Найти в Дзене

Ростовская область, город Ростов-на-Дону в фотографиях ( июль 1942 - февраль 1943) История фашистской оккупации СССР ( 1941 - 1944) Часть 5

Фотография июль 1942 года, город Ростов-на-Дону, во время фашистской оккупации. Колонна фашистских танков проходит по Доломановскому переулку. Дома справа и слева сохранились до наших дней.

Следственный комитет России считает, что в преступлениях СС в Ростовской области участвовал эсэсовец, переводчик зондеркоманды 10А Гельмут Оберлендер — когда-то русский немец из Молочанска, а ныне 96-летний житель Канады. В 1941 г. он пошел на службу нацистам. Сообщается, что российские следователи запросили у Канады данные об Оберлендере. Канадские власти лишили гражданства эсэсовца, когда вскрылся факт его службы в составе преступной организации Гиммлера. Федеральный суд Канады считает, что подсудимый, вероятно, имел прямое отношение к уничтожению 23 тысяч евреев и цыган в УССР в 1941 — 1943 гг. Процессы против Оберлендера продолжались (с перерывами) с 1995 года, и недавно суду наконец удалось доказать вину фигуранта. Стоит вопрос о депортации его из Канады. Фото 1

-2

Фотография , 24 - 25 июля 1942 года, во время фашистской оккупации Ростовской области, город Ростов-на-Дону.

Из книги Закруткина Виталия Александровича .

Ростовчане не сдавались. Голодали, но работать для немцев не шли. А если получали повестку с «биржи тру­да», откуда бургомистерство поставляло Киттелю рабов, — прятались или уходили на «черные работы». Так, доцент-физиолог Текутов и доцент-математик Александров рабо­тали конюхами, врач Лепкова — кухаркой, инженер Бороз­дин — дворником. Фото 2

-3

Фотография июль 1942 года, во время фашистской оккупации, города Ростова-на-Дону. Вид на пересечение улиц Буденновский-Текучёва, в сторону Горького. Дом в центре кадра Будённовский проспект дом 80.

Из книги Закруткина Виталия Александровича.

Не убили фашисты Ростова. Не умер город Ростов-на-Дону. Hе поддался город черной вражеской силе, не сми­рился, не стал на колени.

Темными ночами убивали ростовские партизаны фашистских палачей. Финскими ножами резали в развали­нах солдат-мародеров. Острыми сверлами буравили бензо­провод. Керосин заливали в бочки с подсолнечным маслом. Погашали топки паровозов. В руинах прятали оружие. Рвали телеграфные провода.

Голодные, замученные, оскорбленные, люди обороняли советскую честь родного города, мстили фашистским убий­цам. Фото 3

-4

Фотография , примерно август 1942 года, во время фашистской оккупации города Ростова-на-Дону. Будённовский проспект.

Из книги воспоминаний Закруткина Виталия Александровича.

"И вот пробил час. Ростовчане вдруг услышали близкие раскаты артиллерийской канонады. К Ростову приближа­лись доблестные полки Красной Армии. Еще бургомистр Тикерпу что-то бормотал о необходимости выращивать парниковые огурцы, еще полицейские взимали десятки на­логов — подоходный, оборотный, жилищный, молочный, собачий, — а уже потянулась на вокзал фашистская шваль, уже ревело радио:

«В пятницу 5 февраля с ростовского вокзала отходит особый поезд для граждан немецкого происхождения на Мелитополь — Рейхонфельд. Лицам немецкого происхож­дения, находящимся в Ростове, предлагается при всех обстоятельствах воспользоваться этим поездом...» Фото 4

-5

Фотография , примерно лето 1943 года, советская техника проходит по улице Энгельса, по освобождённому Ростову, Ростовской области.

Боевые машины 4 ГМП проходят через освобожденный город Ростов-на-Дону. Колона БМ-13-16 на базе Studebаker US6 из состава 4-го гвардейского минометного полка.

От рук оккупантов пострадало огромное количество советских людей. Самым известным зверством, сотворенным оккупантами в Ростове-на-Дону, стало убийство в Змиевской балке свыше 27 тысяч советских граждан. Среди убитых были военнопленные красноармейцы, коммунисты и комсомольцы, но основную часть погибших составляли ростовские евреи и члены их семей из других национальностей. В уничтожении советских граждан принимали участие как гитлеровцы, так и солдаты войск их союзников, а также полицейские, набранные из числа местных предателей. Фото 5

