Найти в Дзене
Сантехники выбирают!

Промышленные задвижки: ключевые особенности и правила эксплуатации

В трубопроводных системах задвижки выполняют функцию запорного устройства для потоков воды, пара, газа и др. Ниже рассмотрены три основных типа клиновых задвижек – стальные, чугунные (ВЧШГ) и с мягким (резиновым) уплотнением. Расскажем об их отличиях по конструкции и правилах эксплуатации. Также приведём общие рекомендации по монтажу и проверке. Стальные задвижки (литые) Стальные задвижки (например, китайской или малайзийской сборки) часто оснащены выдвижным штоком и регулируемым сальниковым узлом. Это означает, что при появлении небольших подтёков уплотнение можно подтянуть без снятия клапана с трубопровода. Ещё одна особенность – наплавка нержавеющей стали на уплотнительных поверхностях клина и корпуса. Благодаря этому клапан устойчив к коррозии: уплотнительные кольца на корпусе и диске изготовлены из коррозионно-стойкой стали, что значительно продлевает срок службы. Для сравнения, у многих бюджетных моделей наплавка бывает лишь на диске, а корпус остаётся чугунным, что приводит к б
Оглавление

В трубопроводных системах задвижки выполняют функцию запорного устройства для потоков воды, пара, газа и др. Ниже рассмотрены три основных типа клиновых задвижек – стальные, чугунные (ВЧШГ) и с мягким (резиновым) уплотнением. Расскажем об их отличиях по конструкции и правилах эксплуатации. Также приведём общие рекомендации по монтажу и проверке.

Стальные задвижки (литые)

Стальные задвижки (например, китайской или малайзийской сборки) часто оснащены выдвижным штоком и регулируемым сальниковым узлом. Это означает, что при появлении небольших подтёков уплотнение можно подтянуть без снятия клапана с трубопровода. Ещё одна особенность – наплавка нержавеющей стали на уплотнительных поверхностях клина и корпуса. Благодаря этому клапан устойчив к коррозии: уплотнительные кольца на корпусе и диске изготовлены из коррозионно-стойкой стали, что значительно продлевает срок службы. Для сравнения, у многих бюджетных моделей наплавка бывает лишь на диске, а корпус остаётся чугунным, что приводит к быстрой коррозии.

  • Регулируемый сальниковый узел: позволяет подтягивать набивку сальника при эксплуатации без демонтажа.
  • Нержавеющая наплавка: уплотнительные поверхности клина и корпуса покрыты наплавкой из коррозионно-стойкой стали. Это препятствует износу и коррозии.
  • Двойное наплавление: покрытия на обеих сторонах уплотнений (диске и корпусе) сохраняют герметичность дольше, чем у моделей с односторонней наплавкой.

Чугунные задвижки (высокопрочный чугун)

-2

Современные чугунные задвижки выполняют из высокопрочного чугуна (ВЧШГ) вместо традиционного серого чугуна. Главное отличие ВЧШГ – значительно более высокая прочность и пластичность. ВЧШГ обладает гораздо большим пределом прочности на разрыв (350–1500 Н/мм² против 150–400 Н/мм² у серого чугуна) и ударной вязкостью. Проще говоря, ВЧШГ меньше хрупок и способен выдерживать растягивающие нагрузки без разрушения. Это особенно важно при монтаже: если в трубах есть небольшая несоосность, задвижка из ВЧШГ выдержит деформацию без трещин или разрыва корпуса, тогда как серый чугун может лопнуть.

  • Материал – ВЧШГ: практически «ковкий чугун» (GGG40/GGG50), прочность на разрыв и пластичность которого значительно превышают показатели серого чугуна.
  • Ударная вязкость: высокая стойкость к ударным нагрузкам и вибрации, что исключает внезапные разрушения при затяжке фланцевых болтов.
  • Надёжность монтажа: задвижки из ВЧШГ не ломаются при незначительной несоосности фланцев, что повышает надёжность установки.
  • Уплотнения: на клине и в корпусе обычно применяются латунные или бронзовые наплавки (или запрессованные кольца), которые служат герметичными поверхностями. Задвижки данного типа выполняются клиновыми.

