Найти в Дзене
Ростовский Кремль

Живописный титовский сад

На протяжении столетий Ростов был известен своими садами. В XIX веке ими были окружены почти все ростовские дома, а позже, уже к середине ХХ века, деревьями, кустарниками и многолетними цветами были засажены пространства между валами и Окружной улицей. Были, конечно, среди ростовских городских садов особенно известные. Так, восторги горожан в XIX веке вызывал «райский сад» П. В. Хлебникова, но сейчас на его месте плац воинской части. Яркие детские впечатления от посещения сада из старых лип у дома Шляковых, занимавшего пространство от улицы Ярославской (ныне – Пролетарской) вплоть до берега Неро, сохранились в воспоминаниях шляковских «внучат». Сейчас на месте шляковского сада – гаражи. Мало что осталось от продуманных садов при усадьбах Л. Ф. Кекина и И. В. Кекина... Словом, о той традиционной ростовской культуре садов с березовыми и липовыми аллеями, дубами, лиственницами и даже кедрами, яблонями, сливами и вишнями, обязательными прудами с чистой прозрачной водой (один из них был так

На протяжении столетий Ростов был известен своими садами. В XIX веке ими были окружены почти все ростовские дома, а позже, уже к середине ХХ века, деревьями, кустарниками и многолетними цветами были засажены пространства между валами и Окружной улицей.

Были, конечно, среди ростовских городских садов особенно известные. Так, восторги горожан в XIX веке вызывал «райский сад» П. В. Хлебникова, но сейчас на его месте плац воинской части. Яркие детские впечатления от посещения сада из старых лип у дома Шляковых, занимавшего пространство от улицы Ярославской (ныне – Пролетарской) вплоть до берега Неро, сохранились в воспоминаниях шляковских «внучат». Сейчас на месте шляковского сада – гаражи. Мало что осталось от продуманных садов при усадьбах Л. Ф. Кекина и И. В. Кекина...

Словом, о той традиционной ростовской культуре садов с березовыми и липовыми аллеями, дубами, лиственницами и даже кедрами, яблонями, сливами и вишнями, обязательными прудами с чистой прозрачной водой (один из них был такого размера, что в нем размещался искусственный остров с беседкой) сейчас мы можем судить лишь по отголоскам воспоминаний и впечатлений, старым публикациям, архивным документам, реже – по фотографиям и произведениям изобразительного искусства.

Р. Н. Галицкий (1920 - 1979). Сад Титова. Этюд. Конец 1930-х гг. Картон, масло. Частное собрание
Р. Н. Галицкий (1920 - 1979). Сад Титова. Этюд. Конец 1930-х гг. Картон, масло. Частное собрание

Одному из самых известных ростовских садов – саду усадьбы Титовых (ныне – Ленинская, 56) – в этом смысле повезло немного больше. Поскольку в доме Титовых после национализации разместился сельскохозяйственный техникум, то за садом ухаживали профессионалы, и он несколько десятилетий сохранял первозданную планировку, старые посадки и даже малые архитектурные формы.

В конце 1930-х гг. красота титовского сада привлекла выпускника ростовской средней школы № 1 Ростислава Галицкого, в будущем – известного советского художника.

В 1939 г. он станет студентом Ярославского художественного училища, в 1940 г. будет призван в Красную армию, дальше – фронт, плен, долгий путь возвращения на родину, окончание Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова, всесоюзное признание. Но все это впереди…

А пока он наслаждается теплым летним днем в одном из красивейших тогда уголков Ростова, фиксируя свои впечатления кистью и красками (ил. 1). Обобщенные купы деревьев под ясным, с легкими облаками небом, яркие пятна цветов, посыпанные песком дорожки сада, на развилке которых установлен классических форм белый вазон с карминно-красными цветами – все написано легко, живо, и динамичные красочные мазки словно передают едва заметные движение теней.

Скорее всего, Р. Н. Галицкий в тот день не ограничился написанием одного этюда, вероятно, им были запечатлены и другие уголки титовского сада. Но в настоящее время известен только этот этюд, сохранившийся в одном ростовском частном собрании.

Статья опубликована в газете «Ростовская старина» Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», март 2024 г., № 27 (196).

Автор: Елена Ким