-6

Фотография , примерно конец июля 1942 года, во время фашистской оккупации города Ростова-на-Дону. Разбитый советский штабной автобус . Сейчас эти дома относятся к адресу улица Большая Садовая дом 103 / 51. Сразу же после занятия Ростова-на-Дону гитлеровцы приступили к расправам над мирным населением. Уже 25 июля 1942 года, на второй день оккупации, на ул. Ульяновской, 40 были убиты 11-12 летние подростки Коля Кизим, Витя Проценко, Ваня Зятев, Коля Сидоренко, Игорь Нейгоф. Они пытались спрятать раненых бойцов Красной армии, не успевших покинуть город, на чердаке дома по адресу ул. Ульяновская, 27. Когда гитлеровцы нашли на чердаке дома сорок красноармейцев, они сбросили их вниз, а на земле добивали штыками. Затем были выстроены все жители дома и начался допрос. Фото 6

-7

Фотография , примерно август 1942 года, город Ростов-на-Дону, во время фашистской оккупации. Дот на углу Будённовского проспекта и Шестой улицы. На другом фото видно что ДОТ стоял на повороте трамвайных рельс, т.е. не перед Шестой улицей, а прямо на ней.

Как раз во время второй оккупации в ноябре 1942 года произошёл удивительный случай.

На огромном фанерном листе было написано по-русски: "Долой фашистских захватчиков! Да здравствует непобедимая Красная Армия!", а ниже уже на немецком: "Обербургомистр Ростова-на-Дону Тиккерпу".

Немцы, не знающие русского, спокойно проходили, зная, что бургомистр плохого не напишет, даже на русском. По воспоминаниям очевидцев – плакат продержался часа два до тех пор, пока на него не обратила внимание местная полиция.

Плакат повесили по заданию командира партизанского отряда им. Сталина двое мальчишек – Анатолий Подушко (слева на фото) и Савва Лотошников. Первому на тот момент было 13 лет, а второму 12. Оба мальчика были ростовчанами и жили по соседству на 1 пос. Орджоникидзе. Фото 7

-8

Фотография , июль 1942 года, во время фашистской оккупации Ростова-на-Дону. Доты на Будённовском проспекте. Дом справа, это сейчас Будённовский проспект, дом 72.

За 205 суток второй оккупации областного центра были угнаны на принудительные работы 53 тыс. ростовчан, расстреляны около 40 тыс. 11 и 12 августа 1942 года военнослужащие зондеркоманды СС 10А, полиции и СД вывезли в район посёлка Змиёвская Балка и затем расстреляли не менее 27 тыс. мирных жителей. В городе Шахты убили не менее 3500 человек. Е А перед бегством из Ростова-на-Дону оккупанты и их пособники расстреляли, замучили и повесили до 2000 человек. По спискам, составленным старостами, полицаи свезли в городскую тюрьму свыше тысячи ростовчан. В их уничтожении по приказу начальника зондеркоманды 6 Ц участвовали палачи-коллаборационисты. В день освобождения города войсками Красной армии в тюрьме обнаружили 1154 трупа, из них 55 несовершеннолетних и 122 женщины. Возле города Миллерово Ростовской области в немецком пересыльном лагере уничтожили более 40 тыс. мирных жителей и военнопленных. Оккупанты и коллаборационисты совершили на донской земле и множество других кровавых злодеяний. Фото 8

-9

Фотография , примерно сентябрь 1942 года, во время фашистской оккупации Ростова-на-Дону. Повреждённый театр имени Горького. Машина Mercedes-Benz 290 Cabriolet D (W18).

Двое мальчишек – Анатолий Подушко (слева на фото) и Савва Лотошников входили в партизанский отряд имени Сталина. Первому на тот момент было 13 лет, а второму 12. Оба мальчика были ростовчанами и жили по соседству на 1 пос. Орджоникидзе.

14 февраля когда началась битва за Ростов эти же мальчишки в отряде партизан уничтожили охрану лагеря военнопленных в черте города, и освободили 800 наших сограждан.

Оба юных героя били фашистов до конца ВОВ. После войны Анатолий поступил в ремесленное училище, а Савва в Суворовское. Фото 9

-10

Железнодорожный вокзал в городе Ростов-на-Дону, во время фашистской оккупации, январь 1943 года.

Воспоминания жителя оккупированного города Ростова-на-Дону Михаила Вдовина. Все были мобилизованы на строительство оборонительных сооружений. Их строили и в Ростове, и за городом. Была объявлена норма часов отработки. Нет у тебя справки о сданной норме, хлебную карточку не дадут.

Оборонительные сооружения строились так — перекапывалась улица, оставлялся только узкий проход возле дома. И возводили кирпичные баррикады метровой толщины. Бойницы были направлены на север и на запад: оттуда немцы пришли в ноябре 41-го. А немцы во второй раз пришли с востока.

При отступлении в этих баррикадах «завязли» наши танки и другая техника, много машин! Немцы эти грузовики позабирали себе. Что меня удивило: из танков БТ-26 они вытаскивали моторы, очевидно, к их танкам они подходили. Фото 10