Обрезиненные задвижки (с мягким уплотнением)

-3

Задвижки с эластичным резиновым клином требуют особого обращения из‑за свойств резины. При работе узла могут возникать дополнительные трудности: резина плохо скользит по металлу, поэтому важно использовать смазку (обычно силиконовую) на сопрягающихся поверхностях. Это снижает трение при открытии/закрытии. Ещё одно явление – прикипание резины: если долго не открывать клапан в закрытом положении, резиновый клин может «прилипнуть» к седлу, и открыть задвижку станет проблематично.

  • Смазка: рекомендуется смазывать направляющие и уплотнения силиконовой смазкой для обеспечения лёгкости хода.
  • Прикипание: при длительном простое клапана в закрытом состоянии резина может прилипнуть к корпусу. Поэтому рекомендуется периодически проворачивать клапан и избегать долгого нахождения в крайнем положении.
  • Хранение и поставка: такие задвижки транспортируют и хранят в полуоткрытом положении. Это предотвращает деформацию резинового клина из‑за постоянного сжатия и уменьшает риск прикипания до ввода в эксплуатацию.

Фланцевая рассверловка

-4

При монтаже важен правильный выбор болтовых соединений по классу давления (PN). Фланцы PN10 и PN16 различаются числом крепёжных отверстий. Например, плоский приварной фланец Ду200 имеет 8 отверстий под PN10 и 12 отверстий под PN16. Чтобы обеспечить универсальность, многие производители оснащают задвижки рассверловкой, совместимой с PN10 и PN16. Для диаметров от 200 мм и выше шаг отверстий и их диаметр делают таким, чтобы одной моделью можно было подключиться как к PN10, так и к PN16 ответным фланцам. Фактически используется овальное или увеличенное отверстие, подходящее под оба стандарта.

  • Отверстия под PN10/PN16: На Ду200–300 для PN10 предусмотрено 8 отверстий, а для PN16 – 12.
  • Универсальная рассверловка: современные задвижки часто имеют общую рассверловку, удовлетворяющую обеим группам давления. Это позволяет одной моделью заменить два разных варианта (PN10 и PN16).

Рекомендации по монтажу и проверке

Перед установкой задвижки (особенно большого диаметра) необходимо выполнить несколько процедур:

-5
  • Проверка хода: перед монтажом убедитесь, что механизм открывания/закрывания работает плавно, без заеданий. Вручную откройте и закройте задвижку несколько раз, убедитесь в правильности хода шпинделя и отсутствии повреждений.
  • Очистка магистрали: перед испытаниями (а также перед самим монтажом) тщательно продуйте трубопровод. Удалите любой строительный мусор, окалину и другие посторонние частицы из трубы и внутренней полости клапана. Даже мелкие твёрдые частицы могут попасть между уплотнительными поверхностями при закрытии и вызвать утечку или повреждение седла.
  • Герметичность: после монтажа обязательно проведите опрессовку трубопровода рабочей средой под номинальным давлением. Следите, чтобы не было протечек в местах фланцев и вала. Закрутка фланцев должна быть симметричной и с нужным моментом.

Соблюдение этих правил позволит задвижке работать надёжно и долго. Регулярное техобслуживание (смазка, очистка) и проверка состояния уплотнений помогут своевременно выявлять дефекты и продлевать срок службы арматуры.

Все описанные типы и модели задвижек представлены в нашем ассортименте. Мы предлагаем широкий выбор стандартной запорной арматуры, а также можем организовать поставку продукции под заказ в соответствии с требованиями и специфическими нуждами вашего объекта. Обращайтесь в нашу компанию, и наши специалисты подберут оптимальное решение под ваши задачи.

К ассортименту -
https://clck.ru/3QeDgq

Мы в ТГ