Найти в Дзене

«Мне было 14 лет…» — письмо, которое невозможно читать равнодушно

В.Р. Вильямс Сегодня мы хотим рассказать о находке, которая буквально оживает в руках — личное письмо Василия Робертовича Вильямса от 21 октября 1903 года. Письмо, в котором будущий учёный говорит о себе так честно, что словно переносишься в его детство и юность. Когда Василию было всего 14 лет, его отец умер,
«оставив мать и семеро детей без всяких средств».
И тогда произошло то, что редко случается даже со взрослыми, - подросток берет на себя ответственность за целую семью. «Перед смертью отец поручил все семейство мне. Что я мог сделать?» Он мог - и сделал. Не умея писать ни на одном из трёх языков, на которых «болтал», и будучи «буквально безграмотным по-русски», он решает начать учиться с нуля. В одном году - подготовка сразу в пятый класс. В шестом и седьмом - работа лаборантом, чтобы оплачивать учёбу. «Я был 1 ученик всё время… кончил с высшей наградой». Но самая поразительная часть - не только в учёбе. Вильямс стал опорой для всей семьи. Его успехи позволили братьям учиться бес
В.Р. Вильямс
В.Р. Вильямс

Сегодня мы хотим рассказать о находке, которая буквально оживает в руках — личное письмо Василия Робертовича Вильямса от 21 октября 1903 года.

Письмо, в котором будущий учёный говорит о себе так честно, что словно переносишься в его детство и юность.

Когда Василию было всего 14 лет, его отец умер,
«оставив мать и семеро детей без всяких средств».
И тогда произошло то, что редко случается даже со взрослыми, - подросток берет на себя ответственность за
целую семью.

«Перед смертью отец поручил все семейство мне. Что я мог сделать?»

Он мог - и сделал. Не умея писать ни на одном из трёх языков, на которых «болтал», и будучи «буквально безграмотным по-русски», он решает начать учиться с нуля. В одном году - подготовка сразу в пятый класс. В шестом и седьмом - работа лаборантом, чтобы оплачивать учёбу.

«Я был 1 ученик всё время… кончил с высшей наградой».

Но самая поразительная часть - не только в учёбе. Вильямс стал опорой для всей семьи. Его успехи позволили братьям учиться бесплатно, а за обучение сестры в Консерватории он платил сам, из заработанных уроками денег. На те же деньги жила семья.

«Я платил из заработанных за уроки… и на те же средства жила вся семья».

Когда он поступил в Академию, нагрузка стала почти нечеловеческой. Уроки в Москве, длинные расстояния…
И тогда — решение, от которого мурашки:

«Два года я ежедневно ходил в Академию и обратно… пешком.»

Каждый день. Лекции. Практические занятия. Уроки. И почти без еды:

«Я почти ни разу не обедал, а питался чаем с чёрным хлебом.»

Когда он поступил в Академию, нагрузка стала почти нечеловеческой. Уроки в Москве, длинные расстояния…
И тогда - решение, от которого мурашки: В. Р. Вильямс позже станет одним из главных преобразователей отечественного земледелия.

И финальная строка письма будто ставит точку, но на самом деле - открывает целую жизнь достижений:

«Работа прибавилась… улучшилось и материальное положение семьи, но на себя я мог тратить только 10 р. в месяц.»

Это письмо - о том, что великие учёные вырастают не из привилегий, а из характера.
Из ответственности, взятой слишком рано.
Из шагов, которые делают в темноте - по дороге в Академию.
Из чёрного хлеба и чая.

И из невероятной силы духа, которой делился Василий Робертович, создавая будущее отечественной школы почвоведения и земледелия