Интересную тенденцию я заметила в последние годы: возвращение общественного внимания к древним славянским традициям, обычаям и верованиям, то есть попытка осмыслить свои родовые корни, вернуться к истокам. И это наблюдение подтвердил мой знакомый, уфимский писатель Александр Иликаев, который совсем недавно издал в московском издательстве "Эксмо" шикарную подарочную книгу "Славянские боги: все мифы и легенды".
Я встретилась с Александром, моим старинным знакомым и приятелем, и попросила рассказать немного о себе, о своей книге и о славянских богах...
- Я уфимский автор краеведческой повести "Призрак девушки". В повести рассказывается об одном из немногих сохранившихся до наших дней родовом поместье Владимира Григорьевича Кощеева. Это имение ранее принадлежало людям из знаменитого рода Аничковых. ( Помните Аничков мост в Петербурге?)
Именье это находится недалеко от Бирска, в Бирском районе, в Башкирии.
Семья Кощеева жила в нем в конце 19-го в начале 20 веков.
Книга "Призрак девушки" имела большой успех среди местных краеведов. А в целом - это гимн природе и деревенской жизни. Недаром эта книжка считается единственным примером современной российской пасторали. Это идеализированное описание жизни на лоне природы. В детстве я действительно проводил в тех местах свои школьные каникулы. И это было чудесное время для деревни: еще существовали колхозы и народ никуда не разъезжался, деревни были многолюдными, особенно национальные. У людей были свои хозяйства и никаких проблем с продуктами питания! Словом, это был рай деревенский.
Потом я писал повести о современной городской жизни. Например, повесть "Коммерсанты" о 90-х годах, о времени приобщения к бизнесу людей, даже очень далеких от него, например, учителей, которые стали ездить на оптовые рынки, делать там закупки и торговать одеждой.
Все тогда мечтали стать банкирами или юристами. На 90-е годы пришлась моя молодость. И фотография жизни тех лет была сделана довольно точно.
Еще со школы я увлекался мифами, особенно греческими. И всегда думал: а где же наши, славянские?
Позже стал изучать этот вопрос и выяснил, что славянские мифы не сохранились. Мифов вообще никаких не было: ни башкирских, ни татарских, ни удмуртских, ни марийских...
Мне стало обидно и я решил заняться реконструкцией мифов. Тем более, что у меня для этого уже было хорошее базовое историческое образование: я закончил истфак нашего местного педуниверситета, где преподавали крупнейшие историки нашей республики: Иванов, Горбунов, Нечволода.
Сформировал первую книгу. И наудачу написал в издательство "Эксмо". Они с восторгом взяли мою рукопись и издали книгу. Тогда это было небольшое собрание пересказов и реконструкций славянских мифов.
И, начиная с 2014 года, я регулярно выпускал переиздание. Книга становилась все более и более толстой и подробной с оригинальными иллюстрациями.
В сентябре этого года вышел очередной том "Славянские боги: все мифы и легенды". И на этот раз главное внимание уделено высшему уровню славянской мифологии - богам. Помимо реконструкции и пересказа текстов мифов, есть подробные комментарии, что откуда взято, из каких реальных исторических и фольклорных источников. Составлен словарь славянских богов, где практически все боги упомянуты по достоверным источникам. И недостоверные источники тоже упомянуты. Очень много интересных изображений, в том числе древних вышивок, которые аккуратно перерисованы художницей...
- Скажи, Александр, это научный труд или художественное издание?
- Это научно-популярное издание.
- А сколько всего славянских богов было?
- Со школы мы помним шесть богов во главе с Перуном - Стрибог, Сварог, Даждьбог, Макош (Мокош), добавлен еще и Велес.
Костяк основных богов - всего 15-20.
- А зачем древним людям нужны были мифы?
- Первоначально мифы были всем: и наукой, и литературой, и поэзией. Мифы -это устное творчество, которое передавалось из уст в уста, из поколения в поколение. Это способ передачи памяти, способ представления окружающей природы, способ взаимодействия с ней через образы, часто фантастические. Но вместе с тем любой миф, не являясь адекватным отражением реальности, представляет собой образное непосредственное восприятие мира. И в этом его ценность! Миф доносит до нас свидетельства глубоких дописьменных эпох. И миф до сих пор сохраняется в нашем языке...
- Каким образом? Приведи примеры!
- Возьмем, например пословицу "После дождичка в четверг". Почему в четверг? А потому что четверг был днем Перуна у западных славян. Первоначальный смысл: это обязательно произойдет, потому что в день Перуна обязательно будет греметь гроза и лить дождь.
