Накануне 1й мировой две армии смогли опробовать в боях новейшее изобретение - бронеавтомобиль.
Как ни странно - это были две наиболее отсталые европейские страны - Испания и Италия.
Впрочем несмотря на общую бедность, отсталость промышленности и прочие негативные факторы, промышленность этих стран нередко удивляла.
Camion Blindado Schneider-Brillie No.15 mle 1909.
Бронемашина вместимостью в 10-12 стрелков для войны с рифами. Огромный двухэтажный французский автобус накрыли 5мм броней. Машина видимо патрулировала дороги прикрывая караваны с грузами от набегов "духов"-берберов. Броневик настолько понравился испанцам, что в 20-х годах, с началом новой войны с рифами, была построена целая серия подобных машин.
Конечно это не танк. Но на некоторых фото видны установленные на 2м этаже станковые пулемёты, что делает бронеход страшной машиной смерти.
Automitragliatrice Bianchi mod.1912.
Для войны с турками в Северной Африке, так называемой "Триполитанской войны", итальянская армия заказала на пробу несколько бронированных автомобилей. Примерно одинаковой формы и вооружения из двух пулемётов, один в башне и один в задней части корпуса. Тонкая броня позволила сделать машины не слишком тяжёлыми - в районе 3-3.5 тонны.
Однако пока заказ выполнялся, активная фаза боевых действий закончилась, и бронемашины успели лишь недолго попатрулировать на дорогах. Без видимого успеха.
Опыт был признан не слишком удачным. Но с началом 1й мировой, эти броневики стали основой для одного из лучших бронеавтомобилей Европы в 1914-18 годах.
Lancia 1zM. 1915 г.
Ну как - "лучший". Особых боевых успехов машина не снискала. Попытка применить их в наступлении в 17 году, оказалась неудачной, зато во время прикрытия драпа после разгрома под Изонцо, броневики показали себя вполне успешно. И по большей части выполняли свою задачу до последнего патрона. После чего экипаж дружно делал ноги, оставляя врагу исправный броневик.
Впрочем по совокупности характеристик - полностью закрытый броней экипаж, мощное вооружение в башне - даже два или три посредственных итальянских пулемёта - страшная сила, бронеавтомобиль действительно превосходил другие европейские аналоги.
Бронеавтомобиль бельгийской разработки на шасси "Минерва".
Начавшиеся боевые действия великой войны, буквально с первых дней опрокинули все предвоенные представления о войне нового типа. Никто не ожидал такого количества потерь и такой эффективности пулемётов, магазинных винтовок и шрапнельных снарядов. Так-же не соответствовали реальности и взгляды на бронеавтомобили.
Во первых, большинство военного руководства так и не осознало необходимость этого нового типа боевой техники.
Как и боевой авиации впрочем.
В обоих случаях, масштабные предвоенные маневры с использованием аэропланов и боевых автомобилей, просвистели мимо сознания в головах штабных генералов. Не говоря уж о большинстве офицеров младшего и низшего звена. Так важнейшей работой для французской авиации стало разбрасывание листовок с призывом "фриц стафайся!", а российские самолёты обязаны были снижаться к земле и распугивать рёвом моторов немецкую кавалерию и обозников.
Такое-же непонимание было и в отношении автомобиля. Важнейшей функцией автомобиля, предполагалось перемещение подвыпившего генералитера из ресторана в бордель и наоборот.
Наиболее восприимчивы к новинкам оказались лишь немногие низовые офицеры, лицом к лицу встречавшие врага в бою и подставляющие под реальные пули свои собственные тела.
В бельгийской армии и британском экспедиционном корпусе, нашлись офицеры, которые на собственные средства, в том числе отдав в переделку собственные автомобили, построили довольно много - 30-40 машин - кустарных броневиков, многие из них поначалу просто оснащались щитом в задней части автомобиля, где стоял пулемёт. Другая часть имела более совершенную защиту по типу броневика Гочкис , где стрелок-пулемётчик располагался в бронестакане.
По этому типу и была забронированна бельгийская "Минерва" ставшая символом всех полукустарных броневиков Англии и Франции в начале войны. Разница в бронировке была лишь в том, что теперь в "стакане" разместили и водителя, и броней защищали двигатель с радиатором. В остальном "всё хорошо прекрасная маркиза"...
