Найти в Дзене
Театр, кино

«Сирано де Бержерак». Спектакль МХТ им. Чехова. Юрий Чурсин – Паулине Андреевой: «Твоя любовь похожа на морковь». Сирано/Роксана.

«Сирано де Бержерак». МХТ им. Чехова. Юрий Чурсин Смешанные чувства. Такое впечатление от спектакля. Юрий Чурсин идеально подходит на роль Сирано. Его актерская природа созвучна романтической пьесе Ростана. И даже выразительный медальный профиль уже случился без гумоза. Это одна из лучших ролей мирового репертуара. Такая роль дает актеру возможность донести свои сокровенные чувства, рассказать о человеке с поэтическим мировосприятием, человеке чести, способном на героический поступок. Такой роли актеры обычно ждут годами, выгорая и размениваясь на что-то более мелкое. Чурсину повезло. Юрий Чурсин, бесспорно, хорош. Сражается, фехтует, декламирует стихи. Блещет остроумием. Вместе со своим героем. Поэзии из разных эпох здесь воз и маленькая тележка. Всё-таки Сирано поэт. Внятно, в формате лектория, рассказали со сцены, что путь поэтов во все эпохи не усыпан розами. (На случай, если публика театра не в курсе. Это трогательно, ведь в партере сидят те, у кого на бизнес есть время, на куль
«Сирано де Бержерак». МХТ им. Чехова. Юрий Чурсин
«Сирано де Бержерак». МХТ им. Чехова. Юрий Чурсин

Смешанные чувства. Такое впечатление от спектакля. Юрий Чурсин идеально подходит на роль Сирано. Его актерская природа созвучна романтической пьесе Ростана. И даже выразительный медальный профиль уже случился без гумоза. Это одна из лучших ролей мирового репертуара.

Такая роль дает актеру возможность донести свои сокровенные чувства, рассказать о человеке с поэтическим мировосприятием, человеке чести, способном на героический поступок. Такой роли актеры обычно ждут годами, выгорая и размениваясь на что-то более мелкое.

Чурсину повезло.

Юрий Чурсин, бесспорно, хорош. Сражается, фехтует, декламирует стихи. Блещет остроумием. Вместе со своим героем.

Поэзии из разных эпох здесь воз и маленькая тележка. Всё-таки Сирано поэт. Внятно, в формате лектория, рассказали со сцены, что путь поэтов во все эпохи не усыпан розами. (На случай, если публика театра не в курсе. Это трогательно, ведь в партере сидят те, у кого на бизнес есть время, на культурный ликбез не всегда.)

На этом фоне звучит озорной рэп Сирано: «Твоя любовь похожа на морковь». Пожалуй, это самый драйвовый и очаровательный момент спектакля.

Креативные костюмы. Сирано меняет костюмы часто. Словно змея шкурку. Он и во фраке, и в телогрейке, похожей на костюм для фехтования, и в заурядной коричневой кофте-кардигане. В общем, движется сквозь время и эпохи, через разные обстоятельства. И этих обстоятельств нагородили море.

Намек: герои везде нужны. Оболочка разная – природа человеческая одна.

«Сирано де Бержерак». МХТ им. Чехова. Юрий Чурсин и Паулина Андреева
«Сирано де Бержерак». МХТ им. Чехова. Юрий Чурсин и Паулина Андреева

В основе пьесы лежит история любовного треугольника. Старый проверенный прием. Плюс – Ростан прописал яркие характеры персонажей. Красивая костюмная драма. Роковая любовь.

Роксану играет Паулина Андреева. Ей не откажешь в обаянии и мастерстве. Только одно «но»: ей приходится играть не одну героиню, а многоликую. Она и певичка, принимающая дары от спонсоров, и бой-баба, которая хлещет беленькую из горла, и еще много каких характеристик включает. В красивом белом костюме берет уроки фехтования. В белой песцовой шубке щебечет со спонсором. В нарядном сарафане приезжает на фронт. В пижаме выходит замуж за Кристиана. Она разная и... никакая. Собирательный образ.

И все-таки смешанные чувства. Спектакль получился довольно сумбурным. В стилистике не то рок-оперы, не то рэп-концерта. Пёстрое полотно. (Режиссер Егор Перегудов.)

Как бы обидно это ни звучало, но за пестротой молодые режиссеры обычно прячут свою беспомощность. Неспособность внятно донести смысл истории. В случае с престижной сценической площадкой, где билеты очень дорогие, есть еще дополнительный стимул напустить туману. Создать видимость масштабного «дорогого» зрелища.

Картинки яркие, быстро сменяемые, головокружительные. Ничего не добавляют к тому мучительному любовному треугольнику, который лежит в основе пьесы.

Как ни странно, но лучше всего решена тема войны. Сцена боя самая яркая в спектакле. Когда солдат одного за другим выносят с поля боя. В этой сцене есть трагический ритм.

Хороши все вставные номера. Эффектные сцены фехтования. Талантливая молодежь в массовке. Обаяние молодости хлещет со сцены. Волны тестостерона. (Зрительницам понравится.)

Любовный треугольник Сирано/Роксана/Кристиан. Режиссеры старой школы тут обычно и показывают мастерство разбора пьесы, шлифуют эту конструкцию.

«Сирано де Бержерак». МХТ им. Чехова. Юрий Чурсин
«Сирано де Бержерак». МХТ им. Чехова. Юрий Чурсин
«Сирано де Бержерак». МХТ им. Чехова
«Сирано де Бержерак». МХТ им. Чехова

Ровно четверть века назад Владимир Мирзоев выпустил спектакль «Сирано де Бержерак» в вахтанговском театре. Там была внятная режиссура, хороший разбор ролей. А как хороша была Ирина Купченко, которая уже в очень зрелом возрасте играла женщину невероятной красоты и шарма. Она не молодилась, просто светилась изнутри, и всё было понятно про влюбленных в нее мужчин. А какой очаровательно нелепый был Сирано в исполнении Максима Суханова. Почти фрик. Таких не любят женщины. И всё было понятно, почему ему пришлось прибегнуть к эффекту маски и говорить о своей любви от чужого имени. Понятно, почему ему пришлось сломать жизнь Роксане из-за своего вранья. Это был единственно возможный путь для Сирано. Жестокий, но единственный. Всё рассчитал. Дураком он точно не был.

Максим Суханов в спектакле «Сирано де Бержерак»
Максим Суханов в спектакле «Сирано де Бержерак»
Максим Суханов в спектакле «Сирано де Бержерак»
Максим Суханов в спектакле «Сирано де Бержерак»