Найти в Дзене

Забытый гончарный промысел Ярославской земли, который до сих пор удивляет своей силой

Есть на Ярославской земле места, где история буквально держится на глине. Одно из таких — деревня Бабурино Даниловского района. Сегодня она известна исследователям как родина уникального народного промысла — бабуринской игрушки, простой на первый взгляд, но содержащей память о трёх–четырёх столетиях ремесленной традиции. Эта игрушка — не просто игрушка. Это культурный след, который оставили люди, веками работавшие с землёй, огнём и собственной фантазией. Бабуринская игрушка. автор Михаил Степанович Сотский От первых горшечников до гончарного центра Точные даты появления промысла неизвестны — но уже 300–400 лет назад в округе работали мастера-гончары. Их труд стал особенно востребован после отмены крепостного права, когда земля оказалась малоплодородной, а людям нужно было выживать. Так гончарство стало основным источником дохода сельчан. К началу XX века Бабурино и соседние деревни составляли крупный горшечный центр: 47 гончарен, 130 мастеров, поставки на ярмарки Ярославля, Костромы,
Оглавление

Есть на Ярославской земле места, где история буквально держится на глине. Одно из таких — деревня Бабурино Даниловского района. Сегодня она известна исследователям как родина уникального народного промысла — бабуринской игрушки, простой на первый взгляд, но содержащей память о трёх–четырёх столетиях ремесленной традиции.

Эта игрушка — не просто игрушка. Это культурный след, который оставили люди, веками работавшие с землёй, огнём и собственной фантазией.

Бабуринская игрушка. автор Михаил Степанович Сотский
Бабуринская игрушка. автор Михаил Степанович Сотский

От первых горшечников до гончарного центра

Точные даты появления промысла неизвестны — но уже 300–400 лет назад в округе работали мастера-гончары. Их труд стал особенно востребован после отмены крепостного права, когда земля оказалась малоплодородной, а людям нужно было выживать.

Так гончарство стало основным источником дохода сельчан. К началу XX века Бабурино и соседние деревни составляли крупный горшечный центр:

  • 47 гончарен,
  • 130 мастеров,
  • поставки на ярмарки Ярославля, Костромы, Вятского и других мест.

Игрушка была частью общего ассортимента — её покупали на ярмарках так же активно, как крестьянские горшки, плошки и утварь.

Фото из группы Даниловского художественного музея
Фото из группы Даниловского художественного музея

Как делали бабуринскую игрушку

Главная «магия» начиналась с глины. В Бабурине она была особенной — жирной, пластичной, не требующей добавления песка.

Процесс изготовления сочетал древние техники, которые почти не менялись со времён Древней Руси:

🔹 Лепка

  • На ручном гончарном круге — ножной в Бабурине так и не прижился.
  • Ленточная техника — когда жгуты глины «привязывали» друг к другу.
  • Фигурки животных, птичек-свистулек, медвежьи и поросячьи копилки лепили полностью вручную.

🔹 Обжиг

Использовали горны ямного типа. Обжиг шёл до трёх часов, пока черепок не начинал «светиться изнутри» — становился розоватым.

🔹 Отделка

  • Чёрный цвет получали, окуная изделие в отвар льняного семени.
  • Блестящую коричневую глазурь — с помощью свинцового сурика, применяемого ещё в домонгольские времена.
  • Декор наносили деревянными инструментами — «трепалом», «подонником». Линии были простыми, ритмичными, подчёркивающими форму.

Ученики в гончарнях начинали работать с 10–12 лет. Труд был сдельным, и нередко нанимали помощников из соседних сёл.

Гончар села Бабурино Михаил Степанович Сотский
Гончар села Бабурино Михаил Степанович Сотский

Как выглядит бабуринская игрушка: узнаваемые черты

Бабуринская игрушка отличается от других ярославских промыслов лаконичностью и утилитарностью.

Её признаки:

  • красный черепок — всегда, без исключений;
  • глазурь прозрачная, блестящая, позволяющая видеть фактуру глины;
  • простые, мягкие формы, без излишней декоративности;
  • редкие, но выразительные узоры — гравировка, ангобные «потёки»;
  • функциональность, унаследованная от посуды: плотные стенки, аккуратные носики, надёжные ручки.

Особенно интересны фигурки и свистульки, которые мастера делали по заказам музеев в 1970-х годах, пытаясь адаптировать промысел под новую эпоху.

Гончар села Бабурино Михаил Степанович Сотский
Гончар села Бабурино Михаил Степанович Сотский

Угасание промысла и последние мастера

Как и многие народные промыслы, бабуринская керамика начала угасать в середине XX века. Металлическая посуда вытеснила глиняную, артели закрывались, а молодёжь уходила в города.

Последние мастера — такие как Александр Каракулин и Михаил Сотский — работали до 1980–2000-х годов, но учеников так и не появилось.

Экспедиция Музея игрушки в Сергиев-Посаде в 1971 году зафиксировала последние «островки» промысла: шесть мастеров делали игрушки по заказам, но в основном лепили цветочные плошки для теплиц.

Сегодня бабуринскую игрушку можно увидеть только в музеях:

  • Даниловская художественная галерея,
  • Историко-краеведческий музей им. Шарапова,
  • Ярославский музей-заповедник.

Промысел стал частью культурного наследия — бесценного, но почти утраченного.

Фото из группы Даниловского художественного музея
Фото из группы Даниловского художественного музея

Почему бабуринская игрушка важна сегодня

Бабуринская игрушка — это не просто артефакт прошлого, а тихий голос Ярославской земли, который продолжает звучать, пока мы помним и рассказываем о нём.

В каждой фигурке — тепло рук мастера, его умение, фантазия и связь с традицией. И пусть сегодня этот промысел почти исчез, его наследие живёт — в музейных коллекциях, в документальных фильмах, в научных исследованиях и в нашем интересе к корням.

Сохраняя память о таких ремёслах, мы сохраняем часть собственной истории — ту, что учит нас ценить простое, человеческое и подлинное.

Из собрания Ярославского музея-заповедника
Из собрания Ярославского музея-заповедника