Бронеавтомобиль Пежо 1916 года - типичный представитель французских бронемашин.
Рейдовые операции кустарных броневиков осенью 14 года, в Бельгии и Франции, оказали громадное влияние на ход военных действий в этот период. Но разумеется, никакого серьёзного боя такие броневики выдержать не могли. Их задачей было встать дозором в укрытии, обследовать местность, сделать короткий огневой налёт и унести ноги пока противник не опомнился.
Поэтому уже в 15 году, когда линия боевого соприкосновения превратилась в сплошную цепь земляных укреплений, такие броневики стали убирать на второстепенные театры военных действий, или просто разоружать, и использовать как штабные машины. Поэтому серийный выпуск броневиков на Западе был крайне незначительным. Сохранявшиеся машины постепенно получали более совершенные бронекорпуса и вооружение, которое опробовалось в эпизодических боестолкновениях.
Так та самая "Минерва", построенная в количестве 30-40 штук, в 15-16 году получила бронекороб новой формы, более вместительный. Из чуть более толстой брони французского производства. Броневики Рено и Пежо собственного производства Франции, в 15-16 годах были так-же оснащены более совершенными бронекоробками. Как на фото вверху.
Полубашенный щит заменил собой обычный пулемётный щиток а вместо пулемёта на трети машин установили 37мм окопную\танковую пушку Пюто.
Британский БА на шасси Делоне-Белльвиль. 1915г.
Огромное влияние на разработку британских броневиков оказал броневик на шасси Делоне-Белльвиль построенный в Англии весной 15 года. Полностью закрытый 12мм броней вкруговую, и с пулемётом в башне он по всем параметрам превосходил кустарные "броне-ящики начального периода войны. Но французское легковое шасси оказалось неспособным для перевозки тяжёлого бронекорпуса. И сразу начался поиск прочного шасси способного "справиться" в нагрузкой. Один вариант переноса даже стал первым в мире танком.
Корпус броневика поставили на гусеничный трактор Киллен Стрит.
Что впрочем не удовлетворяло запросам военных.
В итоге поиски привели к фирме Роллс-Ройс, которая наконец наиболее удачно совместила достаточно прочное легковое шасси, мощный мотор, и максимально облегченный бронекорпус. Броня в 12мм прикрывала только лоб корпуса и башни. Борта были из 3.5-8мм брони.
1915-16 г. Rolls-Royce Armoured Car.
Броневик оснащался задней грузовой площадкой где можно было возить дополнительную амуницию, и где вне боя сидели члены экипажа. Броневик производился небольшими сериями до конца Великой Войны. Постепенно совершенствуясь и улучшаясь.
Но даже в своём наилучшем виде, после модернизации 1920го года он не годился для "танковых атак". Никакая проходимость, броня защищающая только от свинцовых пуль, и самое главное - полное отсутствие понимания применения машины.
Безусловно главную и самую громкую славу броневику сделал загадочно погибший в 1935 году, Томас Эдвард Лоуренс. Тот самый "Лоуренс Аравийский".
Который создал летучий автоотряд коммандос, в котором главной ударной силой было несколько броневиков Роллс-Ройс. И который сделал огромный вклад в разгром турецкой армии в Палестине и Сирии.
Справедливости ради - броневики составляли едва треть из пулемётных машин отряда Лоуренса, две трети были небронированные, но вооружённые рейдовые машины на шасси Форд-Т и того-же Ролсс-Ройс.
Роллс-Ройс "танк". Носитель амуниции и пулемёта в отряде Лоуренса.
Automitrailleuse White.
По настоящему колесный танк на шасси простого автомобиля, сделали во Франции. Те самые инженеры - де Сегур и капитан кавалерии Дорфер, которые сделали броневики Шаррон в 1905 году, только теперь уже работавшие на компанию "Панар", сделали броневик который уступал танку только в проходимости на разбитой снарядами "ничейной полосе".
Хотя изначально машина была склепана из 7мм брони вкруговую - лоб\борта\корма - из-за слабого 35 сильного моторчика, при последующих модернизациях с увеличением мощности мотора, бронирование лба башни и корпуса довели до 20мм. Но было это уже в конце 20-х годов.
