Найти в Дзене
Роман Чистов

Крестьянин в чалме

Записки костромского османа Итак, господа, позвольте вернуться к излюбленному нашему предмету - сиречь, тестам на дезоксирибонуклеиновую кислоту, что само по себе звучит уже как диагноз. Изволили мы с родственниками - я, папенька, брат мой и дядюшка - сдать пробы в контору под названием «Генотек». И что же-с? По прямой мужской линии определили нам гаплогруппу J2-L26. Признаюсь, я поначалу подумал, что это номер почтового вагона или шифр какой-то, но нет - это, оказывается, и есть я, весь как на ладони. А надобно вам сказать, что гаплогруппа сия для русского человека средней полосы - явление столь же уместное, как пальма в Костроме или устрица в деревенском трактире. Одним словом - редкость и недоразумение. О сей нетипичности узнал я от особой категории людей, которых сам же и окрестил «гаплорасистами». Эти ревнители генетической чистоты, узнавая о моем происхождении, непременно сообщали мне с видом уездного доктора, ставящего неутешительный диагноз: «Батенька, да вы никак не русский!

Записки костромского османа

Итак, господа, позвольте вернуться к излюбленному нашему предмету - сиречь, тестам на дезоксирибонуклеиновую кислоту, что само по себе звучит уже как диагноз.

Изволили мы с родственниками - я, папенька, брат мой и дядюшка - сдать пробы в контору под названием «Генотек». И что же-с? По прямой мужской линии определили нам гаплогруппу J2-L26. Признаюсь, я поначалу подумал, что это номер почтового вагона или шифр какой-то, но нет - это, оказывается, и есть я, весь как на ладони.

-2

А надобно вам сказать, что гаплогруппа сия для русского человека средней полосы - явление столь же уместное, как пальма в Костроме или устрица в деревенском трактире. Одним словом - редкость и недоразумение.

О сей нетипичности узнал я от особой категории людей, которых сам же и окрестил «гаплорасистами». Эти ревнители генетической чистоты, узнавая о моем происхождении, непременно сообщали мне с видом уездного доктора, ставящего неутешительный диагноз: «Батенька, да вы никак не русский! С такой-то гаплогруппой! Это ж турки, персы, чеченцы, саудиты!..» И смотрели так, будто я им в чай подсыпал чего-нибудь персидского.

Признаюсь, от этих разговоров в душе моей образовалась своего рода червоточина. Маленькая поначалу, но росла она с упорством огородного сорняка, и я, подобно человеку, которому сказали, что у него нос не того фасона, начал изучать вопрос с настойчивостью помешанного.

И впрямь, откуда взяться такому следу у костромских крестьян? Предки папеньки проживали в Завражном удельном приказе Макарьевского уезда, были людьми удельными, то есть принадлежали землям императорской фамилии - одним словом, народ самый что ни на есть посконный. Самый ранний известный пращур по мужской линии - некто Гаврила Григорьевич, 1804 года рождения, проживавший в деревне Лубяны со своей маменькой Настасьей Петровной и братом Григорием. Дальше же, увы, - туман. Папенька Гаврилы и Григория имел неосторожность к ревизии 1816 года уже не присутствовать среди живых, а между нею и предыдущей, за 1763 год, - разрыв такой, что хоть плачь. Мальчикам в ту пору шестнадцать и двенадцать лет, а след отцовский - простыл.

-3

Впрочем, погрузившись в материи научные, я узнал, что гаплогруппа сия сформировалась примерно 16 000 лет до Рождества Христова. Каменный век-с! Тогда не то что русских - вообще никаких приличных народов еще не водилось. Стало быть, общий мой с турками и кавказцами предок орудовал каменным топором и понятия не имел ни о самоваре, ни о кебабе. Это, признаться, примиряет.

С тех давних пор гаплогруппа моя разбрелась по свету широко: от Саудовской Аравии до алеутов, от итальянцев до белорусских евреев. Встречаются и чисто чешские ветви, и немецкие, и испанские. Словом, интернационал каменного века.

Вопрос же, откуда и когда мои предки могли попасть на Верхнюю Волгу, не дает мне покоя. Будь они крестьянами помещичьими - дело иное. Мне вот попался в документах второй ревизии любопытный случай: помещик Ермолов привез из военного похода пленного парня из Персии и женил на своей крестьянке. Романтика, одним словом, хоть повесть пиши. Но у меня-то крестьяне удельные, не привозные. Значит, предок пришел своим ходом. И, вероятно, давно - может, еще во времена, когда Москва была деревней.

Для прояснения сей исторической тайны решился я на отчаянный шаг - заказал тест Big Y в компании FTDNA. Это, господа, самый, так сказать, последний крик моды в генетических изысканиях: определяет точнейший субклад, находит родственников и даже примерно вычисляет, когда жил общий предок. Наука!

Пока получил я лишь первые результаты. И каково же было мое изумление, когда обнаружился родственник, чьи предки по мужской линии проживали всего в трехстах верстах от моих - в деревне с многообещающим названием Чертово, Ярославской губернии. Символично, не правда ли?

-4

С нетерпением жду окончательного ответа: когда же разошлись наши пути - при Иване ли Грозном, при татарах или еще в те баснословные времена, когда на месте Ярославля паслись мамонты.

В профильных же обществах знатоки полагают, что субклад мой весьма редок и что мы с новообретенным чертовским родственником, вероятно, образуем новую ветвь на древе человечества. Приятно, черт возьми, быть редкостью.

Финального результата жду-с. О чем непременно донесу.

Ваш покорный слуга, потомок каменновековых странников