Военно-патриотическому поисковому отряду имени Ивана Гужеленко в следующем году исполнится 10 лет. Накануне Дня неизвестного солдата мы пообщались с руководителем отряда Александром Гужиленко.
Многие, наверное, помнят историю, когда в нашем городе с почестями захоронили останки ветерана войны Гужеленко Ивана. С того момента жизнь его внука Александра кардинально изменилась: поучаствовав в одной из поисковых экспедиций с отрядом «Челны», он и сам решился создать поисковый отряд в нашем городе. Теперь каждый год отряд совершает до трех поисковых экспедиций. География поиска обширная: разные районы Ленинградской, Новгородской и Тверской областей и республики Карелия. И спустя уже более 80 лет после Победы, там находят останки солдат, не преданных земле по всем обычаям.
- Александр Валерьевич, расскажите, как устроены ваши экспедиции?
- Экспедиция — это ключевое мероприятие для отряда. Выезжаем мы с апреля по сентябрь. Зимой идет подготовка. Вместе с ребятами изучаем исторические материалы о боях, которые проходили в местах будущего поиска. Какие потери были, какие войска, где располагались наши, а где немцы. Подготавливаем также оборудование, экипировку, палатки, инструменты. Необходимое обновляем. Выстраиваю логистику – как будем добираться до места поиска. Поезд, автобус, машина… Договариваюсь со встречающей стороной. Сама экспедиция длится около трех недель вместе с дорогой. С ребятами мы живем в палатках, сами готовим себе обеды. Часто сама поисковая работа идет в условиях болотистой местности. С помощью металлоискателя, лопаты и щупа находим и поднимаем из земли останки. Работаем мы в составе сводных отрядов как краевых, так и местных, куда выезжаем. Обычно со мной выезжают от 2 до 7 ребят из разных школ города. Кто-то ездит и не по одному разу.
- Главная цель ваших экспедиций?
- Главная цель работы отряда - увековечивание памяти наших защитников, участников Великой Отечественной войны. Найти останки солдат, определить, кто это, передать родственникам. Если никаких опознавательных знаков при останках не было: смертных медальонов, армейских книжек -останки перезахоранивают на кладбищах, в том числе и в братских могилах со всеми почестями -гражданскими и церковными. В тех районах, где проходят поиски, на кладбищах выделяют целые аллеи для таких захоронений. Надо сказать, что большая удача - определить имя погибшего солдата. Только два из ста найденных останков получается опознать. Дело в том, что в 1943 году смертные медальоны заменили армейскими книжками, а бумага сохраниться в болотистой местности почти 80 лет практически не имеет шансов.
- Из экспедиций вы привозите разные предметы быта и боевых будней солдат. Где вы их храните?
- Действительно, находим различные предметы, принадлежащие как войскам Красной Армии, так и Вермахта. Эти вещи уходят в музей отряда, часто их оставляем в школах, откуда были ребята из отряда. Так, после поисковых экспедиций военными экспонатами пополнились музеи школ №№1, 2, филиала 3 школы, 7,8,9, НЭСТа, Степновской школы, городского музея и даже ачинского музея. Есть и в молодежном центре, где базируется отряд, свой музей.
- Как реагируют родственники на сообщения о том, что нашли останки пропавшего без вести ветерана?
- В большинстве случаев родственники найденных солдат с трепетом воспринимают новость о том, что нашли их участника войны. Чаще всего такие солдаты считались без вести пропавшими и место их гибели, и судьба были неизвестны. Кто-то воспринимает эту новость более прохладно, но это уже их решение. Для нас главное - найти человека, восстановить имя и похоронить достойно.
- Как вы ищете информацию о родных?
- Не менее важной частью работы является поиск родственников. Если имя определено, то в базе можно найти документы на солдата, его место рождения. Иногда в архивах есть информация о детях, женах. По этим скупым данным делаем запросы в архивы, ЗАГСы, военкоматы, музеи, ищем в социальных сетях. Тут может помочь любая зацепка. Получается целый исторический детектив.
«Главная цель работы отряда - увековечивание памяти наших защитников, участников Великой Отечественной войны. Для нас главное - найти человека, восстановить имя и похоронить достойно». Александр ГУЖИЛЕНКО
- Как появилась формулировка «неизвестный солдат»?
- Ведь когда они воевали, они всем были известны: и родным, и командованию. А потом вдруг пропал без вести: погиб ли он, попал в плен, оказался в беспамятстве в госпитале? Кто-то из пропавших без вести возвращался домой. Сколько их, неизвестных солдат, полегло во сырой земле? Наша задача - найти их и попытаться восстановить имя.
Представители поисковых отрядов Красноярского края при поддержке правительства региона активно участвуют в поисковых экспедициях, проводимых в рамках Всероссийской акции «Вахта памяти».В этом году 266 молодых людей из Красноярского края приняли участие в 22 поисковых экспедициях. По итогам экспедиций в 2025 году были подняты останки 406 воинов, погибших при защите Отечества, 16 медальонов и медаль «За отвагу», установлено 6 имен погибших и найдены родственники одного из них, подняты обломки военного самолета «ЛаГГ-3» (истребитель-моноплан).
- Расскажите, где вы побывали в этом году?
- В этом году у нас было три экспедиции. В апреле и в сентябре мы ездили в Новгородскую область, в июле были в Карелии. В поисковых экспедициях участвовали разные ребята. Весной мы нашли останки одного бойца, при нем были гильзы, самодельный перочинный нож, а вот документов, увы, не было. Установить личность мы не смогли. Летом в Карелии нашли тела 6-ти бойцов, личности также не установлены. Осенью нашли еще одного бойца, личность не установлена. Иногда бывали экспедиции, когда не находили вообще никого, но помогали другим отрядам. Даже такая, вроде неудачная, экспедиция показывает, что в тех местах искать не стоит, бои прошли в другом месте. Ведь мы работаем не сами по себе, а большой группой, почти семьей, на один общий результат.
Так, осенью мы работали вместе с поисковым отрядом «Челны». Им удалось найти останки и установить личность нашего земляка. Нашли его каким-то чудом. Видимо, во время взрыва его завалило кирпичной стеной и останки находились под кирпичами. С помощью щупа сначала нашли ногу. Когда разобрали кирпичи, достали останки солдата. Это оказался младший лейтенант Шалыт Самуил Ильич, 1916 года рождения. Командир взвода 144 отдельной стрелковой бригады считался пропавшим без вести с лета 1942 года. Самуил Ильич родился в Ачинске. Детей и жены у него не было. По документам нашли информацию об отце и брате. Брат его пытался найти, но безуспешно. В послевоенные годы семья перебралась в Красноярск. Удалось связаться с внуком брата. Родственники погибшего Самуила Шалыта приняли решение захоронить останки в Красноярске. Планируется доставка на родину.
3 декабря, в День неизвестного солдата, в Красноярске собираются все поисковые отряды, а их в крае 27. Отдают дань памяти ветеранам Великой Отечественной войны, возлагают венки к Вечному огню. После проводят отчет о своей деятельности за год. В этом году в мероприятиях примет участие и назаровский военно-патриотический поисковый отряд имени Ивана Гужеленко. Им будет о чем рассказать, поделиться опытом.
Ольга ЦИКУРОВА
Фото поискового отряда