Тем не менее бронетанк получился достаточно тяжёлым - до 6 тонн. Но при этом был вооружён лучше чем гусеничный Рено ФТ - одна 37мм пушка и 1 пулемёт Гочкиса. Больше был и экипаж, 4 человека. Т.е. командир машины занимался прямыми обязанностями, а не стрельбой из пушки и её перезарядкой. А огонь из пушки и пулемёта могли вести одновременно два стрелка.
Также и назначение бронемашины было соответствующим, огневая поддержка кавалерии в ожидаемых операциях прорыва в 1918 году. Исходя из предполагаемого массового использования была заказана большая партия машин, но до перемирия успели сделать около 250ти штук. И по прямому назначению применить не успели.
Бронеавтомобиль на шасси РуссоБалт. 1914г. Масса около 3 тонн. Броня борта\лоб - 3,5\5мм. Двигатель 40 л.с., скорость вероятно 20 км\ч.
Пробоина в лобовом листе, похожа на пробитие шрапнельным снарядом поставленным "на удар".
Однако в области применения колесных танков, приоритет безусловно был на стороне армии Российской империи.
"9 ноября 1914 года с рассветом отряд полковника Максимовича начал наступать на город Стрыков. 1-я автомобильная пулеметная рота... полным ходом въехала по шоссе в город до площади, обстреляла дома, укрывавшие неприятеля, и содействовала, разбившись по улицам, 9-му и 12-му Туркестанским полкам овладеть городом.
10 ноября взводы пересекли город, выдвинулись на Згержское шоссе, обстреляли в полуфланг неприятельские окопы, подготовив огнем атаку стрелкам; по взятии их стрелками в штыки, перенесли огонь по роще влево от шоссе, выбили оттуда укреплявшегося там противника."
По основным действиям, бой напоминает действия знаменитой "Музыкальной шкатулки" лейтенанта Арнольда 8 августа 1918 года. Когда группа в три пулемётных танка - в конце боя один танк - рассеяла батальон немецкой пехоты предопределив успешные действия своих войск.
Пушечный БА на шасси Паккард. 1914г Россия. Вооружен 37мм автопушкой Максим-Норденфельд. Броня 4-5 мм. Масса 5.76 тонны.
Бронемашина была сделана по общему типу тогдашних европейских пушечных броневиков. Отличалась лишь более развитой полубашней дающей лучшую защиту расчёту.
И отличалась другим боевым применением. Англо-Французские боевые машины такого типа делали что-бы они могли "лидировать" пулемётные бронеавтомобили, прикрывая орудийным огнем маневр в бою и\или выход из боя "автотачанок". На Восточном-же фронте, российские офицеры выходили на этих броневиках в полевой бой.
Бой 3 февраля 1915.
«Воспользовавшись тем, что немцы нас поздно заметили, удалось переднему (2-му) взводу въехать между боками колонн, выдвинутых от средней уступами вперед. 3-й взвод тоже подошел очень близко.
Остановившись, я открыл огонь из пяти пулеметов моего взвода по всем трем колоннам. 3-й взвод открыл огонь по боковым колоннам, так как среднюю закрывал мой взвод, стоящий впереди. Немцы открыли убийственный ружейный огонь, к которому скоро присоединилась артиллерия, засыпая разрывными пулями все автомобили. Наш неожиданный и меткий огонь вызвал у противника, помимо больших потерь, сначала замешательство, а затем беспорядочное отступление. Огонь пехоты стал стихать, зато артиллерия пристрелялась - надо было переменить позицию, для чего необходимо было повернуть кругом на узком шоссе с очень вязкими обочинами (была оттепель).
Начали поворачивать по одной машине во взводах, продолжая огонь из других. Машины вязли в обочинах, пришлось вылезти и на руках выкатывать их, чем, конечно, воспользовались немцы и усилили огонь...