Но потом, когда Перуна свергли и возвели Христа на престол, пословицу переделали и она приобрела ровно противоположный смысл: никогда это точно не произойдет!
Или пословица "Семь пятниц на неделе" сохранила более или менее первоначальный смысл. Эта пословица говорит о тех людях, у которых постоянные праздники и кто работать не желает.
А пятница у славян была действительно праздничным нерабочим днем, который зарезервировала для себя Макош или Мокош, покровительница прядения и ткачества. В этот день нельзя было трудиться.
Или возьмем выражение "Чур меня!" Сегодня его говорят, когда не хотят, чтобы кто-то трогал человека. А на самом деле "чур меня" славяне говорил, когда обращались к своим предкам за защитой, как бы с просьбой: "пращур, чур, защити меня!"
- А за что отвечали славянские боги?
- Прежде всего самый древний бог славян Род отвечал за продолжение рода, также как и таинственные Рожаницы, под которыми видят богов типа Лады и ее дочери Лели, либо берегинь и дев судьбы - Долю и Недолю. Они как греческие мойры.
Но у западных и южных славян Рода нет.
У балтийских славян был Световид, который надзирал за четырьмя сторонами света и потому имел четыре головы.
Следующие поколения богов - Сварог и Лада у восточных славян. У балтов - Лайма, богиня счастья и семейного достатка.
Третье поколение -дети Сварога и Лады - Перун, Даждьбог.
А Ярила и Девана -это уже четвертое поколение. Совсем юные боги.
Сварог - кузнец, который сковал небо. Вместе со своим сыном Даждьбогом он покровитель ремесел.
Мокош - от слова мокрый, покровительница домашних работ, прядения. И в то же время - и смерти.
Велес - покровитель мудрости, богатства, скотоводства, торговли.
Славянская мифология ничем не уступает греческой. Многобожие естественно для любой языческой мифологии.
- Но почему же этот важный момент из жизни наших предков был стерт, вычеркнут из исторической памяти народа и теперь его приходится реставрировать, реконструировать, восстанавливать по частям?
- Это чисто социальный вопрос. Попытки запретить многобожие встречались еще в Древнем Египте. Фараон Эхнатон, например, запретил молиться всем другим богам кроме Атона.
Централизация выгодна любой политической власти.
Понятное дело, что долгое время традиционные родо-племенные отношения сопротивлялись этому. Языческие верования поддерживались родо-племенной структурой. Но структура эта стала отходить в прошлое, когда единобожие выдвинулось на первый план.
-Что удивительно, марийский народ до сих пор сохранил многобожие. Я сама в этом убедилась, побывав недавно в марийском селе...
-На самом деле и у русских долгое время сохранялось двоеверье. В 19-м веке крестьяне плохо разбирались в церковной догматике и больше почитали не Бога Отца, а Илью Пророка и Николу Угодника. Они воспринимали христианских святых продолжением языческих богов, как своих заступников.
С другой стороны, все относительно и понятие Бог в древности тоже было весьма разным. Были важные боги, менее важные, полубоги и обожествленные живые персонажи. Были и сторонники существования единого Бога и его помощников. Все было очень динамично, неоднозначно...
- И ты попытался из различных осколков и отрывков сконструировать и воссоздать нечто единое целое?
- Да! Вся литература о мифологии делится на две части. С одной стороны есть научные труды, очень серьезные, но скучные, сухие и малопонятные для чтения неподготовленными людьми.
С другой стороны, есть ряд исследователей, которые пошли по легкому пути, требуя признавать только небольшой круг источников. Они считают, что исходя из "Повести временных лет" существовал только один бог - Перун, а всех остальных придумали монахи.
Но это гипер критика, которую я не приветствую. Как же тогда множество богов упоминается у балтийских славян, у польских и немецких хронистов?
Имена многих богов отмечались в пословицах и в коротких рассказах -быличках. Поэтому я не сторонник скептического взгляда на многобожие.
А с другой стороны, появился целый вал литературы типа "Велесовой книги" -фэнтэзи, которое написал вероятно белоэмигрант.
- Я, кстати, прочла эту книгу с большим удовольствием. Она очень поэтична!
- Но это подделка, как и "Боянов гимн", который даже подсунули Державину, и он принял книгу за чистую монету.
Очень много отсебятины, не основанной ни на чем. Я все-таки сторонник научной реконструкции, подтвержденной аргументами и доказательствами.
- А теперь скажи, Александр, где можно приобрести столь роскошную книгу?
- Самое удобное - заказать книгу на Озоне. Там, кстати, и цена очень демократичная для такой шикарной подарочной вещи...
- Спасибо тебе за интересный рассказ. Успехов в дальнейших изысканиях!