиссёр также вдохновлялся произведениями Гилберта Кита Честертона посвящённые отцу Брауну, поэтому в новом фильме мы видим в образе молодого священника Джада отсылку к любопытному священнику, который предпочитал отстаивать мнение своей паствы, соревнуясь с полицией в отношении кто настоящий преступник. Это также отображено в сюжете, когда молодой священник оказывается в непростой ситуации, ударив дьякона Кларка. Это приводит к тому, что молодой человек оказывается сослан в маленький приход «Чимни-Рок», которым много лет управляет Джефферсон Уилкс (Джош Бролин). Но также стоит вспомнить экранизацию романа «Миссис Макгинти мертва», где полицейский сомневался в виновности Джеймса Бентли и также обратился к Пуаро, что мы видим в самом начале, когда Бенуа Бланк читает, казалось бы, полученное им письмо.
На самом деле Райан Джонсон обнажает внутренний мир американского общества, состоящий из различных религиозных обществ, протестантов, лютеранов и многих других, вплоть до различных сект. Многие персонажи, которые мы видим в фильме взятый каждый из отдельного произведения Агаты Кристи. Так Джефферсон Уилкс — это мистер Шайтана из романа «Карты на Стол». Его задача обнажить души прихожан своего маленького прихода. И тут перед нами разыгрывается по-настоящему важная история о лжепророке. Об отношениях Исуса и предавшего его Иуды. Персонаж Джоша Бролина эксцентричен и в дальнейшем мы наблюдаем противостояние двух священников. В этом отношении он очень напоминает писателя Харлана Тромби, также обнажившего каждого члена своей семьи.
Глен Клоуз, её персонаж Марта Делакруа на первый взгляд похожа на миссис Маккарти помощницу отца Брауна, но на деле её персонаж оказывается гораздо интереснее. Впрочем, она уже играла подобный персонаж в экранизации романа Агаты Кристи «Скрюченный домишко» по имени леди Эдит в 2017г. Но в отличие от эксцентричной на первой взгляд леди Эдит, Марта производит впечатлении более религиозной женщины. Что как раз её и объединяет с упомянутой миссис Маккарти. Но в тоже время если говорить честно, каждый из персонажей представленный в фильме – это матрёшка: открывая верхнюю часть вы наткнётесь на новую фигуру, и так каждый раз, слой за слоем. Так, к примеру садовник Сэм Холт (Томас Хейден Чёрч), с которым Марта как оказывается состояла в отношениях. На самом деле под этим персонажем скрывается Поль Рено владелец виллы из второго романа под названием «Убийство на поле для гольфа». Мать Уилкса постоянно называют блудницей, также упоминается шкатулка с названием «Яблоко Евы» прямая отсылка за что Адама и Еву выгнали из рая. В истории Грейс скорей всего лежит история мадам Л’Эспанэ и её дочери Камиллы Л’Эспанэ, чьё тело было спрятано в каминной трубе. Возможно, именно один из этих персонажей стал прототипом в последствии Грейс. Нам не говорят о том, кто являлся отцом мальчика, однако в библии блудницей называют Марию Магдалену, так что герой которого воплощает на экране Джош Бролин является прямым наследником Христа.
История Веры Драйвен (Керри Вашингтон) местного юриста. И её приёмный сын Сай (Дэрил Маккормак) с неудачной политической карьерой. Здесь раскрывается настоящая драма, которая также таит скрытые смыслы. Если говорить честно, то речь идёт о тоталитарной секте, общины. Нам говорят об этом прямо в диалоге со зрителем. Возможно, именно это стало причиной ухода жены доктора Ната Шарпа (Джереми Рейнер), впрочем, это лишь догадки. Из свободных источников мы знаем, что жизнь доктора вращалась вокруг его жены Дарлы (Николь Хьюз). Под этим именем скрывается как раз тот самый Джеймс Шеппард, чья жизнь в романе Агаты Кристи крутилась вокруг младшей сестры, или доктор Хэйдок. Но если мы говорим всё-таки о секте на ум приходит Сайентология и им подобное общество, которых в Америке полно. А это значит, что Джефферсон Уилкс таит в себе очень много тайн. Кто он на самом деле?
Следующий персонаж Симона Вивиан (Кейли Спейни). Она играет на виолончели, часто находиться в инвалидном кресле, хотя может ходить. Пять лет назад ей пришлось уйти из музыки из-за хронических боли загадочного заболевания. Это отсылает нас к последнему роману о Пуаро «Занавес», где знаменитый сыщик предстаёт также в инвалидном кресле. А также к героине Барбары Франклин, которая не могла ходить, будучи инвалидом. К Уилксу героиня пришла за надеждой. Тут как раз показано различное веяние сект и мнимое исцеление, которое мы наблюдали в 90-е в нашей стране. Искажение религии. Скажу честно надо вслушаться в диалоги между героями, что, так не любит последнее время зритель. Для кого-то начало покажется скучным, но именно диалоги открывают истинный смысл представленной нам истории. Так Джефферсон Уилкс оказывается традиционалистам. Он борется с последними веяниями Американского общества, приведшего его к краху, феминизмом, пропагандой чуждой для церкви риторики и проституцией. Кто прав, а кто нет, вот главный вопрос в отношениях двух священников. В некоторых моментах акцент делается на том, что прихожане местной церкви не принимают нового пастора. Это прямая отсылка на помощника викария Хоуза, подозреваемый жителями деревни в симпатии к Римско- католической церкви из романа о мисс Марпл «Убийство в доме викария». В нашем случает автор, то есть Райан Джонсон размышляет над темой, кто может быть настоящим Иудой. Ведь в глазах жителей маленького городка Джад Дюпленти чужак.