Вытащив первую машину, я продолжил огонь, но прислуга второй машины не могла ее выкатить. Пришлось прекратить огонь из первой и вылезти на помощь второй. В это время был убит наводчик Терещенко, ранен двумя пулями наводчик Писарев и двумя наводчик Бредис, контужен шофер Мазевский, остальные получили ссадины от осколков разрывных пуль. Все усилия казались напрасными, так как машина не поддавалась, а число работников уменьшалось. Хотел взять на помощь из 3-го взвода, но они были настолько сзади, что пока бы дошли, их могли перестрелять... Послал рядового Бредис доложить штабс-капитану Дейбель (командиру 3-го взвода. — Прим. автора), прося подъехать на машине, но оказалось, что во время поворота у нее сгорел конус и она самостоятельно не передвигалась.
Несмотря на критическое положение, 2-й взвод стойко вынес все потери и продолжал самоотверженно выручать свою машину и, наконец, с невероятными усилиями, вытянул и повернул второй автомобиль. Немцы воспользовались затишьем огня и перешли в наступление, но, повернув машины, 2-й взвод опять открыл сильный огонь. Немцы опять начали отходить, но положение наше все еще оставалось очень трудным: взводы были в 10-12 верстах впереди своих частей безо всякого прикрытия, из четырех машин - три почти не двигались самостоятельно, понеся значительные потери, прислуга была переутомлена невероятным напряжением.
Этот бой напоминает буквально эпопею с тремя французскими танками Рено FT, которые во время наступления в апреле 18 года, заползли на окраину деревни Виллер-Бретоне и вдруг попали в окружение к целому батальону немецкой пехоты. Два Рено были подбиты артиллерией и\или гранатами, а третий оказал упорное сопротивление, и лишь полное израсходование боекомплекта в танке остановило бойню.
БА Мгеброва на шасси Изотта-Фраскини. (Или "фрасчини").
По опыту боёв, российский штабс-капитан Мгебров построил несколько полнобронированных колесных танков.
Но другому этих монстров и не назвать. Броневые листы толщиной 5-7мм полностью прикрывали весь автомобиль, и венчался корпус здоровенной двух-пулемётной башней. Рикошетные углы наклона везде где только можно было, выдерживали даже попадания остроконечных немецких пуль. Правда весило всё это "счастье" около 3.5 тонн. И легковое шасси просто прогибалось под этим непосильным грузом.
Остин "1й серии". 1915г.
Броневик, задавший линию развития для большинства российских БА.
Заказанные ещё осенью 14 года, весной-летом 15 эти броневики начали поступать в Российскую армию и участвовать в боях. И уже в августе, выработалась танковая тактика применения. Броневик шёл в атаку на вражеские позиции кормой вперёд. Чаще всего машина двигалась параллельно линии вражеских окопов, подавляя массированным пулемётным огнём огневые точки пулемётчиков и стрелков.
По опыту применения, большинство броневиков получили новые башни из более толстой 7мм брони. Английская 3.5-5мм броня пробивалась даже свинцовыми пулями в латунной оболочке. Была заказана 2 серия, лучше забронированная и на более прочном шасси. Кроме того бронемашины получали кормовой пост для водителя. И часто в экипаже было два водителя, чтобы не терять время на пересадку.
Машина послужила основой для разработки наиболее совершенных русских БА, поступавших на вооружение в 17 и 18 годах.
ФИАТ-Ижорский. Типовой броневик российской армии. Два пулемёта "Максим" могли подниматься на большой угол для стрельбы по воздушны целям.
5.3 тонны, броня 7мм. Брони хватало для защиты от свинцовых оболочечных пуль австрийских солдат и немецкого ландвера. Остроконечные пули, легко пробивавшие 7мм броню, на Восточном фронте применялись мало. Так как этот фронт для Германии был второстепенным, а у Австрии не было средств для широкого применения таких боеприпасов.
Кормой пост водителя стал штатным.
Безусловно броневиков, которые по степени забронированности, и по тактике применения были "почти как танки", в Российской армии было значительно больше. И я просто не хочу их все перечислять. Тем более что не по всем типам бронемашин известны реальные боевые эпизоды.
Поэтому всё вкратце.
Так сказать - "тезисно".
Кстати - можете оценить условия работы водителя. Сидит достаточно комфортно в свободной позе.
Ничуть не напоминает шпротину в советских БА 30-х годов.