И именно в этот момент Бенуа Бланк врывается в нашу историю как пуля, когда молодой священник нуждается в поддержке. Как по мне герой Крэйга остался таким же каким был во втором фильме. И это сыграла не в лучшую сторону. В первом фильме его персонаж всё-таки был более интересным. Или со зрителем по-прежнему играют?! Очень заметно, что режиссёр продолжил концепцию второго фильма, где мы видели сначала историю, рассказанную глазами детектива, а затем его клиентки Хелен Брэнд. Теперь режиссёр поменял всё местами. И вместо двух, мы видим историю, состоящую из трёх частей. Главным оружием Бенуа Бланка на этот раз становиться роман Джона Диксона Карра «Три гроба». Это первая подсказка, кем на этот раз предстаёт Бенуа Бланк. Возможно, это как раз и оправдывает поведение героя Крэйга, по сравнению с первым фильмом. Герой романа Карра доктор Гедеон Фелл был сыщиком любителем, как мисс Марпл у той же Агаты Кристи. В тоже время именно это приводит в дальнейшем наших героев к списку книг хранившийся у секретаря Марты, среди которых есть упомянутый мною романы Агаты Кристи. Таким образом перед нами предстают ещё несколько фигур кто возможно мог прятаться под именами падре Уилкс и Джада Дюпленти.
Шериф Полиции Джеральдин Скотт (Мила Кунис). К сожалению, не сильно запоминающиеся для неё роль. Её персонаж вполне мог работать в тандеме с Дэниэлом Крэйгом и Джош О’Коннор. Но вместо этого она исполняет ту же роль, что и детектив Эллиот (Лакит Стэнфилд), и офицер Вапнер (Ной Сеган) из первого фильма. Кстати, Джеральдин упоминает детектива Эллиота в разговоре с Бланком, тем самым отсылая нас к той самой сцене на веранде дома Тромби. При просмотре ленты у меня сложилось мнение, что Мила Кунис играет свой персонаж очень плохо. Или её персонаж плохо прописан. Инспектор Слэк, которого мы видим в романе Убийство в доме викария и его экранизации 1986г, был гораздо интересным, чем пришедшая на его смену Шериф.
И наконец последний персонаж этой истории писатель фантаст Ли Росс (Эндрю Скотт) — По сюжету он находиться в творческом кризисе жалуясь, что его мало читают, и скорей всего сценарист имел в виду писателей фантастов на подобие Рэя Брэдбери, Роберта Шекли и многих других оставивших свой след в данном жанре. Однако в персонаже Эндрю Скотта я увидел отсылки к Даниэлю Клэнси - писателю детективов из романа «Смерть в облаках». Возможно, режиссёр в своей истории намекает на то, что Ли Росс должен сменить жанр, чтобы вернуть прежний успех.
Таким образом мы имеем шесть подозреваемых, которые выбрали Страстную пятницу для совершения идеального преступления. И историю молодого священника, который стал подозреваемым в смерти своего коллеги. Идеальный претендент, став для многих козлом отпущения. Многие предполагали, что персонаж Крэйга отойдёт на второй план уступив место Джош О’Коннор, но, к счастью, это не произошло. И Крэйг играет с ним в тандеме, как это было с Анной де Армас в первом фильме. Бенуа Бланк безусловно комичный персонаж и Дэниэл Крэйг отыгрывает его именно в этом ключе. Безусловно режиссёр и автор сценария учёл свои прошлые ошибки с вторым фильмом и закрутил историю в стиле классического детектива, где убийца до конца будет неизвестен. С одной стороны, эта лента могла стать завершением предыдущей истории, которую мы наблюдали в «Стеклянной луковицы», если бы можно было собрать некоторых персонажей из прошлой ленты, или по крайне мере объединить обе истории одним персонажем. По мимо частного детектива в лице Бенуа Бланка, таким персонажем вполне мог оказаться доктор Нат в исполнении Джереми Рейнера, чей образ мы видели в виде пасхалки как раз в предыдущем фильме в доме Майлза Брона.
Пожалуй, среди самых интересных персонажами новой истории я бы выделил игру Джоша Бролина и Глен Клоуз, воплотивших на экране Уилкса и Марту. Марта в её исполнении раскрывается по степенно подобно цветку выпуская под конец тех персонажей, которые присутствовали также в романе о Мисс Марпл. Если сравнивать «Воскрешения покойника» с недавней экранизацией романа Ричарда Османа «Клуб убийств по четвергам» вышедшей также в этом году, то безусловна лента Райана Джонсона окажется намного глубже, и интереснее поставлен, чем лента Криса Коламбуса. Потому что по мимо упора в сторону комедии, в ленте Райан Джонсон присутствует театральная драма, за которой наблюдает зритель. Если Пирсу Броснану дали возможность раскрыть свой персонаж, как и остальным членам клуба, возможно история, написанная Ричардом Османом, заиграла новыми красками, став прямым конкурентом франшизы «Достать ножи». Но, увы этого не произошло.